Магистр ДонНТУ Химка Светлана Сергеевна Автобиография   Автореферат   Отчет о поиске   Перечень ссылок   Инд.раздел
Химка Светлана Сергеевна

Факультет: вычислительной техники и информатики
Кафедра: компьютерных систем мониторинга
Тема магистрской работы: Разработка моделей и методов для создания системы информационной безопасности корпоративной сети предприятия с учетом различных критериев
Научный руководитель: к.т.н., доцент кафедры КСМ Н.Е. Губенко

Эрнст Капп как основатель философии техники

С. С. Химка

Источник: статья не опубликована

В середине XIX в. в обществе выросла потребность философского осознания феномена техники. Немецкий философ Эрнст Капп (1808 — 1896) представил свою точку зрения по этому вопросу, которая заключалась в том, что техника и все, что с ней связано, это проекция естественных человеческих органов на материальный мир. [1].

Биография философа

Изучив сведения о ранних годах Эрнсте Каппе можно сказать, что его детство не было безоблачным и гладким. Он родился 15 октября 1808 года в городе Людвигсштадте (Бавария). Эрнст был последним из двенадцати детей придворного служащего. Когда ему было 6 лет случилось горе: умерли оба его родителя и двое братьев. В результате этого события мальчик попал под опеку своего старшего брата Фридриха, который работал преподавателем в гимназии. Именно брат посоветовал Эрнсту заняться наукой.

С 1824 по 1828 годы будущий философ учился в Боннском университете филологии на факультете классической филологии. По окончанию учебы он защитил диссертацию на тему ”Афинское государство”. Однако его интересы не ограничивались лишь античной классикой, в частности, он находился под сильным влиянием идей Георга Фридриха Гегеля (1770 — 1831) и Карла Риттера (1779 – 1859).

После окончания университета Капп вернулся в Минден (Вестфалия) и стал преподавать в гимназии, где работал и старший брат. Его первая книга «Leitfaden beim ersten Schulunterricht in der Geschichte und Geographie» (1833, «Учебник для начальной школы по истории и географии») стала новаторской и много раз перепечатывалась. [2]

Взгляды Каппа того времени можно отнести к левым гегельянцем. Его научное исследование, двухтомное «Vergleichende allgemeine Erdkunde» («Общая и сравнительная география», 1845) представляло собой попытку перевести динамичный идеализм Гегеля на прочный материалистический язык. С одной стороны, в этом труде обнаруживается цель автора проследить формирующее влияние географической среды (в частности рек и морей) на социальные и культурные структуры. А с другой стороны, это капповское применение гегелевской диалектики призывает к ”колонизации” географической среды и ее преобразованию, как внутреннему, так и внешнему.

Во время пребывания в Миндене Капп стал участвовать в политических движениях. Он принадлежал к демократическим федералистам и, следовательно, был подозрителен с точки зрения правящего класса. Следствием этого стало столкновение с властями в конце 40-х годов.

После выхода в 1849 году книги — «Der constituirte Despotismus und die constitutionelle Freiheit» («Узаконенный деспотизм и конституционные свободы») начались судебные преследования по обвинению Эрнста Каппа в подстрекательстве к бунту, и он был вынужден покинуть Германию. Для эмиграции он избрал Америку.

Капп эмигрирует в Америку в поселения первых немецких колонистов в центральном Техасе, где его интерес коренным образом смещается с «внутренней колонизании» к «колонизации внешней». Из его писем к другу мы узнаем, что он "заменил комфорт тяжким трудом и привычное для него перо непривычной лопатой" и попытался, будучи фермером и изобретателем, стать "свободным человеком на свободной Земле", как говорил Гете. Оставаясь фермером, он последующие два десятилетия ведет замкнутую жизнь, связанную лишь с сельскохозяйственными орудиями и машинами.

Вместе с другой эмигрировавшей немецкой интеллигенцией Капп основал Lateinische Kolonie («Латинскую колонию»). Во время гражданской войны (1861 — 1865) они были на стороне аболиционистов. Эрнст Капп был президентом Bund freier Manner («Ассоциация свободных людей»), и поэтому вместе со своими соотечественниками переживал тяжелые времена, так как жил на юге США.

В 1867 году Эрнст с супругой вернулись в Германию, чтобы навестить свою семью. В пути Эрнст тяжело заболел, и врач посоветовал ему не рисковать и ехать обратно в Америку. Но он принимает решение остаться на родине и вернуться к научной деятельности. В результате Каппы обосновались в Дюссельдорфе (Северный Рейн — Вестфалия).

В последний период своей жизни Капп пересматривает свою философию географии и, используя опыт, накопленный в Америке, формулирует свою философию техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения (“проекции“) человеческих органов.

Хотя саму эту идею нельзя считать принадлежащей лишь Каппу, но именно Капп дал ее систематическую и детальную разработку в своей работе «Grundlinien einer Philosophie der Technik» («Основы философии техники», 1877).

Анализируя жизненный путь Э. Каппа нельзя не отметить тот значительный отпечаток, который наложил на его взгляды период пребывания в эмиграции. Для философа в душе смена мыслительного труда на физический, породила лишь новую почву для размышлений, результатом которых стала абсолютно новая в философии отрасль знаний.

Анализ философских суждений Э.Каппа

Эрнст Капп был первым, кто совершил смелый шаг, в заголовке своей работы он соединил вместе два ранее казавшиеся несовместимыми понятия "философия" и "техника". В центре его книги "Основные направления философии техники" лежат антропологический критерий и принцип органопроекции. Рассмотрим более подробно эти инновационные идеи.

Антропологический критерий звучит следующим образом: каковы бы ни были предметы мышления, то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является ничто иное как возвращающийся к себе человек. Капп считает, что именно в словах древнегреческого мыслителя Протагора "Человек есть мера всех вещей" был впервые сформулирован антропологический критерий и сформировано ядро человеческого знания и деятельности.[3]

Суть принципа органической проекции Эрнста Каппа состоит в том, что "механизм", бессознательно созданный по органическому образцу, сам служит для объяснения и понимания "организма". По мнению Каппа, "возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение — и мы должны это выявить и подчеркнуть, — хотя и является скорее бессознательным открытием, чем сознательным изобретением, — заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа." [4]

Принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий. При его применении к сложным орудиям и машинам, действительно, возникают проблемы. В качестве примера возьмем, вслед за Каппом, паровую машину. Форма ее как целого не имеет ничего общего с человеком, схожи лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, например, в локомотиве, то сразу обнаруживается сходство ее общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если, скажем, разрушена важная часть машины, сходны с жизненными процессами животного. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение органических форм, а проекции, т.е. вообще живого и действующего как организм существа. Кстати, косвенным подтверждением принципа органопроекции, является развитие современной микроэлектроники, которая выбрала для интегральных схем в качестве наиболее оптимального материала кремний. Но именно его еще раньше эволюция "выбрала" исходным материалом органических тел. Концепция органопроекции - первая ответить на вопрос: что такое техника и каков ее генезис.

Капп своей теорией и философскими взглядами фактически положил начало философии техники как науки. До сих пор не существует единого мнения относительно философских учений Эрнста Каппа, многие их них развиты и продолжены такими известными естествоведами, как Р. Бойль, И. Ньютон, Э. Юр, или опровергнуты, например П.К.Энгельмайером. Но в любом случае нельзя отрицать тот огромный вклад, который внес Эрнст Капп в развитие и науки, и техники. Его идеи стали передовыми и новаторскими для его времени, заставили философов и ученых по новому взглянуть на мир и природу человека. Поэтому его имя всегда будет ассоциироваться с возникновением философии техники.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. – М., 1998.
  2. Англоязычный ресурс, посвященный Эрнсту Каппу ( http://members.home.nl/fsimon/biogr.htm, 25.04.2009)
  3. Энгельмейер П.К. Философия техники. М., 1912. Вып. 2.
  4. Энгельмейер П.К. Технический итог XIX века. СПб., 1889.