- для обеспечения возможности снижения расчетного коэффициента запаса прочности ленты и, соответственно, применения менее прочных, более легких и дешевых лент, а также снижения аварийности на стыковых соединениях лент, применять в соответствии с "Руководством по эксплуатации подземных лент" на конвейерах с мощностью единичного привода более 300 – 400 кВт системы плавного пуска ленты;[3]
Обзор исследований по теме
1. Испытания конвейерных лент на горючесть по методу определения кислородного индекса.
2. Определения воспламеняемости конвейерных лент при трении на барабане.
3. Испытание конвейерных лент на горючесть в пламени спиртовой горелки.
4. Испытание на горючесть конвейерных лент в модельных (лабораторных) штольнях.
5. Испытание конвейерных лент на горючесть мощным рассредоточенным по площади источником тепла.
6. Определение индекса распространения пламени.
7. Определение температуры самовоспламенения конвейерных лент.
8. Определение к стойкости конвейерных лент к прожиганию.
9. Исследование горючести конвейерных лент по европейским стандартам (ISO) и сравнение с украинскими.[4]
Установка автоматического пожаротушения ленточных конвейеров УПТЛК
УПТЛК предназначена для предотвращения и тушения пожаров на ленточных конвейерах путём автоматического или ручного включения пускового клапана и подачи воды из пожарно-оросительного трубопровода на винтовые распылители пожаротушащего става установки.
Установка комплектуется клапаном автоматической подачи воды и фильтром для очистки воды.
УПТЛК предназначена для применения в подземных выработках, оборудованных ленточными конвейерами, на обогатительных фабриках и других объектах.
Выпускается трех видов: 1) УПТЛК - для защиты линейной части конвейера; 2) УПТЛК-12 для защиты барабанов приводных головок и натяжных станций, а также станций перегруза; 3) УПТЛК-УВН – для защиты ленточных конвейеров на обогатительных фабриках и карьерах при эксплуатации в отрицательных температурах.
Продукция производится в соответствии с требованиями Правил безопасности в угольных шахтах (п.606), Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (п.304, п.306, п.444). Имеется разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №РРС 00-25632.
Северодонецкой научно-производственной фирмой «ЮРЭК» разработаны и освоены автоматические системы подавления пожара УПТЛК и АУВП УПТЛК-12, а также оборудование для устранения пробуксовки приводных барабанов ленточных конвейеров. Это электронный выключатель пробуксовки «ЮРЭК-5».[5]
Автоматическая установка водяного пожаротушения АУВП «ЮРЭК-6» обеспечивает при наличии воды в противопожарно-оросительном трубопроводе нужного давления надежную многоразовую защиту при возникновении очага на приводных станциях ленточных конвейеров в начальной стадии при температуре воздуха от 50 С и выше.
Установка может быть проверяема в работе в автоматическом режиме многократно без замены теплового датчика – побудителя, обеспечивает отключение электроприбора конвейера и сигнализацию об изменении режима работы конвейера.
Запускается автоматически при превышении температуры от 50 С, обеспечивает объемную флегматизированную зону в 20-30 метрах горной выработки распыленной водой.[6]
Это обеспечивает снижение температуры фронта горячих газов при взрыве или пожарах и их дальнейшее распространение. Установка многократного действия, а также проверяема в автоматическом режиме.
Заключение
Анализ причин возникновения пожаров в выработках, оборудованных ленточными конвейерами, показал, что основной причиной является пробуксовка ленты, то есть ситуация, при которой лента по каким-либо причинам полностью останавливается, а приводной барабан или барабаны продолжают вращаться, в результате чего между ними и лентой происходит трение. При этом в месте контакта, возникает высокая температура, что приводит к воспламенению, возгоранию или тлению конвейерной ленты.
На протяжении нескольких лет происходит совершенствование конструкций конвейеров, редукторов, электропривода конвейерной ленты, автоматических средств технологического управления конвейерами и конвейерными линиями, а также средств автоматического тушения возникающих пожаров на приводных станциях и на всем протяжении ленточных конвейеров.[7]
Анализировались причины возникновения пожаров на ленточном конвейерном транспорте за 12 лет на угольных шахтах Донецкой области в период с 1997 по 2009 гг. За этот период на конвейерных линиях произошло 46 крупных аварий. Из них 40 произошло от пробуксовки ленты на приводных барабанах и трения конвейерной ленты о роликоопоры, при заштыбовке, на натяжном барабане.По моему мнению, вопросы пожарной безопасности в угольной отрасли относятся к прерогативе государства, которое обязано навести порядок в этой сфере народного хозяйства. Я считаю, что необходимо создать единый контролирующий и координирующий орган, который бы проводил независимую экспертно-техническую оценку горношахтного оборудования на соответствие требованиям основополагающих нормативных стандартов безопасности.[8]
Координатором этого должен быть определенный отдел, при Госпромнадзоре Украины, обязанностями которого была бы систематическая экспертиза применяемых средств техники безопасности угольных шахт, основанной на объективной оценке свойств и преимуществ аналогичного оборудования одного в сравнении с другим. Критерием оценки должно и необходимо быть обязательное применение более совершенного оборудования.[9]
Это позволило бы за короткое время, навести порядок в таком «бизнесе», который в настоящее время процветает в ущерб экономике и безопасности жизнедеятельности.
Недопустимо лоббирование средств техники безопасности отдельными коррумпированными лицами, стоящими на государственной службе. А такие факты имеют место, когда по протекции выдаются положительные экспертизы, разрешения, ТУ и др.[10]
© ДонНТУ 2009 Лукашев А.С.
Литература
- Гаврилова М.И.Противопожарная защита выработок, оборудованных ленточными конвейерами. [Электронный ресурс] / Портал магистров ДонНТУ, - http://masters.donntu.ru/2005/fgtu/gavrilova/index.htm
- Гусев Г. Л. Разработка способов для предотвращения и локализации эндогенных пожаров в условиях АП «Шахта им. А.Ф. Засядько». [Электронный ресурс] / http://masters.donntu.ru/2008/fgtu/gusev/diss/index.htm
- Маркович Ю. М. Снижение пожарной опасности в угольных шахтах/Техника безопасности.- К.: 1981.- 43 с.
- Подзенмный транспорт шахт и рудников: Справочник. - М.: Недра,1985.- 487 с.
- Производственные процессы в очистных забоях угольных шахт/Под ред. Ярембаша И.Ф.- Донецк,ДонГТУ,1998.- 183 с.
- Шехурдин В.К. Горное дело: Учебник для техникумов.- М.: Недра, 1987.- 440 с.
- Спиваковский А.О. Рудничный транспорт.- М.: 1958.-173 с.
- Государственный нормативный акт об охране труда. Руководство по проектированию вентиляции угольных шахт. - К.: 2005.- 161 с.
- Нормативно-правовий акт охорони праці НПАОП 10.0-1.01-05 Правила безпеки у вугільних шахтах. -Е.: 2005, - 398 с.
- Керівний нормативний документ. Збірник інструкцій до Правил безпеки у вугільних шахтах. К.: 2003, Т1- 479 с.
вверх
© ДонНТУ 2009 Лукашев А.C.
ДонНТУ
Портал магистров ДонНТУ |
Об авторе | Библиотека | Ссылки |
Отчет о поиске | Индивидуальный раздел