ФАКУЛЬТЕТ: Механический
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Качество, стандартизация,сертификация
ТЕМА МАГИСТОРСКОЙ РАБОТЫ: Пути совершенствования образовательной услуги
РУКОВОДИТЕЛЬ: Поклонский Ф.Е.
E-mail: missgracel@rambler.ru
Обоснование актуальности: Одна из первостепенных задач любой организации в условиях современных рыночных отношений — достижение максимальной удовлетворенности потребителей, ведь именно потребитель правит рынком. Организация, которая быстро реагирует на запросы потребителей, при минимальных затратах на обеспечение требуемого качества, имеет больше шансов выиграть борьбу у своих конкурентов. Высшим учебным заведениям (вузам) как организациям, предоставляющим образовательные услуги, также необходимо поставить перед собой такую цель.
Повышаются требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.
Успешная работа любого университета невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Причем, пути и методы совершенствования должны быть адекватны требованиям потребителей, которыми являются работодатели, сами обучающиеся, а также общество и государство, чтобы в итоге получать не просто дипломированного специалиста, а конкурентоспособного специалиста. Выпускник вуза должен обладать необходимым набором качеств, профессиональных знаний, умений и навыков, для того чтобы максимально соответствовать требованиям, предъявляемым к нему на рынке вакансий.
Именно поэтому, выбор темы магисторской работы не является случайным, так как одной из наиболее актуальных проблем в области образования, в современных динамичных и труднопрогнозируемых условиях, является повышение качества образовательной услуги.
Основными источниками, которые содержат информацию и материалы по актуальным проблемам управления вузами, о программах и проектах в области университетского менеджмента и были использованы при написании этой работы — это периодические издания: журналы «Университетское управление: практика и анализ» и «Качество. Инновации. Образование».
Цель работы: углубление общетеоретических представлений касающихся понятия, сущности образовательной услуги, ее совершенствования путем создания системы менеджмента качества . Объектом исследования данной работы является изучение идей, процессов создания и функционирования систем менеджмента качества в вузе.
Конкретизация данного объекта изучения происходит благодаря выделению предмета исследования. Предметом исследования является общее понятие образовательной услуги. Образовательный процесс — это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений. Результат этого усвоения, выраженный в том или ином уровне развития интеллекта, теоретической и практической подготовки человека. Сопоставление этого определения «образовательная услуга» с определением «качество образования» приводит к тому, что образовательную услугу следует рассматривать в двух аспектах: Студент в процессе обучения в вузе, прежде всего, приобретает первый аспект образовательной услуги, получает оценку его соответствия квалификационным требованиям специальности, которая отражается в его дипломе. Его, будущего работодателя, интересует именно этот результат образования. Но в процессе подготовки студент пользуется и вторым аспектом образовательной услуги, т. е. способами и методами возможностей получения первого аспекта. Если десять-пятнадцать лет назад превалировала ценность первого аспекта, и для государства, и для студентов, и всех других сторон, то сейчас вхождение нашей страны в рыночную экономику приводит к увеличению доли платного образования, росту конкуренции среди вузов, повышению уровня требований к образовательным услугам всех заинтересованных сторон. Поэтому стремительно возрастает роль второго аспекта образовательной услуги. По первому принципу существует четкая зависимость системы высшего образования от потребителей (организаций или личностей, которые получают образовательные услуги и молодых специалистов). Потребители имеют текущие и перспективные потребности в специалистах и выдвигают общий перечень требований на сегодня и на недалекое будущее. Из этого вытекает главная задача – полное удовлетворение требований потребителей, изучение и четкое понимание перспектив и стремление работать таким образом, чтобы постоянно превышать ожидания потребителей относительно качества подготовки специалистов (предусмотренная или обязательная потребность). С точки зрения прослеживания исполнения в сфере качества высшего учебного заведения это становится важным элементом системы. Целенаправленная работа по созданию и внедрению систем управления качеством на основе требований стандартов качества ISO 9000:2000 ведется в настоящее время во многих вузах Украины и России. В большинстве используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:
Модель управления, основанная на оценочном методе, предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза. В условиях усиления соперничества среди субъектов высшей школы целый ряд необходимых конкурентных преимуществ создает система менеджмента качества, сертифицированная в соответствии с требованиями ISO 9001:2000. Несомненные преимущества такой системы управления в том, что она упорядочивает образовательную деятельность, т.е. стандартизирует взаимоотношения между отдельными ее участниками и подразделениями , а именно:
Можно конкретизировать преимущества от создания смк в вузе для различных групп потребителей: Ситуацию с обеспечением качества подготовки специалистов в Украине нельзя назвать благополучной из-за воздействия ряда факторов. Можно выделить перечень общих факторов, которые существенно ухудшили уровень предоставления услуг высшего образования:
Актуальность проблемы создания и внедрения систем менеджмента качества в образовательных учреждениях нашла отражение в международных проектах. Программой Темпус — Тасис Европейского союза при поддержке Министерства образования и науки Украины, в период с 2004 по 2005 гг. был поддержан и профинансирован проект SCM “Structural and Complimentary Measures” T008B03 «Программа разработки структурных и дополнительных мер по обеспечению контроля качества обучения». В связи с этим, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время — время возникновения рынка образовательных услуг, глобализации и интернационализации рынка образования, обострения конкуренции (по ценам, программам, специальностям), меняющихся потребностей рынка труда, выхода на рынок иностранных поставщиков услуг с отлаженным менеджментом качества, предложения новых форм и технологий обучения, возрастающих запросов потребителей и необходимости предоставления гарантии качества на образовательную продукцию, наиболее эффективным и комплексным методом улучшения качества предоставления образовательной услуги будет создание системы качества вуза, соответствующей стандартам серии ISO 9000. Именно внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2000 создаст основу для упорядочивания и деконфликтизации образовательного процесса, будет инструментом для профессионального разрешения и предупреждения разнообразных конфликтных ситуаций, способствовать удовлетворению требований внутренних и внешних потребителей: обучающихся, работодателей, руководства, сотрудников, государства[4]. То есть те вузы, которые хотят развивать свою предпринимательскую и инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынке образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентироваться на потребителей, должны применять современные методы и стандарты управления качеством.
1. Качество образования в стратегии управления классическим университетом/Шафранов-Куцев Г.Ф.//Университетское управление: практика и анализ.- 2002.-№2.http://www.umj.ru
Для этого ставятся следующие задачи:
Для изучения этой проблемы необходимо применить различные методы: аналитический, сравнительный, обзора литературных источников, законодательных актов, периодических изданий и Internet-источников.
Понятие и сущность образовательной услуги
Согласно Закону Украины «О высшем образовании», образовательная деятельность — это деятельность, связанная с предоставлением услуг для приобретения высшего образования, с выдачей соответствующего документа. Качество образовательной деятельности — это совокупность характеристик системы высшего образования и ее составных, которая определяет ее способность удовлетворять установленные и предусмотренные потребности отдельного лица и общества. Однако в законе не дается определение образовательной услуги.
Согласно стандарту ISO 9000:2000 «Основные термины и определения», продукция является результатом процесса. Услуга — результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, она, как правило, нематериальна. Предоставление услуги может включать, к примеру, следующее: предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний). В работе Качалова В. А. цитируется следующее определение образовательной услуги — «это объем учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практических навыков, передаваемых личности по определенной программе».
Образовательная услуга — комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. По своим целям и содержанию образовательные услуги подразделяются на:
Специфика образовательных услуг состоит в том, что их потребителем одновременно является конкретный человек, и общество в целом. Иначе говоря, в высоком качестве образовательных услуг заинтересованы как отдельное лицо, так и государство, которое должно выступать гарантом национальных интересов. Кроме того, к качеству образования проявляет интерес и работодатель. Таким образом, в условиях Болонского процесса потребителями образовательных услуг одновременно должны быть три стороны: лицо, работодатель и социум страны вообще. Именно общество доверяет органам государственной власти, в частности Министерству образования и науки Украины, быть как производителями образовательных услуг, так и ведомственным контроллером их качества.
Основными составляющими качества образовательных услуг являются качество результата (знания, умения, навыки выпускников) и качество процессов достижения результата (их соответствие государственным образовательным стандартам).
Таким образом, вуз — это производитель образовательной услуги, которая является товаром (продукцией), который университеты предъявляют на международном, национальном и региональных рынках. Поэтому на вузы переносится следующий подход: конкурентоспособным на рынке образовательных услуг становится тот университет, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества. Соответственно, современный университет должен иметь систему управления качеством.[1]
Принципы улучшения образовательной услуги
Достижение положительных результатов по улучшению предоставления образовательной услуги становится возможным благодаря внедрению и сопровождению системы менеджмента качества, которая предназначена для постоянного улучшения ее показателей.
В соответствии с международными стандартами серии ISO 9000, базовой основой работы высших учебных заведений могут стать восемь главных принципов или условий менеджмента качества (см. рис. 1):
Рисунок 1 - Принципы менеджмента качества
По второму условию, которое называется «Руководство», предусматривается в вузах наличие жестких требований к деловым и моральным качествам ректоров и директоров высших учебных заведений. Последние должны руководствоваться принципами, которые устанавливают единство целей вуза, их качество, а главное, отработать направления действия с распределением на этапы, подэтапы и т.п.
Руководитель учебного заведения, независимо от уровня аккредитации, призван работать над созданием и поддержанием такого внутреннего «микроклимата», благодаря которому возможно полное привлечение всех категорий работников к выполнению главной задачи вуза — качественной подготовки специалистов. Другими словами, создается надлежащая рабочая среда, совокупность условий, за которыми стоит качество самой работы.
Привлечение работников — это третье условие менеджмента. Оно предусматривает такой подход, чтобы каждый работник учебного заведения, которое готовит высококвалифицированных специалистов, стал бы одинаково ценным для образовательной сферы. Его квалификация, умение, талант, опыт представляют достояние высшего учебного заведения, а полное привлечение дает возможность использовать перечисленные качества на благо вуза. Следует отработать, а в некоторых случаях усовершенствовать четкую систему поощрения работников за добросовестное выполнение обязанностей, за проявленную инициативу, за сверхурочные часы и т.п.
Четвертое условие ставит перед руководителями отрасли задачу, чтобы ко всему, что происходит в учебном заведении, был подход с позиции процесса.
Конечная цель, желательный результат достигается более эффективно в том случае, когда управление деятельностью и соответствующими ресурсами осуществляется в виде процесса со всеми для этого вытекающими требованиями. Это относится к различным заинтересованным сторонам: высшим учебным заведениям, органам государственного или местного управления, потребителям конечного продукта — предприятиям и организациям. Сам процесс следует определять как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности учебного заведения, который предусматривает входы и выходы.
Одним из ключевых принципов качества становится системный подход к менеджменту (пятый принцип). Ректоры и директора вузов обязаны четко понимать и представлять взаимосвязь процессов, которые оказывают содействие повышению эффективности и результативности работы образовательного учреждения в выполнении поставленных задач. В сферу качества, безусловно, следует включать все стороны деятельности высшего учебного заведения, в том числе связанные с развитием материально-технической базы, компьютерного обеспечения, решением проблем финансирования и других сфер функционирования вуза.
Можно смело утверждать, что разные действующие разделы в организации системы менеджмента органически объединены с системой менеджмента качества, они могут и должны образовывать единую систему менеджмента с общим элементом и с одной целью получения качественного продукта на выходе — всесторонне развитого, высококвалифицированного специалиста.
Именно такие подходы дают возможность упрощать планирование, более эффективно распределять ресурсы, доходить до кафедры и лаборатории, определять дополнительные задачи на будущее, а главное — систематически оценивать результаты деятельности преподавателя, кафедры, научной лаборатории, факультета и высшего учебного заведения в целом.
По шестому принципу предполагается постоянное усовершенствование. В этой работе первоочередными задачами учебного заведения, его высшего руководства, которое направляет и контролирует деятельность вуза, становится постоянное улучшение общих показателей учебно-воспитательной, научной и хозяйственной работы.
Требования к взаимосвязанным или взаимодействующим видам деятельности должны сопровождаться постановкой задач по выявлению возможностей усовершенствования — это постоянный процесс, включающий анализ состояния дел со стороны ректоров и директоров высших учебных заведений, корректирование, а также применение мер упреждения со стороны руководства.
К седьмому принципу системы менеджмента относят подход к принятию решений на основании фактов. Эффективные решения основываются на анализе данных и соответствующей достоверной информации. Под этим следует понимать реальные данные в виде документов. Используя их, можно проводить следующие операции:
И последний принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Высшее учебное заведение и учебные заведения, которые дают полное среднее образование (школы, лицеи, гимназии, техникумы и колледжи), в реальной жизни всегда взаимозависимы. Во многих случаях они партнеры в процессе подготовки специалистов для различных сфер производства и услуг. Взаимовыгодные отношения между ними расширяют возможности добавления ценности каждой из сторон.[2]
Анализ СМК в вузах России и Украины
Модель управления, основанная на принципах TQM (Total Quality Management) (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности вуза, с точки зрения рыночной экономики, как «производителя» образовательной продукции и оказания образовательных услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности вуза, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.
Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества серии ISO 9000:2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе, процессном подходе. В отличие от модели TQM, в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.
Опыт работы российских и украинских вузов в направлении внедрения и использования современных методов управления, с целью повышения качества в образовании, показывает, что задача эффективного внедрения принципов менеджмента качества требует совершенствования организационной и функциональной структуры вуза, разработки плана его стратегического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы, развития инновационной инфраструктуры, продуманной кадровой политики в сфере науки и образования, формирования сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь «ВУЗ — потребитель».
Таким образом, анализ опыта работы вузов Украины и России позволяет выделить следующие тенденции:
Преимущества от создания СМК в вузе
1. Для абитуриентов и студентов:
2. Для работодателей:
3. Для руководства и сотрудников:
4. Для государства:
Проблемы создания СМК в украинских вузах
По инициативе вузов Украины и при поддержке Министерства образования и науки Украины, Британского Совета (British Council/ REAP), Международного Фонда «Возрождение» проводились конференции и семинары по проблемам совершенствования качества образования и современным методам управления вузами, на которых, в том числе, обсуждались и результаты, полученные при выполнении научных исследований.
Однако, исходя из опыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:
Вывод
Список использованных источников
2. Развитие методологии создания системы менеджмента качества в вузе/Левшина В.В.//Университетское управление.- 2003.- N 2(25).- С. 60-63.http://www.quality.edu.ru/
3. Система менеджмента качества в техническом вузе. Опыт Новосибирского государственного технического университета/Востриков А.С., Пустовой Н.В., Афанасьев Ю.А.//Университетское управление: практика и анализ.- 2003.- №2. http://www.umj.ru
4. Структура системы управления качеством образования. Основные направления развития//Опубликовано в сборнике: Материалы научно-практического семинара "Проблемы управления качеством образования". Уфа: РИО БФ АТиСО.- 2003.- С. 15-23. ttp://www.quality.edu.ru
5. Внедрение международных стандартов качества и влияние их на подготовку высококвалифицированных специалистов/Викторов В.Г//http://www.education.rekom.ru/
6. Формирование системы менеджмента качества вуза/В.В.Левшина, В.К.Зиненко, Э.С.Бука, В.Ф.Харин//http://quality.eup.ru/
© ДонНТУ, Щербакова Е.В.