А.С. Иваничев


Источник: Использование международных стандартов ISO в целях повышения эффективности деятельности предприятий — 2007 / Материал межвузовской студенческой конференции. — Донецьк, ДонНТУ — 2007, с. 10-11

В мире широкое распространение получили системы контроля (AVLS) и диспетчеризации мобильных объектов. Подобные системы используются для управления морским, сухопутным и воздушным транспортом. На Украине такие системы также начинают пользоваться большим спросом. Одна из разработок ООО «НАВИКОМ» - система мониторинга и логистики транспортных средств «NavBOX», которая в Украине на сегодняшний день является лучшей в данной сфере среди остальных подобных программно-комплексных средств. Дополнительную информацию, а также более подробное описание разработок ООО «НАВИКОМ» можно найти на WEB-сайте: www.navicom-gps.net и по электронной почте: info@navicom-gps.net.

Работа аппаратно – программного комплекса NavBOX основана на использовании системы глобального позиционирования GPS (США). Это система, позволяющая с точностью от 1 до 30 м определить местоположение объекта в любой точке мира, т.е. определить его широту, долготу и высоту над уровнем моря, а также направление и скорость его движения. Global Position System (GPS) - это система радионавигации, состоящая из 24 спутников, обращающихся вокруг Земли и снабженных радиопередатчиками, которые позволяют соответствующим приемным устройствам (приемники GPS) определять с высокой точностью свои координаты и скорость в любое время и в любой точке Земли.

Аппаратная часть системы (бортовой контроллер «Черный ящик»), установленная на транспортное средство, принимает и обрабатывает эти сигналы, определяя параметры движения транспортного средства: координаты (широта, долгота и высота), скорость и направление движения. Эти данные записываются на внутреннюю или съемную энергонезависимую память и передаются на диспетчерский пункт. Программный комплекс, установленный на рабочем месте диспетчера, производит обработку накопленной информации. В результате диспетчер получает мощный инструмент для организации эффективного контроля над использованием транспортных средств и управления распределением товаров. Не требует специальных знаний в области логистики и длительного обучения.

Возможности система NavBOX:

Отчет о проделанном рейсе
Перевозчик: ООО «ДДС»
Транспортное средство: Марка: МАЗ    Модель: 54329    Гос. №: АЕ7540АС
Водитель: Кравченко Дмитрий Иванович
Маршрут: Днепропетровск – Славута (Хмельницкая обл.) - Днепропетровск
Период рейса с 02.07.2005 08:56:58 по 07.07.2005 10:15:03
Время в пути: 5 дней 01:18:05 ч:м:с Время движения: 1 дней 03:58:26 ч:м:с
Общее время остановок (остановки менее 30 мин ): 0 дней 07:51:08 ч:м:с
Общее время стоянок (стоянки более 30 мин ): 3 дней 13:28:31 ч:м:с
Количество стоянок: 10
Средняя скорость: 53.3 км/ч Максимальная скорость: 91.5 км/ч
Протяженность рейса: 1640.2 км
Расход топлива ( 38 л на 100 км): 623.3 л

Список стоянок ( стоянки более 30 мин )


Период стоянки

Длительность

Место стоянки

1

стояли с 02.07.2005 08:56:58
по 02.07.2005 15:45:25

6:48:27

г. Днепропетровск,
обл. Днепропетровская

2

стояли с 02.07.2005 18:16:10
по 03.07.2005 02:19:08

8:02:58

обл. Днепропетровская,
Пятихатский район

3

стояли с 03.07.2005 09:42:37
по 03.07.2005 10:14:45

0:32:08

обл. Житомирская,
Бердичевский район

4

стояли с 03.07.2005 12:46:38
по 03.07.2005 15:02:34

2:15:21

г. Славута,
обл. Хмельницкая, Славутский район

5

стояли с 03.07.2005 15:12:13
по 03.07.2005 16:52:51

1:40:38

г. Славута,
обл. Хмельницкая, Славутский район

6

стояли с 03.07.2005 17:11:31
по 06.07.2005 02:09:25

2 дня 8:59:54

г. Славута,
обл. Хмельницкая, Славутский район

7

стояли с 06.07.2005 03:36:09
по 06.07.2005 04:25:37

0:49:28

Грицев,
обл. Хмельницкая, Шепетовский район

8

стояли с 06.07.2005 05:12:27
по 06.07.2005 05:45:14

0:32:47

обл. Житомирская,
Любарский район

9

стояли с 06.07.2005 06:26:15
по 06.07.2005 06:59:35

0:33:20

обл. Житомирская,
Бердичевский район

10

стояли с 06.07.2005 18:53:23
по 07.07.2005 02:08:53

7:15:30

Пятихатки,
обл. Днепропетровская,
Пятихатский район

Рисунок 1. – Пример отчета о проделанном рейсе, автоматически генерируемый программой NavBOX


Встроенный программный модуль логистики позволяет вести статический учет в табличном виде (за любой отчетный промежуток времени) по автомобилям, водителям, клиентам (точкам доставок), проводить автоматический анализ работы автопарка или выбранных машин по посещениям, простоям, опозданиям в заданные точки, с указанием наименования и особенностей перевозимых грузов. А так же полная отчетность по затратам на топливо, генерация отчетных документов и следующими возможностями:

Серверное приложение “BT-Server” для программно – аппаратного комплекса NavBOX позволяет полностью автоматизировать предприятие. Установленные на автомобили «Черные ящики» сами беспроводным путем передают всю накопленную информацию по каналам Bluetooth при прибытие или проезде определенного места, а система будет в полностью автоматическом режиме обрабатывать ее и пополнять Базу Данных.
Сервер дополняет программный комплекс “NavBOX” дополнительными возможностями:

Бортовая аппаратура. Программное обеспечение NavBOX может работать совместно с бортовыми контроллерами TrackBOX (с ММС картой памяти), а при наличие программы “NavBT” и Bluetooth-брелка или программы “BT-Server” и Базовой Bluetooth Станции “BT-Station” может работать с бортовыми контроллерами TrackBOX-BT (с Bluetooth-технологией).

Эффект от внедрения и окупаемость. Компания, автомобили которой оснащены автоматизированной системой мониторинга, получает конкурентное преимущество за счет оптимального планирования грузоперевозок (в требуемое место и точно в срок) и может рассчитывать на получение фрахтов по максимальным ставкам.

Подобная информация позволяет ответить на основные вопросы связанные с реальным расходом топлива на поезду, исключить вариант использования водителем транспортного средства не по назначению, контроль за пройденным маршрутом, оптимальное планирование, исходя из точного знания местоположения и многие другие. И как следствие повышение эффективности предприятия. Сокращение время кругорейса. Увеличение оборачиваемости рейсов (20…50%), в результате снижение потребности в увеличении автопарка. Экономия горючего и моторесурсов не менее чем на 10 - 20 %. Повышение безопасности перевозок, в том числе за счет контроля работы водителя. Снижение страховых взносов от 15 до 50 %, в зависимости от вида страховки и страховой компании. Уменьшение потерь от штрафов за опоздания и т.п. Повышение дисциплины водителей и диспетчеров в результате снижение ДТП. Снижение рисков по захватам и угонам. Уменьшение количества диспетчеров.

Вся эффективность от применения позволяет быстро и качественно достичь цели управления материальными ресурсами с позиции логистики как поставка нужного материала в установленные время и место при минимальных издержках.

Результаты научных исследований, проведенных Департаментом Транспорта США по изучению экономической эффективности 55 диспетчерских систем охватывающих более 10 000 единиц автотранспорта, показали следующие усредненные показатели экономической эффективности диспетчерских систем:

Список литературы

  1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
  2. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993. Транспортная логистика: Учебное пособие. – М.: Бранусс, 1996.
  4. Управление качеством и реинжиниринг организаций / З.С.Абутидзе, Л.Н. Александровская, В.Н. Бас и др.: Учебное пособи. - М.: Логос, 2003. - 328с.: ил.
  5. Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. М.: Эко-Трендз.-2000.-264с.