Свойства современных ПОЖ можно охарактеризовать по результатам стандартных тестов авиакомпаний на следующие параметры: отсутствие механических примесей; время устойчивости к обледенению (в зависимости от кон-центрации и температуры наружного воздуха) - от 40 минут до 10 часов; длина перемещения пограничного слоя - от 8 до 11 мм; водородный показатель (рН) – рН=9,5±0,5; плотность при 20°С от 1,094 до 1,102 г/см³ температура кристаллизации - не выше -50°С; массовая доля противокоррозионной присадки - 0,5-0,6%; динамическое поверхностное натяжение - не более 40 мН/м; вязкость кинематическая при 20°С - не менее 9 мм²/с.
Из всех этих параметров наиболее сложным представляется определение динамического поверхностного натяжения ПОЖ. Для проведения испытаний в данной работе предлагается использовать следующее устройство (рисунок 1). Прибор состоит из сталагмометра (1), заключенного в стеклянную рубашку (2) с помощью резиновых пробок (3). Для регулирования скорости истечения жид-кости на верхний конец сталагмометра надета каучуковая трубка (5) с винтовым зажимом (6). Сталагмометр представляет собой толстостенную стеклянную трубку с одним или двумя расширениями в середине в виде шарообразных резервуаров. В нижнюю часть трубки впаян капилляр с внутренним диаметром 0,7-1,0 мм.
Для равномерного образования капли и отрыва ее от сталагмометра нижняя площадка трубки должна быть отшлифована строго перпендикулярно осевой линии капилляра.
Рисунок 1. Схема прибора для определения динамического
поверхностного натяжения ПОЖ:
1 - сталагмометр; 2 - стеклянная рубашка; 3 - резиновые пробки;
4 - патрубки для присоединения стеклянной рубашки к ультратермостату;
5 - каучуковая трубка (d = 5 мм, l = 50-60 мм); 6 - винтовой зажим.