Автореферат магистерской работы Борщ А.А.Актуальность темыПриоритеты в развитии мирового экономического сообщества сегодня таковы, что позиции каждой отдельной страны, уровень ее могущества, определяются не только обеспеченностью основными видами стратегических материальных ресурсов, но и напрямую зависят от достижений государства в области инноваций, его научно-технического потенциала, способности создавать и эффективно использовать новые знания, выступающие необходимым условием успешной конкуренции и экономического роста. В свете таких тенденций первостепенное значение для Украины приобретает построение и реализация модели инновационного развития экономики, о которой уже много говорилось, но реальных и ощутимых шагов в этом направлении наше государство пока так и не сделало. Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов и возможности стимулирования инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации и стимулирования, выступающих одними из решающих причинных факторов результативности инновационной деятельности особенно актуально сегодня. Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей таких как Аркадия Пригожина, Абрахама Маслоу, Леймана Портера, Скотта Майерса указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности на предприятии. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории «мотивация» и «стимулирование», применительно к этим двум видам деятельности. Цель и задачи исследованияЦелью магистерской работы является выявление и усовершенствование механизма мотивации и стимулирования инновационной деятельности предприятия. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
Объект и предмет исследованияОбъект исследования - процессы инновационной деятельности, которые вызваны с помощью мотивации и стимулирования. Предметом исследования являются принципы и методы управления мотивацией и стимулированием в направлении инновационной деятельности предприятия. Методы исследованияМетодологической и методической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, психологов, управленцев, законы Украины, указы Президента Украины, решения Верховной Рады Украины, указы Кабинета Министров Украины, статистические дани Государственного комитета статистики Украины. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: логический анализ при определении механизма мотивации и стимулирования инновационной деятельности, факторный анализ, статистические методы. Научная ценностьНаучная ценность магистерской работы состоит в обосновании предложений относительно мотивации и стимулирования инновационной деятельности предприятия и в усовершенствовании уже существующей модели. Основное содержание магистерской работыТеоретические основы мотивации и стимулированияРазные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность явлений, которая прячется за понятиями «мотивация», «стимулирование». Но, проанализировав, была выявленная одна обобщенная сущность этих понятий. Также была выявлена роль мотивов и стимулов, как ключевых понятий к соответствующим процессам. Рассмотрена модель механизма мотивации и стимулирования в контексте инновационной деятельности. Установлен характер связей между его составными элементами. Методические подходы к мотивации и стимулированию инновационной деятельности на предприятииРассматриваются существующие способы мотивирования деятельности на предприятии, а также разные пути её стимулирования. Проанализировав результаты, которые были получены – определилась связь между причиной и следствием, для дальнейшего усовершенствования механизма относительно мотивации и стимулирования. Выявленные экономические аспекты инновационной деятельности, а также характер влияния на их показатели за счет рассмотренных методов. Определены различные условия, которые могут непосредственно влиять на уровень эффекта от тех или других мер по мотивации и стимулированию инновационной деятельности предприятия. Рекомендации относительно мотивации и стимулирования инновационной деятельности предприятияБудет предложен усовершенствованный механизм мотивации и стимулирования, а на его основе будут сформулированы рекомендации относительно оптимизации инновационной деятельности предприятия. ЗаключениеПодводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Литература
|