ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ По данным переписи населения 2001 года, в Донецкой области доля татар составляет 0.40 % (19161 человек) это пятая по численности национальность в области, после украинцев, русских, греков и белорусов. Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). в том числе и на Украине.(86,9 тыс.) Существуют различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время. Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122). Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134). По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - "Алтын Урта" более известного под названием «Золотая Орда». Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков. В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками. Современный татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский ( язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Современные семьи татар в Донецкой области имеют патриархальный характер. Считается, что глава обязан содержать семью. Главным критерием при выборе профессии для мужчины является ее прибыльность. У татар очень популярен анекдот: «Захотела русская девушка выйти замуж за татарина. А мать ее отговаривает: «Не делай этого, татарские мужчины только тем и занимаются, что строятся». В современной татарской семье женщина может реализовать себя в профессиональном плане. Есть среди них и представительницы интеллигентных профессий – учителя, музыканты, актеры, руководители кружков и др. Но при этом у них остаются обязанности ведения домашнего хозяйства, воспитания детей. Мужчины чаще всего в этом участия почти не принимают. Детей воспитывают в строгости, прививают уважение к старшим. Даже после того, как ребенок достигнет совершеннолетия, между ним и родителями сохраняется эмоциональная привязанность. Как правило, сын не женится, пока ему семья не поможет «встать на ноги». Татарские бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании внуков. В то же время у татар нет домов престарелых, так как ребенок считает своим долгом заботиться о родителях до их смерти. Интересно, что почтительное отношение к родителям у татар просматривается и в их поговорках. Например, когда настаивается суп, они говорят: «Пусть суп сходит к своим родителям». Когда женщина выходит замуж, она перестает быть членом родительской семьи. В современных татарских семьях, несмотря на европеизацию, еще сохраняются народные традиции. Принимая гостей, хозяйка дома первым делом подает кофе с татарскими сладостями – курабье и другими видами печенья. За столом сначала обслуживают мужчин (я как-то сев раньше за стол, чем дедушка Рафик получила ложкой по лбу, навсегда усвоив урок). В татарских домах вы не увидите веника, стоящего вертикально. Считается, что веник должен лежать у порога, чтобы все оставалось в семье (чтобы добро не уходило). У татар, как и у славян, существует запрет на переступание веника: переступишь – не будет благополучия. У татар сохраняются религиозные традиции. В семье хотя бы один человек обязан раз в год соблюдать пост – Рамадан (ничего не есть и не пить до захода солнца), чтобы очистить от грехов себя и своих близких. Человек, «держащий уразу» (соблюдающий пост) пользуется большим уважением среди односельчан. После достижения семилетнего возраста, когда, по мнению татар, ребенок начинает самостоятельно мыслить, его обучают Корану. Даже в молодых татарских семьях при соблюдении обрядов сохраняется неравенство между мужчиной и женщиной. Во время похорон женщина не имеет права следовать за процессией на кладбище. И только после сорока дней она может прийти проститься со своим близким. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
|
||||||||||||||
© ДонНТУ Шакирьянова |