Человек впервые реально понял, что он житель
планеты и может –
должен – мыслить и действовать в
новом аспекте,
не только в аспекте отдельной личности,
семьи или рода, государств или их союзов,
но и в
планетарном аспекте.
В. И. Вернадский.
В 1925 г. В.И. Вернадский - Великий русский ученый, мыслитель, естествоиспытатель, основоположник геохимии, биогеохимии, учения о природных водах, минеролог, кристаллограф, радиогеолог, автор трудов по философии естествознания и науковедению обосновал гениальную гипотезу развития человечества, науки и техники, геологии и биологии – гипотезу о ноосфере.
И на сегодняшний день Учение о ноосфере в нашей науке, философии и культуре является чрезвычайно сложным и актуальным. Имея своих сторонников и противников, идея ноосферы переходит в разряд открытых публичных дискуссий с участием ученых разного профиля. Это связано, в первую очередь, с осознанием всем человечеством той опасности, которая ему угрожает в XXI веке. В связи с сложившейся ситуацией в 2002 г. была создана – Ноосферная Духовно – Экологическая Ассамблея Мира.
Современное общество, сформировавшееся под воздействием техногенной культуры, переживает глобальный кризис, требующий всестороннего и направленного решения. Экономические, социальные и экологические прогнозы на XXI век неутешительны, продолжается истощение природных ресурсов, загрязнение вод и почв.
Связано это не только с наукой и техникой, а, прежде всего, с духовными и нравственныим качествами людей, в особенности тех людей, в руках которых находятся капиталы и власть. Без повышения и дальнейшего развития духовного и социального потенциала невозможно реализовать ноосферный проект. Именно ноосферную концепцию надо связать с формированием в обществе позитивных духовных и социальных ценностей.
Идейные истоки учения о ноосфере
Несмотря на появление представлений о единстве Природы, мир неживой материи и живого вещества, мир Человека и общества в XIXв. еще не были взаимосвязанными в сознании ученых. Таким связующим звеном оказалось учение В. И. Вернадского о ноосфере. В. И. Вернадский полагал жизнь космическим явлением. Феномен жизни, возникновение живого вещества он считал естественным этапом развития материи. Гипотеза о том, что жизнь явление космическое, имеет подтверждение: поскольку жизнь существует на космическом теле – планета Земля она зависима от ее природы.
Пленка жизни, возникшая на поверхности планеты, многократно ускоряла все процессы ее эволюции за счет способности поглощать и утилизировать энергию космоса, и прежде всего Солнца, и трансформировать с ее помощью земное вещество. Сравнение ровесниц Земли и Луны наглядно демонстрируют эффективность живого вещества как катализатора мирового процесса развития. На протяжении всей истории Земли количество живого вещества в биосфере согласно оценкам В. Вернадского было практически постоянным. За счет энергии Солнца возникли так называемые геохимические циклы, или круговорот веществ в природе, в который вовлекались все новые и новые массы первичной материи. Начали возникать толщи осадочных пород, которые преобразовывались затем геологическими и геохимическими процессами.
Эта картина общепланетарного развития включала в себя и появление человека – носителя Разума, который еще раз многократно ускорил все процессы, протекающие на планете. Уже в первые годы XX в. он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу [5, c.21-25]
Анализ современности с точки зрения концепции ноосферы
Рассмотрев конкретные примеры относительно экологии, быта, информационной деятельности человека, производства и образования, можно проследить на сколько обеспокоено человечество относительно своей деятельности на современном жизненном этапе.
Ноосфера и экология
Так, в настоящее время все больше проявляется фрагментов гибельного пути, начиная от увеличения бесплодия человека и возрастания числа нежизнеспособных родившихся. В г. Мариуполе, как и в других городах Донбасса, например, только 10 из 100 не имеют органических изменений, что объясняется химическим загрязнением среды обитания, наркоманией и алкоголизмом.
Актуальной является и проблема парникового эффекта Земли. Нарушение сложившегося в природе равновесия приводит к перегреву планеты, к все более частым и серъезным природным катастрофам (небывалые наводнения в Западной Европе и Австралии, волна арктического холода в Сибири и Китае, отсутствие зимы на Украине и т.д.).
Жизненно важной является также проблема сокращения озонового слоя, защищающего органические существа Земли от губительного излучения солнца. За последние 10-15 лет озоновый слой становится тоньше на 3-5% ежегодно, и этот процесс идет по нарастающей.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 6% смертности последних лет связаны с глобальным потеплением климата и уменьшением озонового слоя Земли, что привело не только к стихийным бедствиям на планете, но и к сильным перепадам атмосферного давления, жесткому солнечному излучению и другим негативным для жизни факторам. Отсюда – рост сердечных, гипертонических и онкологических заболеваний.Сложившаяся ситуация вновь актуализирует задачу исследования возможностей учения о ноосфере как идеального проекта гармонизации взаимодействия общества, человека и природы [7, c.174-176].
Идеи гармонизации активно разрабатываются за рубежом в таких направлениях гуманитарного знания, как гуманистическая экология, глубинная экология, экотеология, экофеминизм и других направлениях экософии, представители которых призывают к созданию Этики Земли, включающей в сферу своего внимания не только человека, но и всё живое, весь космический порядок, к революционному изменению сознания с целью выработки экологического мышления.
Ноосфера в контексте информационной среды
Рассматривая информационную сферу деятельности, необходимо отметить такие явления, как Internet и СМИ, которые на сегодняшний момент сильно влияют на сознание человечества, той его части, что задействована в формировании ноосферы.
Единственным положительным фактором влияния является:
- информационная глобализация, легкий доступ необходимой информации, доступность сообщения даже между разными континентами (+);
Все последующие факторы влияния явл. отрицательными:
- перенасыщение информацией, как следствие, потеря ориентиров для отбора нужной информации, нервное перенапряжение в попытках всю информацию усвоить (-);
- разобщенность людей, вследствие замены живого общения другими источниками информации, предлагаемой миром компьютеров и навязываемой СМИ (-);
- информационная глобализация и, как следствие, вытеснение этнических особенностей наций взглядами, доминирующими в мире (-).
Постоянный контакт с ЭВМ, в свою очередь, замыкает, сковывает разум человека. Главная опасность заключается в том, что она втягивает, приобщает человека к миру иллюзий, воздействуя на человеческую психику, по некоторым данным в семь раз сильнее самых мощных наркологических средств.
Ноосфера относительно бытовой стороны жизни человека
Наука преобразила быт до неузнаваемости. Стала возможна жизнь в отрыве от природы, среди стекла и бетона. Изменения также можно разделить на позитивные (+) и негативные (-):
- улучшение гигиенических и санитарных условий (+);
- уменьшение времени, уделяемого работе по домашнему хозяйству, высвобождение времени для личностного роста (+);
- малоподвижный образ жизни (-);
- снижение иммунитета и сопротивляемости организма внешним воздействиям (-);
- психологическое давление, оказываемое на человека ограниченным пространством и большим количеством людей вокруг, как следствие, желание оградится от остальных, закрытость, равнодушие, «одиночество в толпе» (-) [4, c.57-58].
Ноосфера и ее влияние на переоценку стратегии образования
Рассматривая вопросы образования, неизбежной становится констатация факта отсутствия полноценной образовательной системы для ряда стран. Аналогичная ситуация сложилась и в Украине, где до сих пор отсутствует национальная идея. И украинизация отнюдь ею не является, так как не в языке дело, а в цели, которую он формулирует.
Очередной проблемой в данной области стал вопрос и о значительном росте информации. Ситуация осложняется каждый год. Так, по данным экспертов Gartner Group, в нашем мире знания удваивались каждые 150 лет в XIX веке, каждые 25 лет в конце XX века, каждые 5 лет в настоящее время, каждый год к 2010 г. И каждые 72 дня к 2020 г. Учитывались печатные издания, текстовые и электронные сообщения, телефонные звонки, теле- и радиотрансляции, аудио и видеозаписи, web-страницы и другие информационные источники.
Общая проблема - переизбыток информации, которая никак не структуирована и не превращена в знания. Парадокс заключается в том, что, увеличение объема информации не означает автоматического увеличения знаний.
Решая проблему отсутствия комплексных знаний в какой-либо области, ученые предлагают, используя современные компьютерные технологии, извлекать смысл из текстов. При этом они строят такую иерархию, образующую информационную пирамиду:
- Мудрость;- Знание;- Информация;- Данные.
Именно такое построение пирамиды объясняется тем, что всегда ценился, ценится и будет цениться только мудрый управленец. Ведь именно качественное управление вывело ведущие страны на передовые позиции [8, c.316-317].
Ноосфера и экономика на современном этапе
В мировой экономике успешность бизнеса начала определяться нематериальными факторами – «знаниями». Раньше стоимость компаний составляли финансовый капитал, здания, оборудование и другие материальные ценности, сейчас же главным источником богатства становится интеллектуальный капитал.
В этих условиях правильно выработанная система образования с акцентом на формирование верных целей развития (а не обслуживание социального заказа) играет немаловажную роль.
Новый менеджмент обязан обеспечить:
- доступность всех знаний и информации;
- создание систем мотивации для обмена знаниями.
Цель нового менеджмента – соединение наиболее рациональным и экономичным образом тех, кто владеет знаниями, с теми, кто их ищет [8, c.318].
Задача XXI века – изменить сложившуюся стратегию образования. И в данном вопросе значительную помощь может оказать расширение гуманитарной составляющей в системе образования. Именно ее мы должны попытаться «встроить» в мыслительные структуры инженера для получения настоящей высокопрофессиональной ориентации и реализации возможности гуманно оценивать свои решения и действия [6, c.126-130].
Понимание ноосферы и современные ее интерпретации
Слово «ноосфера» составлено из греческого «ноос» — разум и «сфера», оболочка Земли.
В «Набросках о ноосфере» В. И. Вернадский приступил к разработке программы сознательной глобальной эволюции, которую не успел завершить и оставил в наследство будущему поколению ученых.
В. И. Вернадский не раз писал о том, что согласованное с Природой развитие общества, ответственность и за Природу, и за ее будущее требуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Следовательно, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего.
Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. И Вернад-ский ставит вопрос: «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?». И это сомнение приводит его к мысли о том, что «…ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества» [5, с.24].
В результате роста человеческой культуры в XX в. все более резко меняется (химически и биологически) лик планеты, воздушная оболочка суши и все ее природные воды. Сверх того, человеком создаются новые виды и расы животных и растений. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства [3, с. 480-481].
Переход в ноосферу требует коренной перестройки всего нашего бытия, смену стандартов и идеалов. Человек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности.
Само учение В. И. Вернадского о природе вообще и живой природе человека в частности, расширенное до космопланетарного масштаба, выдвинуло задачу по осмыслению нового этапа всеобщей биосоциальной эволюции, которая должна носить сознательный, целеполагающий, регулирующий, а следовательно, оптимизирующий характер.
Идея ноосферы активно интерпретируется, развивается в науке и философии наших дней [2, с.5].
Таким образом, в настоящее время в дополнение к 4-м сферам планеты Земля (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) человечество построило 5-ю сферу – ноосферу, которая продолжает строиться и совершенствоваться [1, c.101]. На этапе ноосферы возрастает роль научного разума в его неразрывной связи с философией, т.к. речь идет о задачах по сознательному воздействию на процесс перехода биосферы к его сознательному состоянию.
По мнению В. И. Вернадского, все человечество представляет ничтожную массу живого вещества планеты. Мощь же его связана не с его материей, а с его мозгом и разумом. «Ноосферный человек не может не заботиться о поддержании высокого уровня своего здоровья, но это значит, что он вынужден стремиться к тому, чтобы и непосредственная среда его обитания была здоровой – экологически, социально и нравственно».
Основные предпосылки создания ноосферы следующие:
- человечество должно стать единым, т.к. ноосфера – это единое организованное целое, все части которого информационно связаны и действуют согласованно друг с другом;
- необходимое открытие новых источников энергии, т.к. создание ноосферы требует его колоссального количества;
- исключение войны из жизни общества;
- подъем благосостояния и равенство всех людей. Ноосфера – дело разума и рук всех народов, она не может быть привилегией наций или рас.
Человечество сейчас оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности — и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его - и, тем самым, разрешить глобальные проблемы, сохранив планету для жизни последующих поколений.
Второй вариант единственно приемлем, поэтому человечеству предстоит на преобразовать сформировавшийся разрушительный тип деятельности, своё мировоззрение, свою систему ценностей!
Литература
- Адамов А. К. Ноосферная респулика на основе учения В. И. Вернадского / А.К. Адамов // Ноосфера. – Донецк: ДонНТУ, 2003. - Выпуск 3 – С. 100-110.
- Алексеева Л.А. О некоторых аспектах формирования космической фило-софии В. И. Вернадского / Л.А. Алексеева // Ноосфера и цивилизация. – Донецк: ДонНТУ, 2007. - Выпуск 5 (8) – С. 5-10.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / В.И. Вернадский // Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 470-483.
- Заняла Ю.С. Анализ современности с точки зрения концепции ноосферы / Ю.С. Заняла // «Творческое наследие В. И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания» («Вернадские чтения») – Донецк: ДонНТУ, 2007. – С. 57-59.
- Моисеев Н.Н. Оправдание единства (Комментарии к учению о ноосфере) /Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1988. – №4. – С. 13-34.
- Литвинцева А.В. Учение Вернадского о ноосфере и его влияние на пере-оценку стратегии образования / А.В. Литвинцева // Ноосфера. – Донецк: ДонНТУ, 2002. – Выпуск 1. – С. 124-132.
- Панов Б.С. Значение учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере для решения экологических проблем / Б.С. Панов // Ноосфера. – Донецк: Дон-НТУ, 2002. – Выпуск 1- С. 172-177.
- Стефаненко П.В., Джура С.Г., Чурсинова А.А. Педагогические аспекты информационных технологий на ноосферном этапе развития / П.В. Стефа-ненко, С.Г. Джура, А.А.Чурсинова // «Творческое наследие В. И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания» («Вернадские чтения») – Донецк: ДонНТУ, 2007. – С. 315-320.
Вернуться в библиотеку