Настоящая работа посвящена рассмотрению
работы подъемной машины со шкивом трения с точки зрения
исследования динамических нагрузок, возникающих при ее
работе.
Одной из разновидностей многоканатной
подъемной установки является лифт – подъемник
прерывного действия, в котором грузы или люди
перевозятся с одного уровня на другой в закрытой кабине,
движущейся по вертикальным направляющим, установленным в
закрытой на всю высоту шахте с запирающимися дверями для
загрузки и разгрузки на обслуживаемых площадках.
Высокая степень безопасности многоканатных
подъемников подтверждается широчайшей практикой
эксплуатации грузовых и пассажирских лифтов в высотных
зданиях. Как правило лифтовая установка использует 4
головных каната. Также широко применение многоканатные
подъемные установки нашли в промышленности.
Расчет головных кантов таких установок
как правило ведется статическим методом, канат
рассчитывается на растяжение, как однородный стержень
подверженный действию только собственного веса и веса
груза. Для учета других усилий, помимо
статических, принимают завышенный запас прочности,
который должен покрывать все усилия, возникающие в
канатах при подъеме / опускании груза.
Проблемы изучения работы лифта стоят в
данной сфере на протяжении многих лет с момента
изобретения Е.Г. Отисом безопасного
лифта в 1852г [9]. В настоящее время основанная им
компания обслуживает более 1,9 млн. лифтов по всему
миру, что свидетельствует о важнейшей роли лифтов в
современном хозяйстве. Среди отечественных специалистов,
занимающихся изучением динамики лифтов можно перечислить
следующих: Корнеев Г.К. [4], Чутчиков П.И. [7], Коротов
М.Г. [4]. Вопросами изучения динамики подъемных машин со
шкивами трения, которые весьма сходны с лифтами по своей
конструкции, занимался порф. д.т.н. Дворников В.И. [5].
Говоря об Украинской промышленности можно
отметить работу завода ЗАО «Отис» в г. Киеве,
выпустившего в 2005 году 3000-й лифт, что
свидетельствует о высокой потребности в лифтовом
оборудовании на отечественном рынке.
В большинстве случаев расчет кантов
подъемных машин ведется статическим методом, канат
рассчитывается на растяжение, как однородный стержень
подверженный действию только собственного веса и веса
груза. Для учета других усилий, помимо
статических, принимают завышенный запас прочности,
который должен покрывать все усилия, возникающие в
канатах при подъеме / опускании груза. Такой запас
прочности часто значительно превышает необходимую
прочность каната для обеспечения его нормальной работы,
что приводит к увеличению диаметров канатов и, как
следствие, к увеличению остальных узлов подъемной
машины, например, канатоведущего шкива. В связи с этим
возникает потребность в использовании двигателей большей
мощности, чем это в действительности необходимо.
Верный расчет канатов подъемной машины,
охватывающий как можно большее число факторов влияющих
на усилия в ветвях канатов, имеет важное значение, как
для обеспечения безопасности машины, так и при
оптимизации использования ресурсов при ее постройке.
Построение математических моделей работы
многоканатной подъемной установки со шкивом трения
позволит в дальнейшем более детально изучить работу его
отдельных узлов для выбора их оптимальных характеристик.
Что в свою очередь позволит повысить безопасность
подъемной установки, а это особенно важно при
рассмотрении пассажирских лифтов (первоочередная
характеристика пассажирского лифта), оптимизировать
скоростные характеристики лифта, а также изучить износ
оборудования от динамических усилий для последующего
устранения имеющихся проблем.
Исходя из этого можно сказать, что
детальное изучение динамики лифта позволит получить
необходимые данные для улучшения характеристик всей
установки.
На основании выше изложенного следует, что
тема настоящей работы актуальна.
Целью работы является разработка
математической модели динамики лифта.
Для достижения указанной цели поставлены
следующие основные задачи:
-
Исследовать взаимные перемещения элементов
установки при подъеме груза.
-
Проанализировать схему замещения установки
с последующим выводом уравнений движения.
-
Разработать методику численного
определения значений собственных частот колебаний
-
Привести уравнения перемещений, скоростей
и масс установки к виду элементарных формул
-
Записать выражение для определения величин
динамических нагрузок, возникающих в упругих связях –
канатах.
-
Разработать программу, моделирующую
динамические процессы в системе подъемной установки, на
основе полученных формул в среде MS Excel на языке
программирования VBA.
В шахтных условиях подъем груза на
некоторую высоту часто осуществляется специальной
установкой, называемой подъемной машиной с канатоведущим
шкивом трения (КВШ), в которой тяговое усилие создается,
благодаря силам трения между канатом и футеровкой
канатоведущего шкива (барабана). Схематизация такой
двухконцевой установки изображена на рисунке 2.1 б.
Одной из особенностей такой установки
является ее оборудование специальным уравновешивающим
канатом, который подвешивается снизу к подъемным сосудам
с массами
m1
и
m2 для компенсации разности весов отвесов
головных канатов [l1,
l2]
и [l3,
l4].
Аналогичная кинематическая схема, но без
наличия уравновешивающего каната присуща пассажирским и
грузовым лифтам, широко используемым в промышленном и
гражданском строительстве (рис 2.1. а). В этом случае
роль сосудов выполняют кабина лифта и противовес.
|