Электротехнический факультет
Специальность: Электрические станции
В 1972 году была построена 24 школа. В то время школа очень сильно отличалась по архитектуре от других школ города. Учащимся до сих пор очень нравится, что в ней так много разных переходов, когда из «детского» крыла попадаешь в «мир» старшеклассников.
Территория и площадь школы составляет 12213 м2. Школа оснащена: спортзалами и спортплощадками; мастерскими; уютными учебными кабинетами; компьютерным классом; актовым залом; библиотекой; столовой.
Школа была одной из самых сильных в городе (какой она и остается в настоящее время), троечником жилось несладко, двоечников были единицы, за успеваемость боролись в лучших традициях социалистических времён. Было такое понятие как «лицо класса» - человеку говорили - «Ты позоришь наш класс», и для него это было серьёзнее, чем вызов родителей в школу или явка к директору. Классный руководитель очень боролся за сплочённость коллектива, однако отношения складывались по-разному, но сейчас, уже с позиции взрослого человека, можно оценить ее усилия, тем более, что после школы мы почти всем классом разошлись по вузам.
Коссов Юрий Михайлович
Родился 17 октября 1921 года в Харцызске.
Детские годы его прошли в железнодорожной школе №6. В ней он закончил 9 классов.
После школы Юрий Михайлович поступил в Енакиевское педучилище и закончил его в 1940 году.
Педагогический путь Юрия Михайловича начался в Грузно-Зоринском детском доме.
В ноябре 1940 года он был призван в ряды Советской Армии и служил в Москве до 1941 г.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Как и большинство советских парней, Юрий Михайлович в июле 1941 г. был отправлен на фронт. Воевал он на Белорусском фронте. В бою был ранен, попал в госпиталь.
После госпиталя закончил школу военных водителей и был направлен в Иран.
В 1945 году судьба забросила Юрия Михайловича в город Владивосток .Там он поступил в военное училище. В этом же году Юрий Михайлович демобилизовался и вернулся в родной город.
Продолжается его педагогический путь. Он работает в школах № 4, № 1 .
Заочно Юрий Михайлович заканчивает филологический факультет Донецкого педагогического института.
Молодой, энергичный педагог работал инспектором ГОРОНО, создавал Харцызский интернат и работал 15 лет его директором. В 1972 году в Харцызске открылась большая, новая школа №24 , куда Юрий Михайлович был назначен директором. Работал первый директор в ОШ № 24 до ухода на заслуженный отдых.
Сарапина Мария Ивановна
Мария Ивановна родилась в г.Донецке 23 апреля 1924 года. Среднюю школу окончила на «отлично». Выпускной вечер совпал с началом Великой Отечественной войны.
Мария Ивановна поступила в Донецкий политехнический институт на геологоразведочный факультет, но, закончив первый курс, поняла, что это не её призвание, и поступила в пединститут. В институте Мария Ивановна была председателем студенческого профсоюза всего вуза. В 1949 году закончила пединститут на «отлично».
Сарапина Мария Ивановна стала директором ОШ № 24 в июле 1974 года. На этом руководящем посту Мария Ивановна была 5 лет. Это был по-настоящему призванный руководитель: умный, чуткий, справедливый, знающий и любящий своё дело.
Под руководством Марии Ивановны школа принимала участие во всевозможных городских и областных конкурсах, где занимала только призовые первые и вторые места. Школа неоднократно награждалась грамотами и памятными призами. Мария Ивановна сумела создать из молодого неоднородного коллектива учителей дружную семью педагогов единомышленников.
Козина Таиса Ивановна
Родилась 27 октября 1934 г. в п. Кутейниково Амросиевского района.
В 1949 г. окончила 7 классов СШ № 1 г. Курахово.
В 1949-1953 гг. училась в Марьинском педагогическом училище. После окончания, получив диплом с отличием, была направлена на работу учителем русского языка и литературы в Пуговскую среднюю школу Рогатинского района Ивано-Франковской области. Работала в этой школе учителем русского языка и литературы в 5-7 классах. Затем работала директором Залановской неполной средней школы.
После замужества переехала в г. Нижний Тагил Свердловской области. Работала заведующей начальной школы № 69.
В 1961 году семья переехала в г. Харцызск. Сначала работала учителем русского языка и литературы в школе № 19. Позже была завучем, директором этой школы.
В 1962 году заочно окончила Уральский государственный университет, филологический факультет.
Работала инструктором, лектором Харцызского горкома партии. В 1973-1979 годах была заведующей Харцызским ГОРОНО.
В 1979 году бала назначена Директором средней школы № 24, где и проработала 10 лет 4 месяца до ухода на пенсию.
НАГРАДЫ:
«Отличник просвещения СССР»,
«Відмінник народної освіти»,
Медаль «За доблестный труд»,
Три грамоты Министерства просвещения УССР,
Грамота ЦК ВЛКСМ.
Награждена медалью «Ветеран труда».
Трижды избиралась депутатом Харцызского горсовета, была председателем комиссии по народному образованию.
Аксёнова Лидия Владимировна
Лидия Владимировна окончила Днепропетровский Государственный университет на «отлично», получив красный диплом.
Свою педагогическую деятельность начинала воспитателем на полставки в школе-интернате города Зугрэса. С 1975г. по 1979г. - воспитатель в школе-интернате города Харцызска. С1980 года завуч в ОШ №3. С 1984г. по 1987г. Лидия Владимировна возглавляет педколлектив ОШ №7, затем по 1989 год заведующая ГОРОНО. С ноября 1989 года слала директором ОШ№24.
Эта миловидная женщина сочетает в себе все необходимые качества руководителя: чуткость, внимание с требовательностью к себе и руководимому ею педколлективу. Человек, который сам не стоит на месте, всегда в поиске нового, приемлемого в современной жизни, и заставляет быть такими же коллег.
С 1972 г. по 1985г. происходит обеспечение высокого уровня обучения за основами наук.
С 1985-1991 гг. происходит обеспечение высокого уровня обучения ученикам.
С 1991 года школа включена в эксперимент по модульно-развивающей системе обучения.
Какой должна быть современная школа?
Школа, как часть социальной системы, будто зеркало отбивает процессы, которые происходят в обществе. И, ожидая лучших времен, уже сегодня надо создавать школу, которая опережала бы свое время, школу, способную подготовить активных строителей нового общества. Так как возрождение Украины невозможное без обновления школы. Так, 2000 года общеобразовательная школа №24 стала городской экспериментальной площадкой по модульно-развивающему обучения. Цель и задачи этой системы обучения -поставить учителя и ученика в такие условия, чтобы они были в творческом поиске, умственно и духовно возрастали, максимально самореализовывались в учебно-воспитательном процессе. С 2000 года школа работает по экспериментальной программе внедрения модульно-развивающей системы обучения в учебно-воспитательный процесс, идет перестройка всей учебной деятельности соответственно этапам полного функционального цикла: от чувственно-эмоционального и установочно-мотивационного к контрольно-рефлексивному и духовно-эстетичному.
Творческая настойчивая работа педагогов учебного заведения, достижения ученического коллектива разрешили получить ОШ №24 статус лицея. С 2004-2005 учебного года ОШ №24 стала Харцызским разнопрофильный лицеем №1.
Научная работа в лицее на современном этапе строится с учетом функционирования лицея как учебного заведения нового типа и направленная на реализацию интеллектуально-творческого потенциала учителей и учеников. Научная деятельность лицея призвана обеспечить качественные изменения в учебно-воспитательном процессе учебного заведения нового типа и осуществляется за несколькими направлениями:
1. Научно-экспериментальным.
2. Инновационно- технологическим.
3. Инновационно- управленческим.
Инновационная деятельность лицея осуществляется с учетом региональной политики в области образования и обновление системы образования в Украине в целом.
На 35-летие общеобразовательной школы №24, которая имеет сейчас статус, лицея №1 было достигнуто:
1. Кадровый потенциал:
46 учителей:
94% имеют высшее образование;
63% имеют возраст до 55 лет;
80% имеют стаж работы 12 лет, т.е. достигли своего творческого развития;
76% имеют высшую и первую квалификационную категорию;
24% являются старшими учителями и методистами;
69% составляет коэффициент интеллектуального развития;
71% составляет коэффициент психологической грамотности;
15% имеют главную черту личности - креативность;
33% имеют главную черту личности - трудолюбие;
30% имеют главную черту личности - стремление самосовершенствованию;
10% являются руководителями городских методических объединений;
7% являются членами творческих групп ОблИПО.
2. Выпущено со школы 2624 ученика:
134 ученика награждены Золотой медалью;
76 учеников награждены Серебряной медалью.
3. За годы существования школы качество знаний увеличилось с 27% до 68%.
4. Школа с 1978 года является призером городских олимпиад из основ наук:
•призер областной олимпиады по математики в 2006 году – Дерментли Федор (ІІІ место), учитель Михайловская А. Ф. ;
•призеры Всеукраинских олимпиад из биологии:
2004 г. - Бабенко Майкл, учитель Кирьянова И. В.
2006г. - Колесников Сергей, учитель Кирьянова И. В.
• призер Международных олимпиад из экологии в 2006 году Колесников Сергей (Бронзовая медаль), учитель Кирьянова И. В.;
5. Ученики школы принимают участие в разных конкурсных программах:
•МАН (математика, экология, биология, физика, экономика, история);
• с 1999г. принимают участие в Международной математической олимпиаде "Кенгуру" (получили 118 Золотых сертификатов, 483 Серебряных сертификатов; 3 ученика награжденные поездками в математический лагерь г. Левадия);
•с 2002 года принимают участие во Всеукраинской олимпиаде по физике "Львенок" (получили 50 Золотых сертификатов, 133 Серебряных сертификатов);
•с 2004 года принимают участие в интерактивной игре "Колосок" (получили 40 Золотых сертификатов, 68 Серебряных сертификатов, команды учеников 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов получили Золотые сертификаты).
6. Школа с 1975 является призером Городской спартакиады школьников:
•имеет вековые команды ребят из футбола и баскетбола;
• 20% учеников систематически занимаются спортом.
7. Лицей занимается эстетичным развитием учеников (21% учеников занимаются музыкой, в театральных, художественных, хореографических студиях).
Прошло более четырех лет с того момента, как я окончила ОШ №24 (ХРЛ №1), но собирая материал на индивидуальное задание, я окунулась в океан приятных для меня воспоминаний.
Учеба в школе была интересной и познавательной. Каждый из учителей по своему заинтересовывал и увлекал своим предметом школьников. Каждый урок был неповторим.
До сих пор остались теплые воспоминания об уроках по русской литературе с Пуниной Татьяной Ивановной. Каждое из произведений она преподносила так, что обязательно прейдя домой, ты начинал читать книгу взахлёб. Хотелось читать даже то, что не входило в школьную программу, но это название ты слышала из уст Татьяны Ивановны.
Прейдя на следующий урок по русской литературе, ты попадал в мир пестрых дискуссий, где все без исключений, ученики класса, принимали участие в разборе прочитанного произведения.
Также, без внимания не остались и уроки физики. Физика меня интересовала всегда, но полюбила я ее только в 10-11 классах, когда пошла, учиться в физико-математический класс и моей учительницей стала Кочергина Светлана Федоровна.
Хотя на неделю у нас было предусмотрено 6 уроков (3 модуля) по физике, но все они проходили подряд в один день – субботу (и сейчас в ХРЛ №1 модули по физике в 10-11 физико-математических классах проходят по субботам).
Суббота была самым тяжелым днем, но на уроках мы этого не ощущали. За целый день ты успевал сделать все: и написать опрос по предыдущему материалу, и написать новую лекцию, а также сделать минимум, как одну лабораторную работу. Усталости не было.
Светлана Федоровна делала уроки легкими, неповторимыми и не забываемыми.
Каждый из учителей вкладывал в нас свою душу. О всех учителях хотелось бы написать такие слова:
Учитель, словно рыцарь, жизнь проводит
Ведь каждый день он с самого утра
По детским душам в странствие уходит
Во имя правды, света и добра.
И мудростью простого человека
Увенчана как шлемом голова.
Освящено оружие от века –
Слова и взгляды, взгляды и слова.
Что может взгляд тревожный, но немой?
Мы сомневались в них, но снова, снова
Они вели нас всюду за собой.
И сейчас, спустя четыре с лишним года, прейдя свою бывшую школу, ты оказываешься в своем родном доме. Где все учителя и директор, Аксенова Лидия Владимировна встречают тебя, как самые близкие и любимые для тебя люди. Они до сих пор переживают за тебя и радуются всем твоим достижениям.
Школа была, есть и будет моей большой семьей.