Столкнётся ли Силиконовая Долина с кризисом инноваций?
По материалам делового аналитического журнала "Ваш капитал (Юг)"

Тема инноваций уже немного «замусолена» — так считает президент Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» Владимир Зо­лотарев. Слово «инновация» часто используется в га­зетах, звучит с экранов телевизора. Но многие из тех, кто употребляет этот термин, не могут сказать, чем инновационное развитие отличается от, например, инерционного или эволюционного.

Владимир Золотарев отметил, что в свое время он искал ответ на вопрос: что считать революцион­ным прорывом в развитии. «Ответ я нашел у Кар­ла Маркса: там, где рабочий орган соединяется с обрабатываемым веществом, в этой точке и ищите революционное преобразование», — резюмирует пре­зидент РГЭУ. Исходя из этого классического посыла, инновацией можно считать резкий скачок от старой технологии к новой.

Владимир Золотарев назвал несколько условий, при которых возможно инновационное развитие. Во-первых, нужно четко представлять, что такое ин­новация и к какому инновационному развитию мы все стремимся. Во-вторых, надо понимать, что «од­ним махом» перейти в инновационную экономику не удастся. Очевидно, что наша страна отстала в раз­витии, а отечественная экономика несет печать еще индустриальных технологий. Третий момент — это «мозги». Другими словами, нужен поиск талантливых людей. Примером может послужить практика аме­риканцев, которые для своей Силиконовой долины ищут одаренных людей по всему свету. Нам же надо так изменить образовательную систему, чтобы соз­дать условия для раскрытия талантов. В ином случае нам останется лишь копировать чужое.

Еще один важный момент: потребуется такая ин­фраструктура, чтобы идеи падали на благодатную почву. Производству и администрированию нужны четкие рекомендации — что делать в профильной сфере, а не пожелания об общем «усилении и разви­тии». Ну и наконец, все перечисленное невозможно без финансовой составляющей.

Проректор Южно-Российского госуниверситета экономики и сервиса и президент НП ИТЦ «ИнТех—Дон» Иван Бринк обратил внимание на тот факт, что российский инновационный бизнес, и вообще малые и средние предприятия, работают в замкну­том пространстве — «в колоссальном отрыве от того, что происходит в мире». ЮРГУЭС имеет совместные проекты с германским Институтом развития, ин­фраструктуры и экономики. Один из проектов — это налаживание сотрудничества между российскими и германскими бизнес-субъектами. Однако в резуль­тате общения с широким кругом предпринимателей выяснилось, что между Россией и Европой сегодня «катастрофическая пропасть». В итоге сотрудниче­ство между деловыми людьми сводится к предложе­ниям продвигать чужую продукцию. Лишь немногие предлагают развивать что-либо совместно.

Между тем в Европе деловые люди работают со­всем в иных условиях, нежели в России. Так, гер­манское государство оказывает широкую поддержку системе дополнительного образования, обучая насе­ление всему новому, что рождается в сфере произ­водства. Например, даже пенсионеров обучают тому, чтобы управлять своим хозяйством, счетами и т.п. с мобильных телефонов. По мнению Ивана Бринка, российской вузовской среде нужно «достучаться до власти», а также кооперироваться с производствен­никами, чтобы популяризовывать все новое.

С таким мнением согласились и представители бизнеса, участвовавшие во встрече за круглом сто­лом. Коммерческий директор фирмы «Скай Линк — Ростов» Михаил Макаров напомнил, что уровень информационной грамотности населения остает­ся низким. «Лишь 20% людей в Ростовской области пользуются интернетом», — констатировал Макаров. Свою негативную роль, не в последнюю очередь, играет разрыв между теми, кто разрабатывает инно­вации, и реальным сектором экономики. Аналогично высказался и гендиректор компании «Флаер» Илья Мухортов. Предприниматель констатировал факт равнодушного отношения многих представителей бизнес-сообщества к технологическим новинкам.

Проректор ДГТУ Игорь Богуславский заметил, что инновационный потенциал — «это то, что долж­но выстрелить и подменить нынешнюю сырьевую экономику». Однако тут возникает вопрос: а кому это нужно? Так, лет 20 —25 тому назад были вы­даны патенты на десяток изобретений, которые по­лучили название «отраслезакрывающих». Однако затем эти изобретатели были вынуждены забыть о своих открытиях, а кое-кому пришлось «потерять­ся», чтобы сохранить свои жизни. Корпорациям, ра­ботающим в соответствующих отраслях, оказалось выгоднее охранять свое монопольное положение на рынке, нежели «закрыться».

«Мы не можем работать в отрыве от нашего горя­чо любимого правительства, потому что оно должно создавать условия для работы. А здесь ситуация не очень радужная», — отметил профессор. Один из по­следних нерадостных примеров — повышение по­шлин на изобретения, на получение патентов. «И та­ких моментов очень много, — с сожалением отметил проректор университета. — Способных изобретать у нас немало. Но из каких средств финансировать?»

Замдиректора НИИ физики Южного федерального университета Дмитрий Сарычев поведал коллегам о деталях недавнего заседания комитета Госдумы. Заседание было посвящено подготовке закона об ин­новационной деятельности. В его ходе выяснилось, что чиновники и люди науки по-разному видят ситуацию в стране. Так, чиновники до­вольно бодро докладывали об успешном инновационном развитии. Но их опти­мистические речи прервал академик Сергей Капица простой констатацией факта: если в США на развитие науки и инноваций уходит 3% бюджета, то из российского скудного бюджета на эти цели выделяется 0,3%. Впрочем, реаль­ные перспективы разъяснил министр финансов. Какое может быть инноваци­онное развитие, если у нас еще нет нор­мальной экономики, вопросил министр. Вот разовьется экономика, тогда и бу­дут инновации…

«Мы строим маленькие паровози­ки в виде технопарков, а ведь еще и рельсов нет, по которым надо ехать», — подвел итог своему выступлению Дмитрий Сарычев.

От федеральных высот к региональ­ным спустил дискуссию директор техно­парка «Таганрог» Александр Карецкий. Директор «Таганрога» рассказал о своем опыте общения с коллегами из Финлян­дии. Цель была — привлечь финских кол­лег в качестве консультантов к работе технопарка. Попытка не удалась: финны заявили, что «нормального» технопарка все равно не будет создано. Основание: в регионе нет государственной поддержки создания инновационных предприятий.

«В Ростовской области никакого вни­мания инновационной деятельности не уделяется», — констатировал Александр Корецкий. Так, канула в лету разрабаты­вавшаяся программа поддержки иннова­ций. Как выяснил директор «Таганрога», эту программу «не согласовали». На этот год были перенесены лишь некоторые ме­роприятия, намечавшиеся той програм­мой. Но и их финансирование не опреде­лено в полной мере. И в планах ведомства областного минэкономики, отвечающего за поддержку малых предприятий, нет ничего примечательного. На поддержку инноваций предполагается выделить в этом году 2 миллиона 150 тысяч рублей. Из этой суммы 2 миллиона уйдет на… фи­нансирование выставочной деятельности.

Ссылки на тяжелые кризисные вре­мена тут неуместны. «И до кризиса никакой финансовой поддержки ин­новационного развития не было», — считает Александр Корецкий. В то же время в стране есть противополож­ные примеры — когда другие регионы «пробивают» финансирование инно­вационных проектов «Не успели мы обрадоваться крупицам в виде 1,5% областного бюджета на инновационную деятель­ность, как их уже убрали», — напомнил начальник инновационного развития ДГТУ Валерий Варавка.

Та же линия прозвучала и в выступлении началь­ника управления инновационной деятельности ЮФУ Леонида Кучинского. Сейчас федеральный универ­ситет закупил много нового оборудования и создал центры коллективного пользования. Но без дальней­шего финансирования регионом или федеральным центром это оборудование попросту устареет.

Председатель клуба инновационных предпри­ятий Виталий Дудник видит, что создание пре­пятствий инновационному развитию происходит на законо-творческом уровне. Так, потенциальный инвестор при заключении договоров на научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы должен заплатить налог на прибыль. И это при том, что еще неизвестно — будет ли прибыль от этих работ. «Законы во многом неприемлимые, — считает Виталий Дудник. — Из-за таможенных барьеров приходится чуть ли не контрабандой по­купать какие-то микросхемы».

Если федеральные власти не разрешат «клубок проблем», то перспектив развития нет, подчеркнул председатель клуба инновационных предприятий. Те, кто занимаются инновациями, предпочтут пе­ребазировать свои предприятия в страны, где пра­вовых условий для инновационной деятельности значительно больше. Это могут быть и Финляндия, и Украина.

Оживленную дискуссию вызвало предложение проректора Ростовской государственной академии сельхозмашиностроения Дмитрия Кузнецова о создании банка данных инноваций в Ростовской области. Александр Корецкий предположил, что та­кая база данных послужит чиновникам лишь спо­собом отчитаться об «успехах».

Заместитель проректора по научной работе ЮРГТУ Владимир Паршуков считает, что реше­ние проблем лежит на пути интеграции научного сообщества. Поэтому не следует создавать техно­парк чуть ли не на каждой кафедре: «Не надо, купив 39-й микроскоп, соз­давать 39-й научный центр». Важность интеграции особенно важна в условиях предстоящего этим летом процесса соз­дания исследовательских институтов.

Замруководителя Ростовского цен­тра трансфера технологий Александр Тюрин обратил внимание коллег на разрыв между научной организацией и потребителем: «Разработка должна быть не только инновационной, но и конку­рентоспособной». В качестве примера Александр Тюрин привел ситуацию с работой Ростсельмаша: есть ли смысл создавать новые комбайны, если Запад скинет цены и заполонит российский рынок дешевой б/у техникой.

Исполнительный директор Ростов­ского центра инновационного развития Валерий Королев согласился с мнением о том, что региональная инновационная система не создана. При этом Валерий Королев считает, что научное сообще­ство должно выработать общую пози­цию, которую можно было бы предъя­вить областной администрации.

Завершил полемику Владимир Зо­лотарев, предложив выработать еди­ные правила действий. Важнейшим направлением деятельности президент РГЭУ считает необходимость добивать­ся финансирования инновационной деятельности, преодолевая трудности, связанные со сложившейся инвести­ционной моделью развития Ростовской области. Инвестиции, безусловно, из кабинетов обладминистрации выгля­дят менее рискованным делом, неже­ли затраты на разработку инноваций. Поэтому первым шагом в поддержке инноваций могло бы стать создание венчурного фонда. «А если идти по пути распределения бюджетных средств, то опять появятся какие-то «любимчики», которые только и пройдут туда», — предположил президент РГЭУ.

«Кризис кризисом, а нам надо идти вперед», — подвел черту дискуссии Владимир Золотарев.

Послесловие…

Корреспондент журнала «Ваш капитал (юг)» встретился с Михаилом Емельяновым, депутатом Государственной Думы ФС РФ, Председателем Совета регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Ростовской области и задал несколько вопросов.

— Возможно ли в ближайшем будущем на законодательном уровне решение важнейших проблем инновационного развития?

- Совершенно очевидно, что в глобальном плане все возрастающую роль играет то, какая страна ка­кими технологиями владеет. Именно это позволило США стать лидером современного мира.

Акцент на поддержку отечественного произво­дящего бизнеса, который как раз мог бы выступить локомотивом инноваций, явно выражен и в анти­кризисной программе нашей партии, предложенной еще в конце минувшего года. Но парламентское боль­шинство пока озадачено лишь реализацией планов финансово-экономического блока правительства, в котором предлагаются совсем иные механизмы пре­одоления кризиса. Тот же представленный бюджет, против которого мы голосовали, не дает стране ново­го качества, он сделан по калькам либеральных догм. Все, что хоть как-то касается инноваций, в этом бюджете сокращено. Вложения в науку, в частности, сокращены на 40 миллиардов рублей.

Притом, напомню, что за последние 10 лет доля России в высокотехнологичном экспорте упала в три раза, а значит, зависимость от сырьевых отраслей стала еще больше, чем была, и это одна из основных причин глубины кризиса в стране. Поэтому, говоря о возможности законодательной поддержки иннова­ций, мы неизбежно приходим к вопросу изменения социально-экономического курса в целом. При этом мы будем продолжать вносить свои законодатель­ные инициативы, несмотря на то, что парламент­ское большинство их, как правило, игнорирует.

— Как федеральный центр (исполнительная и законодательная власть) сегодня, в кризис­ных условиях, видит перспективы инноваци­онного развития ЮФО?

— Следуя логике общего антикризисного плана правительства, никаких особых перспектив иннова­ционного развития Южного округа не просматрива­ется. Если сокращаются расходы на науку и образо­вание во всей стране, то о чем здесь можно говорить? Хотя мы по-прежнему считаем, что ситуацию можно переломить, исходя из огромного нереализованного потенциала союза российской науки и бизнеса.

— Какими методами федеральный центр мог бы стимулировать региональные власти к под­держке инновационных инициатив на местах, могут ли российские законодатели осуществить такое воздействие на региональные исполни­тельные власти?

— Пока существует нынешняя «однопартийная» вертикаль власти, то и стимулирование регионов осуществляется согласно правительственным про­граммам. В том же бюджете 130 миллиардов ру­блей заложено на развитие нанотехнологий. Целе­вым образом по этой статье будет использован при­мерно 1% от этой суммы. А дальше «Единая Россия» проголосовала за то, чтобы оставшуюся часть мож­но было через разные фирмы крутить на фондовых рынках. Опять воздух, опять спекуляции, опять до реального производителя деньги не дойдут! Такой способ финансирования инновационных предпри­ятий, по сути, является выбросом денег на ветер. Под рискованные и зачастую «маниловские» про­екты. Стимулированием регионов на поддержку инноваций подобный механизм назвать трудно.

Если антикризисная программа правительства, к сожалению, не содержит ни одной меры, на­правленной на поддержку инновационных отрас­лей, то, о каком стимулировании регионов может идти речь? Ведь нет никаких серьезных программ по расширению государственного спроса в области инноваций. Нет и целевой поддержки системы об­разования, что сейчас делают в других странах, в тех же США или Китае. Между тем в нашей анти­кризисной программе такие меры есть — речь идет и об инновациях, и о поддержке науки. Многие из этих мер оформлены в виде готовых законопроек­тов и уже внесены в Государственную Думу. Поэто­му, как мне представляется, во многом на данный момент вопрос стимулирования инноваций являет­ся вопросом изменения социально-экономического курса. А это означает и корректировку на полити­ческом пространстве.


 
Биография   |   Реферат   |   Библиотека   |   Ссылки   |   Поиск   |   Контакты   |   Индивидуальный раздел   |  

© 2008 Творческая инновационная группа АТТРАКТ. Все права защищены.