Регги - культура
История
появления регги-культуры
[1]
Ре́ггей (reggae,
другие варианты написания — «регги» и «рэгги»),
являясь зачастую общим наименованием для всей ямайской
музыки, впервые возник в 1968 году. Будучи «наследником»
рокстеди и
ска,
реггей значительно от него отличается, уходя от мягкого и
где-то слащавого звука (перенятого
рокстеди из американского
ритм-энд-блюза), к более жёсткой ритмике, где
ритм-секция выступает на первый план.
Изначально реггей характеризовался ритмом «уан-дроп»
(удар бочки и «римшот» — удар по ободу малого барабана,
приходится на третью долю каждого такта), отбивающей чётные
доли ритм-гитарой и клавишным «бульканьем» — баблингом.
Сейчас же довольно сложно (а скорее и вовсе невозможно) дать
общее определение всему разнообразию стилей-разновидностей
регги.
В середине нашего века карибские музыкальные стили ska и
calypso стали модными в среде британских колонистов на
Ямайке, распространились по всему Новому Свету и стали
популярны среди европейцев. На Ямайке в это время
происходили бурные социально-политические события, и пришло
время музыке отразить социальный контекст. Чернокожим
ямайцам нужно было такое звучание, которое бы передавало
исключительно их настроение и отношение к происходящему в их
жизни. Новая музыка прозвучала с "безработной улицы". Это
было замедленное сочетание ska и rock-steady c усиленной
басовой линией. Центрами общения молодежи обоих полов была
"дискотека" - dance hall или dances. Тогда, в одной из
первых песен Боба Марли "грубиянам" (rude boys) предлагалось
"поостыть" - песни приобрели социальную осмысленность.
Основные идеи растафарианства, как
религиозной основы регги
[2]
Зародилось растафарианство в 1930 г. на
Ямайке из гремучей смеси афрохристианских и неоафриканских
культов. Все началось с проповедей Маркуса Мосайя Гарви,
который по праву считается первым пророком новой религии.
Гарви активно проповедовал идею Христа-негра, а так же
указывал на Восток, откуда следовало ожидать пришествия
Великого царя, призванного избавить африканский народ от
власти эксплуататоров. Когда местные газеты сообщили, что 2
ноября 1930 г. рас (князь) Тэфэри Мэкконнен (или Рас Тафари
- отсюда и название "движения") короновался императором
Эфиопии под именем Хайле Селассие 1 (т.е. "Власть Троицы"),
получив наследственный титул эфиопской Соломоновой династии
(предполагалось, что династия пошла от царя Соломона и
царицы Савской - Царь Царей, Лев Иудейский, Избранный Богом
свет мира), многие сочли пророчество Маркуса Гарви
сбывшимся. Так зародилось Растафарианство. Растафарианство
призвано освободить африканские нации от рабства, помочь им
обрести потеряный рай и восстановить справедливость на
земле, но поскольку гонениям подвергается не только
чернокожее население, но и белое, и Бог у всех один, то
следовательно, Растафари может стать любой человек
независимо от цвета кожи. В этом заключается
универсальность Растафарианства, которое родившись, как
движение чернокожих, обрело многочисленных последователей
среди белых людей.
ДЖА (JAH)
Главным Богом Растафаианства является Джа. Растафари
считают, что первоначально Библия была написана на амхарском
языке, национальном языке Эфиопии, и только затем переведена
на древне-еврейский язык. Так вот, в древнееврейском
варианте Библии Бог назван именем JAHVEH (в современном
переводе - Яхве). Согласно другим мнениям, Джа - это
искаженное произношение имени Иегова. Джа дважды являлся на
нашу землю, первый раз в облике Иисуса Христа, второй раз
совсем недавно в облике Его Императорского Величества Хайле
Селассие 1.
Африка и Вавилон
Для Растафари Африка - это не только физический материк на
планете Земля, это рай на земле, в котором они живут.
Другими словами, Африка - это община Растафари, это они
сами, они и есть рай на земле. К
Противоположностью Африке является Вавилон, царство греха и
смерти на земле. Именно Вавилон исказил содержание Библии,
чтобы поработить своей ложью всех живущих на земле. Он
исказил Святое Имя Бога, так, что люди забыли его.
Марихуана
Марихуана - трава мудрости и познания Истины. Согласно
легендам она выросла на могиле Царя Соломона, который в
Библии считается самым мудрым из царей. В Растафарианстве
марихуане придается огромное значение, для Растафари - это
средство духовного самосовершенствования и познания воли Джа.
Обет Назорейства
Обет Назорейства - это то, что внешне отличает Растафари от
остальных людей. Обет Назорейства является частью культа
Растафари, культа, который подробно описан в Библии и
который большинство Растафари свято соблюдают.
Самая броская внешняя черта Растафари -
длинные локоны, скрученные в косицы. Локоны шокировали
цивильных граждан, окрестивших их "дрэдлокс" ("ужасные
локоны"). Отращивание Растафари "дредов", это соблюдение
обета назорейства, кроме того Растафари считают, что длинные
волосы делают их непобедимыми, и это не случайно. "Дредлокс"
напоминают собой львинную гриву, а в Библии лев считается
символом Божественной силы.
Запреты и особенности
Рассмотрим основные отличия Растафарианского и христианского
учений. Для сравнения мы взяли христианство, как наиболее
близкое Растафарианству учение.
1. Пожалуй основным отличием является употребление Растафари
марихуаны, которую христианство считает наркотиком и
потребление которой для христианина недопустимо. В
Растафарианстве же употределение марихуаны является одним из
основых культов.
2. Любовь к ближнему и врагам своим - основная заповедь
христианства понимается многими Растафари совершенно иначе.
Что касается первой части заповеди (любовь к ближнему), то
под ней понимается любовь к своим родителям, к членам
общины, своим друзьям и вообще к тем, кто вам дорог. А вот
врагов своих Растафари, как правило, не любят. Поскольку
враг - это Вавилон, то с ним нужно сражаться а не любить
его, как это пытаются делать христиане. Неспроста многие
оппозиционно настроенные Растафари постоянно учавствуют в
различных забастовках, митингах и народных протестах ведя
себя довольно агрессивно по отношению к властям. И нет
ничего "греховного", в том, чтобы уничтожить своего врага,
пока он не уничтожил вас. Естественно имеется в виду
духовная борьба, а не физическое уничтожение.
3. Обычно Растафари соблюдают строгое вегетарианство, в
отличие от христиан, которые соблюдают строгое
вегетарианство только во время особых постов. Растафари
считают, что употребление животной пищи нарушает Божью
заповедь "Не убий", однако, как известно, в Библии
употребление животной пищи разрешено (об этом говорится в
самом начале книги Бытия). Растафари обьясняют это
противоречие следующим образом: употреблять животную пищу
разрешено, но только новообращенным, которые не могут сразу
же отказаться от ее употребления. Однако постепенно
новообращенный должен перестать употреблять животную пищу и
полностью перейти на вегетарианскую.
4. Существенно отличается от христианства, да и от многих
остальных вероисповеданий, отношение Растафари к проповедям.
Христианство и другие вероисповедания требуют от своих
последователей постоянной проповеди своего учения, где бы
человек не находился. Согласно их учению, чтобы познать
истину, человек должен иметь желание познать ее, и кроме
того на это должна быть воля Джа. Если же человеку все
равно, то и не стоит тратить понапрасну свое и его время,
поскольку это бессмысленно и не даст никакого результата.
Если же человек сам захочет узнать о Джа, он первым даст вам
об этом знать.
5. Обычно вступление в какую - либо
религиозную общину производится с помощью специального
ритуала посвящения, у христиан это например крещение. У
Растафари нет никакого специального ритуала посвящения,
поскольку, как говорилось выше, главное - это желание
человека и воля Джа, а значит в этом ритуале просто нет
смысла. Если человек хочет познать волю Джа, то Джа ему в
этом поможет, а если не хочет, то можно креститься хоть
каждый день, толку в этом не будет никакого.
Символика Растафарианства
В Растафарианстве принята своя собственная символика,
свойственная только этой религии и культуре. Ниже приведено
описание основных символов Растафарианства.
Лев. В Бибилии Лев считается символом
силы и власти. Лев - это символ Его Императорского
Величества Хайле Селассие 1 и его Божественого могущества.
Кстати "дрэдлокс" имеют такой же смысл поскольку напоминают
собой львинную гриву.
Солнце. Является символом Джа и Света Его Истины.
Зеленый флаг. Зеленый цвет в Растафарианстве является цветом
мудрости и познания воли Джа.
Эфиопский флаг. Является символом единства всех Растафари, а
так же представляя собой набор всего светового спектра
является символом всего мира.
Лист марихуаны. Является символом мудрости и духовного
совершенствования.
Личность Боба Марли в регги-культуре
[3]
Боб
Марли был и остаётся выдающимся музыкантом современности, не
многим удавалось достичь подобных высот. Он стал первым
музыкантом Ямайки, добившийся таких выдающихся результатов
на мировой музыкальной арене. Благодаря своему таланту, он
смог донести до своих слушателей проблемы и радости жителя
Ямайки. В своих песнях Боб Марли раскрыл всю сложность жизни
на Ямайке, но при том смог показать светлую душу её жителей.
Боб Марли (настоящее имя Роберт Неста Марли)
родился на Ямайке в городе Пэриш (Святая Анна) 6 февраля
1945 года.
В конце шестидесятых Боб Марли вместе со своей матерью
покидает Пэриш и переезжает в столицу страны, город
Кингстон. Там он со своими новыми друзьями, выходцами из
малоимущих семей, слушает радио. Именно посредством радио
происходило знакомство будущего музыканта с зарождающимся
рок-н-роллом. Боб, бросив школу, начинает работать
сварщиком. В своё свободное время он практикуется в пении, в
этом ему помогает Джо Хиггс. И вот уже в 1963 году
Боб Марли собрал группу "The Wailers".
Он становится голосом движения растаманов, набиравших в
то время популярность. По итогам опроса журнала "Rolling
Stone" группе Боба Марли присуждается звание лучшей группы
1976 года. Группа успешно гастролирует по всему миру, но
особое внимание уделяет странам третьего мира, в особенности
Африке. Зачастую выступления проводятся бесплатно. И
в 1978 году Боб Марли был удостоен Медали Мира, учреждённой
ООН. Боб Марли в 1980 году был приглашён в Зимбабве
на празднование Дня Независимости.
Боб Марли – великий музыкант Ямайки. За
свою непродолжительную жизнь он добился очень много: снискал
мировую известность, создал особый стиль музыки, стал
символом борьбы за равноправие рас. При всём этом он не на
секунду не забывал о своей родине – Ямайке.
Регги в современной культуре
Сегодня в
СНГ есть сторонники моды растафарианства. Они носят прическу
дредды (Dreadlocks) – устрашающие локоны воина-льва,
«львиную гриву», например, певец Кирилл Толмацкий (Децл),
одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый).
Можно назвать музыкальные группы, играющие в стиле рэгги: «Реггистан»,
«Раста-оркестр», «Джа Дивижн», «Аддис Абеба» и др.
Популярность раста-культуры основана на эклектичности,
организационной аморфности, толерантности, веротерпимости,
отсутствии устоявшейся догматики и возможности выборочно
усваивать те или иные идеи: внешний вид или жизненный стиль,
взгляды на историю или отношение к политической жизни
«Вавилона» – окружающего мира. Также большой интерес
вызывает самобытная культура народа, населяющего Ямайку,
впитавшая в себя африканские сказания и индуистские обычаи,
представления вуду и индейские верования. Большое влияние на
растафарианцев оказал индуизм – религия восточно-индийских
рабочих, завезенных на Ямайку после отмены рабства. Среди
растаманов популярна идея реинкарнации.
Личное отношение к регги
Я узнала о
регги-культуре совсем недавно. Около 2 лет назад. Меня
привлекла музыка, которая успокаивала в любой ситуации. За
эти 2 года растафарианская культура увлекла меня в свой мир.
Появилось желание играть регги и сочинять музыку самой.
Поэтому полгода назад я купила гитару и начала упорно
тренироваться. На данный момент мои успехи в игре регги
сомнительны, но я не сдаюсь. Но акустическая гитара для
регги не является основным инструментом. Очень важен ритм,
который задают барабаны. Поэтому я хочу научиться играть и
на барабане джембе.
Кроме
музыки меня привлекает религия, которая лежит в основе.
Растафарианство имеет очень много схожих идеологических
воззрений с христианством. Но религия растаманов не столь
категорична, она позволяет инакомыслие, она более свободна
от предрассудков. Я считаю, что религия не должна запирать
человека в строгие рамки. Поэтому можно сказать, что я стала
приверженцем растафарианства. Но употребление марихуаны мне
не кажется столь необходимым, как считают растафарианцы. Я
считаю, что каждый имеет право выбора, поэтому не осуждаю
тех, кто употребляет "растение жизни".
Регги-культура за очень короткий срок заняла важное место в
моих взглядах и целях на будущее.
Используемая литература:
[1]
Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Регги
[2]
Растафарианство
http://astanarasta.ucoz.kz/publ/1-1-0-2
[3]
Боб Марли http://www.marleybob.org/biography.php