Перепичай Николай Владимирович
Да вырастут крылья у твоего карандаша,
Чтобы вознести тебя к высотам хорошего рисования.
Эндрю Лумиc
Очень хорошо, что вся человеческая раса, каждый мужчина, женщина и дети имеют неповторимые индивидуальные черты лица. Предположим, что все лица в журналах и газетах были бы друг на друга похожи; и мужские, и женские. Насколько могла бы жизнь быть скучной! Даже если ты не унаследовал лицо, даже если оно далеко от красивого лица, природа действительно дала нам всем очень хороший прорыв, наконец, для того, чтобы мы поняли, что мы – индивидуальности и каждый из нас должен быть благодарен за то, что у него есть лицо, плохое или хорошее. Потому что оно неопровержимо наше! С помощью наших лиц природа не просто определяет нас, но и дает миру информацию о нас.
Наши мысли, эмоции и отношения, даже стиль жизни, которым мы живем, отражаются в наших лицах! Мы говорим, что человек, может выглядеть виноватым, ущемленным, напуганным, довольным, злым, самодовольным, доверительным, растерянным, и, главнее всего, заключенным в какие-то рамки [1].
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» — картина картин. Что вы видите перед собой? Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Почему же она потеснила на пьедестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса?
Картина без сомнения новаторская, но не открытиями, а тем, что все достижения Высокого Возрождения сведены в ней воедино на высочайшем уровне.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом, и закрученная поза – «контрпосто», и взгляд прямо на зрителя, и пирамидальная композиция. А еще – техника. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») — когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Вот это мастерство, а не вымышленные ребусы, которые разгадывают джокондоманы всего мира, и есть главная ценность «Джоконды». Но до сих пор самое интересное, что «углядели» многие в «Моне Лизе», — это якобы скрытое в слоях красок тайное послание. Вроде вывернутого наизнанку автопортрета Леонардо.
«Джоконда» очень рано прошла тест на славу у художников. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы… Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедится, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи… Портрет казался чем-то, скорее, божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной» [3].
Спустя пятьсот лет с момента появления «Моны Лизы» эта выдающаяся работа великого Леонардо и сейчас продолжает интриговать огромное количество людей во всем мире. Ее стоимость на сегодняшний день по грубым подсчетам составляет около 600 млн долларов, а Лувр, где находится картина, стал настоящей меккой для поклонников гениального флорентийца.
Техника портрета карандашом одна из старейших в мире, и берет свое начало с древнейших времен. Вспомнить хотя бы таких гениальных художников как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенс и т.д. Все они делали свои рисунки, наброски, эскизы карандашом.
Итак, как научиться рисовать?
Портрет человека целесообразно начинать рисовать с головы. Эффективное рисование головы не является делом состояния души или мозга. Это, прежде всего, передача правильных форм в их пропорциях, перспективе и свете. Все остальные качества приходят как результат способа передачи формы. Главный элемент в определении большинства вариаций – собственно форма черепа. Есть круглые головы, квадратные, головы с широкими челюстями, продолговатые головы, узкие головы и головы с редеющими челюстями. Есть головы с высокой и низкой макушкой и лбом. Некоторые лица вогнутые, а другие выпуклые. Носы и подбородки выдающиеся или редеющие. Глаза большие или маленькие, либо далеко друг от друга посаженные, либо рядом. Уши всех видов, размеров и форм. Есть лица с наклоном и жирные лица, с большими скулами и маленькими. Есть длинные губы, широкие губы, тонкие губы, полные губы, выдающиеся губы. Единое разнообразие форм и размеров носов. Можно это пронаблюдать с помощью умножения этих факторов, получатся миллионы различных лиц. Конечно, по закону среднего, определенные комбинации факторов появляются в ограниченном количестве.
Теперь рассмотрим поэтапно собственно рисование портрета карандашом [2].
1-й этап рисования портрета.
Находим композицию портрета в листе.
Затем наносится линейный контур рисунка портрета. Находятся все точки портрета (глаз, губ, носа, подбородка и т. д.).
2-й этап рисунка портрета.
Первая проработка тоном, уточнения рисунка в листе, начало проработки причёски, одежды, фона портрета.
3-й этап рисования портрета.
Тщательная тональная проработка портрета штрихом
мягкие переходы больших масс лица, уточнение рефлексов, теней и света рисунка.
4-й этап рисунка.
Тщательная проработка рисунка глаз, век, бровей.
А так же прорабатываются нос и губы, рисование от общего к частному.
И последний - 5-й этап.
Это обобщения основных форм портрета тоном,
общее уточнение рисунка (как бы расставляются акценты).
Ну а теперь самое время попробовать!
Рисованием я увлекся еще в раннем детстве. Каждый этап моей жизни отразился в рисунках. Например, в возрасте 5-8 лет предметом моего творчества были различные сказочные и мультяшные герои. Результатом такого увлечения стало занятое первое место на городском конкурсе рисунков. Затем был непродолжительный период, когда в моих рисунках преобладали пейзажи и натюрморты. Немного повзрослев, мне захотелось попробовать себя в более серъезном, как мне казалось, направлении – портретистике. Хотелось научиться в точности отображать лица людей, передавать их настроение и духовный мир посредством таких простых вещей как карандаш и бумага. Красота и простота – эти две вещи я бы хотел воплотить в своих зарисовках.
К сожалению, рисование не стало для меня определяющим моментом в жизни.
Но все же для меня это нечто большее, нежели хобби. Это часть меня, часть моей души.
Сам процесс заставляет сосредоточиться на определенном предмете, но в то же время позволяет отвлечься от ежедневной суеты.
В состоянии такого рода напряжения я отдыхаю душой.
1. http://pro-risunok.ru
Уроки рисования карандашом для тех, кто хочет научиться рисовать.
2. http://art-moksha.ru
Классическое поэтапное рисование портрета рисунка графитным карандашом.
3. Журнал «Вокруг света». Украина. Август 2005 – выпуск #8.
Статья о самом знаменитом творении Леонардо да Винчи «Улыбка Джоконды».