Назад в библиотеку

Тетерев Е. Д., Чечельницкий С.В., Дятлов А.Ф., Нагрузочная способность взрывозащищенных электродвигателей при питании от преобразователей частоты // Уголь Украины. - 2008. - № 9 . - С. 34-36.



      Как известно, частотный преобразователь позволяет наиболее эффективно использовать самый распространенный, простой по конструкции и неприхотливый в эксплуатации трехфазный асинхронный электродвигатель. На взрывоопасных производствах широко применяются взрывозащищенные асинхронные электродвигатели с частотным управлением, при этом проблема использования общепромышленного преобразователя частоты (ПЧ) решается вынесением его за пределы взрывоопасной зоны. В то же время правильный выбор компонентов управляемого электропривода часто осложняется отсутствием информации о нагрузочной способности взрывозащищенного электродвигателя при питании его от ПЧ и работе на скоростях ниже (выше) номинальной.
      Первый фактор, влияющий на длительную допустимую нагрузку, — способ охлаждения двигателя. Наиболее распространены обдуваемые двигатели с самовентиляцией (способ охлаждения 1СА 01 41 по ГОСТ 20459). При скорости ниже номинальном ухудшаются условия охлаждения, поэтому длительная работа на низкой скорости с номинальным моментом (мощностью) может привести к чрезмерному перегреву и выхододу двигателя из строя или змачительному уменьшению срока эксплуатации.

      Второй фактор — это гармонический состав выходного напряжения преобразователя. Выходное напряжение ПЧ имеет импульсную или ступенчатую форму, поэтому процент высших гармоник в таком напряжении значительно больше, чем в сетевом, имеющем синусоидальную форму. Следовательно, в двигателе, питающемся от ПЧ, будут дополнительные потери, повышающие его нагрев, поэтому поддержание номинального значения момента, как правило, не допускается.
      Испытания дали возможность определить длительные допустимые полезную мощность (рис. 1, а) и вращающий момент (рис. 1, б) электродвигателей серий ЗВ, ЗВР, 2В, 2ВР и ВА02 при работе с преобразователями частоты Altivar61 и Altivar71 в случае изменения выходной частоты преобразователя f1 от 5 до 60 Гц. Мощность на рис. 1, а представлена и долях номинальной мощности Рн, а момент на рис. 1,б в долях номинального момента Мп.

      Для определения нагрузочной способности конкретного типа двигателя надо знать его номинальную мощность (приводится в техническом каталоге) и номинальный момент, который определяется по формуле:

Мн = 9550Р/n

где n— номинальная скорость вращения,
      Анализируя графики, представленные на рис. 1, можно сделать вывод, что оптимальным применением электродвигателей серий ЗВ, ЗВР, 2В, 2ВР и ВА02 является электропривод осевых и центробежных насосов, вентиляторов и компрессоров. У этих механизмов при уменьшении скорости момент сопротивления на валу двигателя снижается по меньшей мере квадратично, т. е. снижение скорости, например, в 2 раза по сравнению с номинальной вызывает уменьшение момета сопротивления иа налу двигателя как минимум в 4 раза, а уменьшение момента сопротивления снижает нагрев двигателя. Поэтому электропривод в составе электродвигателя Первомайского завода и преобразователячастоты Altivar позволяет регулировать подачу болыиинства насосов, вентиляторов и компрессоров осевого и центробежного типа в диапазоне 10 — 100 % номинальной скорости.

      

Рис.1 - Области допустимого регулирования длительных полезной мощности (а) и вращающего момента (б) электродвигателей серий ЗВ, ЗВР, 2В, 2ВР и ВА02 при работе с преобразователями частоты Altivar61 и Altivar71 фирмы "Schneider Еlесtric".

      Взрывозащищенные частотные электроприводы применяют и в винтовых компрессорах и насосах. Эти механизмы также характеризуются снижением момента сопротивления при уменьшении скорости вращения винтовой пары. Однако здесь момент сопротивления снижается не так интенсивно, как в случае "вентиляторной" нагрузки, поэтому диапазон регулирования составляет чаще 30 — 100 % номинальной скорости, что достаточно для систем регулирования подачи винтовых механизмов. Кроме рассмотренных агрегатов взрывозащищенный частотный электропривод широко используют в поршневых компрессорах и насосах, имеющих постоянный момент сопротивления при любой скорости вращения двигателя. Диапазон регулирования скорости электропривода поршневого механизма обычно составляет 50 — 100 % номинальной скорости двигателя, а при этих скоростях двигатели производства ОАО "ПЭМЗ им. К. Маркса" могут длительно работать с вращающим моментом, близким к номинальному.


      Для правильного выбора компонентов частотного привода необходимо знание нагрузочной способности применяемых двигателей. Поэтому ОАО "ПЭМЗ им. К. Маркса" и ООО "Яхонт" провели экспериментальное исследование нагрузочной способности двигателей, подключенных к ПЧ, которое показало, что электродвигатели серий ЗВ, ЗВР, 2В, 2ВР и ВА02, подключенные к преобразователям частоты Schneider Е1есtric серии Altivar, позволяют эффективно регулировать подачу практически всех современных турбомеханизмов, т. е. насосов, вентиляторов и компрессоров осевого, центробежного и винтового типов.

Назад в библиотеку