ДонНТУ Портал магистров
Назад

Использование явления сверхпроводимости в электротехнике

Шевцов Алексей Викторович    Ст.преподаватель Зибольд Александр Федорович

Межвузовская студенчиская конференция "Физика и научно-технический прогресс" (ФиНаТ-2006)


1. Сверхпроводимость как физическое явление
2. Электротехническое оборудование построенное на основе явления сверхпроводимости
   2.1 Трансформаторы
   2.2 Ограничители тока
   2.3 Линии электропередач
   2.4 Накопители энергии
   2.5 Электрические машины
Выводы
Перечень использованной литературы


1.СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

      Сверхпроводимость - необычное свойство материала нулевое электрическое сопротивление на постоянном токе при температуре, близкой к абсолютному нулю, - открыта в 1911 г. голландским ученым Каммерлинг-Оннесом. Было обнаружено, что в сверхпроводниках I рода относительно невысокие магнитные поля и небольшие токи разрушают состояние с нулевым сопротивлением, что явилось в то время причиной, сдерживающей техническое применение сверхпроводимости.
      В 1933 г. Мейсснер и Оксснфельд показали, что сверхпроводимость является новым фазовым состоянием вещества: помимо пулевого сопротивления СП образца в сверхпроводниках I рода наблюдается выталкивание магнитного потока из объема образца (эффект Мейсснера). Были определены понятия критической температуры То критического магнитного поля Нс и критической плотности тока Jc, определяющие фазовую диаграмму СП и верхние пределы появления сверхпроводимости в материале.
      В начале 50-х годов В.Л. Гинзбургом и Л.Д. Ландау была предложена термодинамическая теория сверхпроводимости, описывающая большинство свойств сверхпроводников I и II рода. Эта теория была использована А.А. Абрикосовым и Л.П. Горьковым и привела к понятию "смешанной" сверхпроводящей фазы, в которой нормальные и сверхпроводящие области могут сосуществовать в сверхпроводниках II рода. Было установлено, что в смешанном состоянии магнитное поле может проникать в сверхпроводящий материал и при этом не происходит полного выталкивания магнитного потока из СП И, а сверхпроводящая фаза существует в материале вплоть до очень высоких значений напряженности магнитного поля.
      До 1986 г. в феврале в публикации сообщалось об открытии сверхпроводящих материалов с Тс около температуры жидкого азота (77 К) - прорыв, которого ждали ученые и технологи. Этот новый высокотемпературный сверхпроводник (ВТСП) с Тс = 94 К - сложный многокомпонентный куп-рат, состав, кристаллическая структура и свойства которого в настоящее время хорошо изучены. Наиболее высокое значение Тс = 164 К.       В нашей стране и за рубежом освоено опытно-промышленное производство обмоточных материалов первого поколения. Они созданы на базе сверхпроводников семейства висмутовых купратов Bi2Ca2Sf2Cu30io или для краткости Bi-2223 со структурой тетрагонального слоистого перовскита.
      Использование низкотемпературных (НТСП) и высокотемпературных (ВТСП) сверхпроводниковых (СП) материалов позволяет существенно улучшить энергетические и массогабаритные характеристики электрических машин. Можно отметить также, что прогресс в создании ВТСП материалов дает сильный импульс для разработки принципиально новых схем СП электрических машин. Такие электрические машины найдут широкое применение в различных областях современной техники, таких как наземные и бортовые энергетические системы, высокоскоростной транспорт, аэрокосмическая техника, энергетические установки для морских судов, металлургическая промышленность и т.д.

2. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПОСТРОЕНОЕ НА ОСНОВЕ ЯВЛЕНИЯ СВЕРХПРОВОДИМОСТИ

        2.1Сверхпроводниковые трансформаторы
      Электрические трансформаторы за последние 50 лет практически не подвергались значительным изменениям. В период развития работ по НТСП технологии были созданы в различных странах модели сверхпроводниковых трансформаторов с мощностью до 1 MB*А. Однако это направление работ не вызвало большого интереса, поскольку не выявило существенных преимуществ применения сверхпроводимости.
      Открытие ВТСП позволило по-новому подойти к этой проблеме. Использование жидкого азота в качестве хладагента и изоляционной среды резко изменило отношение к сверхпроводниковым трансформаторам.
      В настоящее время существуют три основных проекта по созданию ВТСП-трансформаторов: в Европе, США и Японии. Работа над ними началась примерно в одно и то же время, и в 1997 году все три были реализованы в опытных образцах.
      Основной принцип устройства и работы сверх проводникового трансформатора:
      Обмотки погружены в жидкий азот, служащий одновременно и изоляцией, и охлаждающей средой. Сердечник трансформатора работает при температуре окружающей среды, т.к. его охлаждение приведет только к лишним нагрузкам криогенной системы, а не к улучшенным характеристикам. Обмотки термически изолированы от сердечника и окружающей среды с помощью двустенных контейнеров (так называемых криостатов), выполненных из эпоксида, между стенками которых поддерживается вакуум, обеспечиваемый непрерывной работой насоса.
      По данным испытаний потери при номинальном токе составили 337 Вт, а потери холостого хода в сердечнике - 2,1 кВт. Общие тепловые потери равны примерно половине потерь в проводе. После успешных испытаний упомянутые компании подписали договор, по которому каждая из них выделила по 5 миллионов долларов на разработку компанией ASC улучшенного ВТСП-провода.
      Основные их преимущества таких трансформаторов в настоящее время определяются следующим:

    1-экологическая безопасность благодаря отсутствию трансформаторного масла;
    2-уменьшенные массогабаритные показатели;
    3-повышенная надежность благодаря отсутствию старения высоковольтной изоляции при криогенных температурах;
    4-пониженные потери и повышенный КПД.
      Капитальная стоимость сверхпроводникового трансформатора будет приблизительно на 20% ниже, чем традиционного аналога такой же мощности даже с учетом достаточно низких характеристик обмоточного ВТСП материала: плотность критического тока составляет при температуре жидкого азота в собственном поле тока и потери на переменном токе 0,25 мВт/А·м в поле 0,1 Тл.
      Существенным достоинством является также высокая перегрузочная способность ВТСП трансформатора - до 100% в течение многих часов.
      Дальнейшей целью ставится достижение мощности ВТСП-трансформатора 30 МВА, а конечной - 100 МВА.
Изготовлены и испытаны модели от 630 кВ o А до 1 MB o А, ведутся разработки трансформаторов мощностью от 10 до 40 MB-А. По данным Министерства энергетики США, сделавшего в 1993 году подробный анализ возможного применения ВТСП-трансформаторов мощностью до 30 МВА, затраты (при средней оценке) на весь срок службы при эксплуатации ВТСП-трансформаторов будут наполовину меньше по сравнению с затратами на обслуживание традиционно применяемых трансформаторов. А в результате анализа будущего применения ВТСП-трансформаторов 30-1500 МВА, представленного на конференции во Франции в 1994 году, было выявлено, что затраты будут на 70% меньше.

        2.2Ограничители тока

      Ограничитель тока короткого замыкания (ОТКЗ) - устройство, позволяющее быстро и эффективно ограничить ток в сети при КЗ. Время существования короткого замыкания (КЗ) до отключения его высоковольтным выключателем может превышать 1 с, и все оборудование энергосистемы в этот период времени подвержено воздействию токов КЗ. При этом в функции даже самых быстродействующих выключателей не входит задача ограничения токов КЗ.
     В простейших вариантах ОТКЗ на основе ВТСП может использоваться свойство токонесущего элемента находиться в состояниях с нулевым или конечным сопротивлением. При превышении током в цепи критического значения сверхпроводник переходит в нормальное состояние и появляется сопротивление, ограничивающее ток. Существуют и другие схемы ВТСП ОТКЗ, использующие не только переход из сверхпроводящего состояния в нормальное, но и свойство сверхпроводников сохранять "захваченный" магнитный поток. В этом случае при КЗ и повышении тока меняется полное сопротивление цепи, что также ограничивает ток КЗ.
      Сверхпроводниковый ограничитель тока представляет собой устройство, надежно ограничивающее токи КЗ. Применение ограничителей тока существенно упрощает всю коммутационную аппаратуру, устанавливаемую за ними. Прежде всего резко снижается разрывная мощность высоковольтных выключателей.
      Основные требования, предъявляемые к ограничителям тока:
    1-ограничение ударных токов КЗ в течение первого полупериода;
    2-ограничение установившихся токов КЗ и низкий уровень потерь в нормальных режимах работы;.
    3-быстрый возврат к исходному режиму после ограничения аварийных токов;
    4-высокая надежность, сопоставимая с надежностью силовых трансформаторов;
    5-работа ограничителя тока не должна приводить к появлению опасных перенапряжений и препятствовать нормальному функционированию систем автоматики, защиты и высоковольтных выключателей;
    6-полные потери должны быть ниже, чем в трансформаторе: в диапазоне от 0,01 до 0,1% номинальной мощности защищаемой цепи.
      Уже ведутся исследовательские работы по оптимизации и выбору схемы ВТСП ОТКЗ и режимов его работы в сетях (известно до шести возможных схем ВТСП токоограничителя), подбору оптимальных ВТСП материалов, разработке новых элементов ограничителя. Как правило, исследования проводятся на малых моделях. Тем не менее, в настоящее время реализованы реальные проекты мощностью до 10 МВoА, несколько вариантов мощностью около 1 MB-А испытывались на подстанциях. Одним из первых был испытан СОТ мощностью 1,2 MB-А, установленный в Женевской энергосистеме (Швейцария).
      Реализованные крупные проекты в основном используют "резистивную" схему как наиболее простую. В Японии и Южной Корее развиваются проекты резистивных токоограничителей на тонких YBaCuO пленках. Так, в Японии построена модель ограничителя тока на рабочее напряжение 6,6 кВ. В корейском проекте на 2,2 MB-А используется набор большеразмерных пленок производства компании Theva (Германия). В объединенном европейском проекте токоограничителя на 10 MB-А применен резистивный вариант с использованием специальных объемных труб на основе соединения Bi-2212. Сверхпроводящие элементы токоограничителя, изготовленные по специальной технологии, разработаны компанией Nexans. ВТСП токоограничитель проходит натурные испытания на подстанции в г. Нетфен (Германия).

        2.3 Линии электропередач

      Силовые сверхпроводниковые кабели разрабатывались еще на базе НТСП технологий преимущественно в СССР и США. Были разработаны и испытаны кабели жесткой и гибкой конструкций. Участь этих разработок была подобна участи разработок другого электротехнического борудования при использовании НТСП.       Разработки показали возможность значительного сокращения потерь на передачу электроэнергии, но имели ограничения практического промышленного использования, связанные, главным образом, с проблемами криостатирования на уровне гелиевых температур. Короткие куски силового сверхпроводящего кабеля длиной, не превышающей десятков метров, использовались лишь при создании крупных сверхпроводящих магнитов для связи различных частей установок между собой и источниками питания.
      Одним из основных практических выводов, полученных на этапе разработки НТСП кабелей, явилась следующая концепция: для передачи СП кабелями мощности до 5ГВ*А, в принципе, не требуется применения номинальных напряжений свыше 220 кВ. Большие напряжения могут приниматься по системным соображениям.
      Криогенная кабельная линия включает три основных компонента: собственно криогенный кабель, систему криогенного обеспечения, концевые устройства (токовводы). Токовводы сверхпроводниковой кабельной линии сочетают функции высоковольтной концевой кабельной муфты и теплового моста между холодной зоной и окружающей средой.
      Появление ВТСП с азотным охлаждением привело к качественно новому этапу разработок и практической реализации криогенных кабелей. Представительные отрезки ВТСП кабеля различной конструкции и длиной до 100 м разработаны и успешно испытаны на уровне температур жидкого азота. В Европе при поддержке ЕЭС активно ведутся работы по созданию и испытанию моделей кабелей длиной до 50 м. В Японии при поддержке токийской энергетической компании подобные работы проводят фирмы Furukawa Electric Co, Sumitomo Electric Indust. Ltd и др. Наиболее широко работы по линиям электропередачи с использованием ВТСП развернуты в США и Японии. Наряду с коммерческими фирмами в США к работам привлечены основные национальные лаборатории. Оценки показывают, что короткие ВТСП кабельные линии электропередачи с длиной от десятка метров до десятка километров имеют преимущества перед традиционными кабельными линиями для сильноточных токопроводов на электростанциях мощностью ГВ o А и более, для глубоких вводов в районы большого потребления энергии, для замены отслуживших свой срок традиционных кабельных линий при необходимости увеличения передаваемой мощности, при повышенных требованиях к кабельной линии с точки зрения пожаробезопасности и подавления электромагнитного излучения.
      Значительные перспективы открываются перед ВТСП кабельными линиями постоянного тока". Они позволяют создавать системы "высоковольтный генератор - сверхпроводящая линия постоянного тока", работающие на генераторном напряжении. Более того, они дают возможность передавать большие потоки энергии масштаба 10ГВ-А и более на расстояние во многие тысячи километров более эффективно как с точки зрения экономики, так и экологии, чем воздушные линии электропередачи сверхвысокого напряжения.

        2.4 Накопители энергии

      Накопители энергии, в которых используются сверхпроводящие материалы, могут быть разделены па две группы:
    а) сверхпроводящие индуктивные накопители энергии (СПИН);
    б) кинетические накопители энергии с магнитным подвесом.
     Сверхпроводниковые индуктивные накопители представляют собой сверхпроводниковые устройства, работающие на постоянном токе. Энергия запасается в магнитном поле этих, устройств и может храниться сколь угодно долго, если обмотка находится при температуре, ниже критической для данных значений рабочего магнитного поля и тока. При протекании в процессе хранения энергии по катушке СПИН постоянного тока активные потери отсутствуют, поэтому можно рассматривать только потери на поддержание рабочей температуры (потери системы криогенного обеспечения).
      Поскольку источником тока обычно является сеть переменного тока, необходимо в процессе заряда СПИН произвести выпрямление тока, а в процессе разряда - его инвертирование, при этом в полупроводниковом преобразователе также будут существовать потери, но они невелики. Удельная энергия, запасаемая в СПИН, тем выше, чем выше значение магнитного поля. Очевидно, что СПИН состоит из трех основных элементов: собственно сверхпроводниковой магнитной системы (CMC), устройства связи CMC с цепью переменного тока и устройства, обеспечивающего криостатирование сверхпроводника. Обмоточные материалы, используемые в НТСП технологии, позволяют создавать в больших объемах магнитные поля с индукцией 5-10 Тл и удельной запасенной энергией 3-12 кВт -ч/м3.
      С помощью СПИН возможно регулирование активной и реактивной мощности. Если в качестве вентилей в сопрягающем устройстве используются обычные тиристоры, будет иметь место естественная коммутация. Поэтому наряду с потреблением и выдачей активной мощности (выпрямительный и инверторный режимы) происходит только потребление. реактивной мощности. Для создания системы, которая позволяла бы не только потреблять, но и отдавать реактивную мощность, необходимо использовать преобразователи напряжения на IGBT транзисторах или запираемых тиристорах.
      Другим способом накопления энергии может являться использование маховика, запасающего кинетическую энергию. При работе кинетического накопителя энергии имеются потери на трение маховика о воздух, потери на трение в подшипниках.
      Если маховик вращается в вакууме, а для снижения потерь в опорах применена система магнитного подвеса, потери резко снижаются. При этом наиболее удачным решением является применение для магнитного подвеса ВТСП материалов в сочетании с редкоземельными магнитами. При работе кинетического накопителя энергии имеют место потери в полупроводниковом преобразователе, представляющем собой систему "переменный ток - постоянный ток - переменный ток", необходимую для поддержания постоянной частоты выходного напряжения генератора при переменной частоте маховика и ротора. Потери в таком преобразователе сопоставимы с потерями в преобразователе СПИН. Потери, связанные с работой системы криогенного обеспечения, будут значительно ниже, чем у СПИН, поскольку они будут связаны только с поддержанием рабочей температуры подшипников. В настоящее время программы по созданию кинетических накопителей энергии с ВТСП магнитным подвесом имеются в США, Японии, Германии. Небольшие модели изготовлены в ряде стран Европы и в нашей стране.

        2.5 Электрические машины

      Разработки сверхпроводниковых электрических машин (СПЭМ), выполняемые в ведущих научных центрах, можно разделить на три основные группы: электрические машины с СП обмотками постоянного тока в индукторе; электрические машины с СП обмотками переменного тока в якоре; электрические машины с массивными ВТСП элементами из иттриевых керамик, а также композитными ВТСП листовыми элементами на основе висмутовых керамик и как отдельное дополнение - это синхронные компенсаторы.
      Электрические машины с СП обмотками постоянного тока в индукторе. В этих машинах использована способность композитных СП проводов иметь высокий уровень критической токовой плотности тока (до 104 А/мм2 и более) и, соответственно, обеспечивать высокий уровень токовой нагрузки в индукторе машины. Такие машины можно условно разделить на три основные группы: синхронные, униполярные и биполярные сверхпроводниковые машины.
      Синхронные СП машины:
В США на начальном этапе работ (1970- 1980 гг.) был выполнен ряд проектов по созданию легких СП синхронных генераторов большой мощности на основе НТСП из Nb-Ti. Так, были созданы и успешно испытаны бортовые СП генераторы мощностью 5 и 20 MB-А для питания специальных потребителей. Удельная масса таких генераторов составляла 0,045 кг/кВт при мощности примерно 10 MB-А и 0,028 кг/кВт при мощности примерно 50 MB-А. В последние годы США проводят исследования по созданию нового поколения СП синхронных машин на основе ВТСП. Так, в США осуществляется программа, в рамках которой предполагается реализовать преимущества ВТСП двигателей, состоящие в снижении габаритов, массы и потерь примерно в два раза по сравнению с обычными высокоэффективными индукционными двигателями. В Германии фирмой Siemens разработан ВТСП синхронный двигатель мощностью 350?1000 кВт. Трехфазная медная обмотка якоря, охлаждаемая воздухом, расположена в воздушном зазоре. Температурный уровень криостата ротора 20?30 К поддерживается жидким неоном. По некоторым оценкам, массогабаритные параметры этого двигателя будут в 2-3 раза лучше, чем у обычных двигателей. Ожидается также, что предельная эффективность будущих криогенных ВТСП двигателей будет выше, чем у обычных Машин. Первый опытный образец ВТСП синхронного двигателя 350 кВт с охлаждением жидким неоном успешно прошел испытания в 2000 г.
      Униполярные СП машины
Ввиду простой и надежной конструкции СП индукторов униполярные машины (УМ) разработаны лучше, чем биполярные. В 1970-1972 гг. фирма IRD (Англия) создала дисковый двигатель 2400 кВт, 430 В, 200 об/мин со средним диаметром СП индуктора dcp - 2,6 м и коллекторным якорем. Созданная ВМФ США система УМ в составе генератор 900 кВт, ЗОВ, 20000 об/мин и двигатель 730 кВт, З0 В, 1800 об/мин; средний диаметр СП индуктора dcp =0,22 м, якори обеих УМ имеют Na-K токосъем. Фирма Siemens (Германия) разработала проект тихоходного цилиндрического двигателя 40 МВт с Ga-In токосъемом, габаритные размеры УМ 5x5 м. В НИИэлектромаш (Россия) разработана УМ мощностью 700 кВт.
      Биполярные (разноименнополюсные) СП машины.
Индукторы биполярных машин (БМ) выполняются из СП катушек, которые образуют ряд полюсов чередующейся полярности; разновидности БМ - коллекторные и вентильные МПТ. Как правило, в БМ нет стального сердечника, но они могут иметь внешний магнитный экран. Проект коллекторного двигателя 1700 кВт, 260 В при D=0,86м, 2p = 2 разработан в Германии. В Англии сделан концептуальный проект генератора 500 МВт. Якорь имеет два коллектора и обмотку со стержнями активной длиной до 1 м; габаритный диаметр около 2,8 м; масса БМ менее 100 т. В России создан и испытан экспериментальный двигатель 200 кВт, 380 В, 400 об/м"н с якорем диаметром 0,58 м, число полюсов СП индуктора 2p=4.
      Электрические машины с СП обмотками переменного тока в якоре.
Специальная конструкция СП проводов этих машин позволяет при работе в области криогенных температур (4?20 К) на переменных токах частотой 50 Гц (и более) иметь в 3-4 и более раз меньшие потери по сравнению с традиционными медными проводами, т.е. существенно уменьшить суммарные потери в машине и, соответственно, реализовать новые типы СП машин с большей эффективностью и более высокой выходной мощностью. Исследования таких СП двигателей с различными типами роторов в последние годы интенсивно проводятся во Франции США, Японии и других странах. Во Франции разработаны экспериментальные образцы СП двигателей мощностью 15 и 150 кВт.
      Электрические машины с массивными ВТСП элементами.
Принцип действия этих машин основан на следующих физических явлениях: явлении гистерезиса в объемных ВТСП элементах; высокой магнитной анизотропии слоистых композитных материалов, состоящих из ВТСП и ферромагнитных элементов; способности объемных элементов и композитных пластин "захватывать" сильные магнитные поля (до 8-12 Тл при T =20 К и 1-2 Тл при T = 77 К), что может быть в будущем использовано в специальных конструкциях ВТСП двигателей с "захваченным" магнитным потоком.
      Лидирующая роль в разработке ВТСП двигателей с объемными YBCO элементами и композитными пластинами на основе висмутовых керамик принадлежит России и Германии, отдельные вопросы создания таких двигателей изучаются также в Испании, Великобритании и Японии.

      Синхронные компенсаторы
     Компенсация реактивной мощности помимо снижения потерь электроэнергии позволяет улучшить качество напряжения, а также оказывает влияние на технические условия функционирования электроэнергетических сетей. В настоящее время основными источниками реактивной мощности являются синхронные компенсаторы и статистические компенсирующие устройства. Они могут быть использованы для решения одной или нескольких задач, определяемых требованиями электроэнергетической системы, а именно: для стабилизации напряжения и регулирования перетоков реактивной мощности в стационарных режимах, обеспечения статической и динамической устойчивости, ограничения коммутационных перенапряжений, компенсации несимметрии нагрузки, повышения пропускной способности линий электропередачи.
      Синхронные компенсаторы представляют собой синхронные машины, работающие в режиме двигателя без активной нагрузки и генерирующие в сеть реактивный ток.
     Впервые сверхпроводниковый генератор реактивной мощности (компенсатор) был изготовлен и испытан в нашей стране. Конструктивно сверхпроводниковый синхронный компенсатор является более простой машиной, чем синхронный генератор, поскольку отсутствует необходимость передачи больших вращающихся моментов от вала ротора к каркасу обмотки возбуждения, упрощается система крепления обмотки статора. Имеющийся опыт эксплуатации в энергосистеме сверхпроводникового компенсатора мощностью 20 MB-А с НТСП обмоткой возбуждения показал, что основные преимущества этого класса машин заключаются в следующем:
      1- уменьшенные массогабаритные характеристики;
      2-пониженные потери;
      3-высокая синусоидальность выходного напряжения;
      4-уменьшенные значения реактивных сопротивлений и расширенные пределы регулирования реактивной мощности при положительном токе возбуждения;
      5-возможность создания компенсаторов на повышенные уровни напряжений;
      6-возможность повышения единичной мощности компенсирующих устройств;
      7-повышенная надежность;
      8-простота транспортировки и установки;
      9-простота обслуживания.
      Кроме того, процессы совершенствования сверхпроводящих материалов, конструктивного исполнения ротора и системы электромагнитных экранов позволяют создавать синхронные компенсаторы с высоким быстродействием.
      В настоящее время работы по ВТСП синхронным компенсаторам ведутся в США, Японии. Один из компенсаторов мощностью 8 МБ А с ноября 2003 г. работает на электрической подстанции в Теннеси (США). В табл. 3 приведены параметры ВТСП компенсаторов, разрабатываемых для общепромышленной и специальной энергетики США.

ВЫВОДЫ

      Наше будущее неотъемлемо связано с энергетикой т.к. наша цивилизация построена на электричестве. Кардинальное переоборудование энергетических систем и сетей необходимо для дальнейшего развития нашей цивилизации. Основные требования к ному оборудованию - это высокий КПД и малая материалоемкость.
      Опытная эксплуатация нового сверхпроводникового электротехнического оборудования показала, что использование сверхпроводимости позволяет в 2-3 раза снизить металлоемкость единичных агрегатов, увеличить их КПД, а также существенно улучшить экологические показатели и надежность энергосистем в целом.
      Сверхпроводимость как уникальное физическое явление, по-видимому, является единственной возможностью, способной кардинально решить переоборудование энергосистем, что позволяет надеяться на значительное расширение в будущем рынка ВТСП и НТСП электротехнического оборудования.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалев Л.К., Илюшкин К.В., Ковалев К.Л. и др. Новые типы сверхпроводниковых электрических машин. - Сверхпроводимость: исследования и разработки, 2002, №11
2. Высоцкий В.С., Сытников В.Е. и др. Сверхпроводимость в электромеханике и электроэнергетике,- Электричество 2005 №7
3. Дорофеев В.В., Черноплеков Н.А., Кейлин В.Е, и др. Проблемы создания и применения в электрических сетях устройств, использующих явления сверхпроводимости. - Электричество 2005№7
4. Ковалев Л.К., Алиев Б.Л. Илюшин К.В. и др. Сверхпроводниковые электрические машины: состояние разработок и перспективы развития. - Электричество 2002 №5
5. Павел Елагин. Высокотемпературные сверхпроводниковые трансформаторы, новое поколение подстанционного оборудования. - Новости электротехники 2005 №1.
Назад