Магистр ДонНТУ Шкуридина Екатерина Сергеевна

~~~~~~~~~~~~~

Шкуридина Екатерина Сергеевна

Замки и дворцы Европы

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

   

Биография

Автореферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Замки и дворцы Европы

~~~~~~~~~~~~~

Сайт ДонНТУ

Портал магистров

 

Во время обучения в школе я посещала кружок, который вела наша учительница Истории. На протяжении 5 лет мы изучали культуру древних цивилизаций, прочитали множество увлекательных книг из библиотеки, которую она собирала на протяжении всей своей жизни. Особенно интересными для меня были архитектура и искусство. Несомненно архитектура средневековья с их величественными замками и дворцами являются одними из самых прекрасных строений на Земле...

Замки и дворцы Европы

Захватывающие дух ландшафты служат декорациями для самых красивых архитектурных сооружений Европы от Скандинавии до Португалии: предания и мифы окутывают романтические замки и сказочные дворцы, распространяя дыхание прошлого и былое очарование.

С одними из самых прекрасных дворцов Европы я и хочу вас познакомить.

Дворец Сан-Суси (Германия) [1]

«Давайте жить и радоваться жизни»- таким стал девиз жизни Фридриха Великого, уставшего от пяти лет Силсэской войны. он велел построить неподалеку от своей берлинской резиденции, в Потсдаме, Дворец радости в котором он мог бы «без забот» проводить время со своими друзьями, предаваясь философии и музыке. Плодом его усилий стал дворец Сан-Суси с парком - цельное художественное произведение немецкого рококо.

Архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф спроектировал дворец для Фридриха II (1712-1786) по образцу французского maison de plaisance (загородного дома). Дворец представляет собой вытянутое в длину здание, в центре изогнутое полукругом. Дворец строился с 1745 по 1747 гг. на террасах-виноградниках Потсдама. К 1770 г. появились и другие строения, например, Новый дворец или Бельведер. Фридрих Вильгельм IV расширил дворцовый комплекс до его сегодняшнего состояния, разбив парк, построив Римские бани, Фазаний двор и Фридинскирхе.

Наибольшей известностью в парке пользуются фонтаны и великолепная лестница с возвышающимся над ней медным куполом. Огромные окна и двери, обрамленные фигурами вакханок работы скульптора Фридриха Кристиана Глюме, и золотистый фасад придают этому скорее приземистому зданию грациозность и легкость. Членение фасада осуществляется за счет шести террас-виноградников, так что само здание является как бы их завершением или кульминацией ландшафта.

Главный портал находиться с другой стороны здания, где колоннада коринфских колонн, с обеих сторон дворца окаймляет почетный двор. Внутри главного дворца всего двенадцать комнат, и все они оформлены Кнобельсдорфом в стиле рококо. Легко представить, как гости Фридриха въезжают на каретах в почетный двор и уже в вестибюле поражаются позолоченным гипсом, мрамором и потолочными росписями со сценами мифов о Бахусе. если они принадлежали к знаменитому «круглому столу» Фридриха, то их сразу проводили в элегантный Мраморный зал, отделанный белым мрамором и позолоченной лепниной. Здесь их встречал просвещенный король с  умнейшими людьми из самых разных стран, среди которых был и французский просветитель Вольтер.

Если монарх не вел дискуссии, то он мог сочинять стихи в отделанной кедровыми панелями библиотеке (рисунок 1), сочинять музыку в бело-золотом концертном зале в стиле рококо. Большие зеркала   предают комнате волшебную атмосферу, не только визуально увеличивая помещение, но как бы вовлекая в него пышную зелень парка.

Этот парк был изначально разбит Кнобельсдорфом в типичном  стиле барокко: с аккуратными клумбами и чашами для воды, ровными дорожками и зрительные  осями. К парковым постройкам относятся Дракенхаус (рисунок 2) и Бельведер на горе Клаус. От этого павильона в форме эллипса с двумя колонными залами, расположенными  друг против друга, открывается вид на парк и реку Хафель. Дом дракона появился в результате увлечения китайской темой и представляет собой трехступенчатую пагоду с драконами по углам и в летнее время используется как кафе.

В западной части парка расположен импозантный Новый дворец. Во дворце 400 комнат на два с половиной этажа. Напротив Нового Дворца расположены хозяйственные здания, купола и лестницы которых поддерживают  стиль. Внутренняя отделка Нового дворца особенна пышная в Мраморном и  Ракушечном зале, где стены украшены ракушками и полудрагоценными камнями,  а ниши из кораллов и стеклянного шлака создают атмосферу грота. В Мраморной галерее взгляд приковывают стены и пол из красной яшмы и белого мрамора (рисунок 3).

            

                    Рисунок 1                                 Рисунок 2                                   Рисунок 3

Дворец Белёй (Бельгия) [1]

Ко входу во дворец Белёй (рисунок 4), в 30 км к юго-востоку от Турне, ведет длинная буковая аллея. Четыре рыла этого дворца, сгруппированные вокруг двора, построил XVII в.  Клод-Ламораль II де Линь. Четыре круглые башни с купольными крышами  фланкируют  корпуса Белёй. Отражаясь в воде большого дворцового пруда, этот дворец выглядит еще более роскошно. Фонтан с Нептуном напоминает  Версаль.

Парк тоже разбит во французском стиле: с цветочными клумбами,   скульпторами богов, фонтанами и кустами роз. Маршал  Шарль-Жозеф де Линь любил говорить: «У каждого человека - две отчизны: своя собственная и Франция». Это был настоящий князь эпохи рококо,  о чем свидетельствуют и эти его слова. Шарль-Жозеф расширил парк и передал его в английском духе, призвав на помощь французского паркового архитектора. Внутри дворец Белёй украшен гобеленами, обоями, картинами и старинной мебелью. В одной из башен хранится страшная реликвия: в небольшом мешочке, шитом золотом, находится прядь волос  Марии Антуанетты, которой в 1793 г. отрубили голову на гильотине.

Рисунок 4

Кроме того, в замковом комплексе Белёй можно увидеть Бельгию в миниатюре: здесь есть и брюссельская ратуша, и Большой дворец (Гран-Пале), колокольня в Брюгге, водопады Ко и многие другие достопримечательности Бельгии в уменьшенном виде.

 Зимний дворец (Россия) [1]

Расположенный на берегу Невы Зимний дворец (рисунок 5) своим северным фасадом отражается в водах реки. Стоящие друг на другом колонны оживляют и одновременно членят плоскость фасада. Архитектор Бартоломео Растрелли, безусловно, учитывал это, оформляя  аналогично и южный фасад. Западный и восточный фасады благодаря выступающим ризалитам,  пышно украшенным окнам   и карнизам выглядят совсем иначе.

Фундамент Зимнего дворца был заложен еще в 1711 г., но его строительство было начато только в 1754 г., когда Елизавете I, дочери Петра Великого, наконец понравился проект Растрелли. Архитектор, украсивший Петербург многими знаменитыми зданиями, так и не смог закончить свою последнюю и самую большую работу, и в результате декор здания принадлежат многим архитекторам, которых привлекла к   работе уже Екатерина Великая (1729-1796).

На первом этаже можно увидеть залы в их оригинальном виде. По роскошной лестнице из белого  мрамора с позолоченной лепниной и  зеркалами  попадают в Аванзал – самый большой зал Зимнего дворца площадью 1103 м2. Он лучше всего подходит для пышных празднеств императорского двора.                                                                                                                  Рисунок 5                 

Самым красивым помещением  считается Малахитовый зал (рисунок 6), который оформлял Александр Брюллов после большого пожара  1837 г.  Зеленый малахит, позолоченные двери, капители и декор потолка, темно-красные портьеры и зеркала символизируют блеск и роскошь императорской России. Граничащий с этим залом Белый трапезный зал (рисунок 7) интересен, прежде всего, своей историей: сюда пришли революционные моряки в ночь 7 на 8 ноября 1917 г., чтобы свергнуть Временное правительство. Власть перешла к Ленину.

Из-за огромных размеров Зимнего императоры предпочитали жить в своих небольших летних  резиденциях, поэтому  многие комнаты дворца с самого начала были отданы под ценные собрания императоров. С 1917 года в Зимнем дворце и соседних с ним зданиях расположились коллекция музея Эрмитаж, и иногда очень трудно решить, что производит большее впечатление – сам Зимний дворец или размещенные в нем экспонаты.

                           

                                   Рисунок 6                                                         Рисунок 7

Замок Сфорца [2]

Замок Сфорца (ит. Castello Sforzesco) - один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя.

История

Джованни Висконти (Giovanni Visconti) умер в 1354 г. Племянники Маттео II (Matteo II), Галеаццо (Galeazzo II) и Вернабо (Bernabo) получили в наследство все его владения, в т.ч. Милан. Маттео умер через год, так что все территории, и Милан, были поделены между двумя оставшимися братьями. Бернабо получил восточные земли на границе с Вероной, Галеаццо - западные. Милан же должен был управляться каждым братом по-очереди.
    В то время Милан предствалял собой могущественный город с развитой инфраструктурой: город был обнесен защитными стенами и воротами, были построены мосты, рынки, вымощены и обеспечены канализационными стоками улицы города.
Между 1360 и 1370 гг. Галеаццо II принимает решение об укреплении одних из городских ворот и начинает строительство замка-крепости в составе существующих стен города (см. карту слева). Дело продолжил сын Галеаццо, Джиан-Галеаццо (Gian-Galeazzo). Он построил небольшое строение, которое служило казармами для наемников.
  Джиан за годы своего правления (1378-1402) централизовал управление герцогством, создал условия для развития искусств, промышленности и торговли. Именно при нем начал строиться и знаменитый миланский кафедральный собор Дуомо.
  Последний из династии Висконти, Филиппо Мария (Filippo Maria) продоложил работы по устройству замка, превратившегося уже в герцогскую резиденцию. По инициативе рядом с замком был разбит парк.
  У Филиппо не было наследников по мужской линии, а его незаконная дочь, Бьянка Мария (Bianca Maria), вышла замуж за видного миланского военачальника наемников - Франческо Сфорца (Francesco Sforza).
  После смерти Филиппо в 1447 миланцы, уставшие от тирании Висконти, провозгласили т.н. Амброзианскую республику. Замок Висконти был разрушен, а его камни пошли на уплату долгов строителям, которые подновили старые стены города.
  Республика просуществовала недолго, всего 3 года. За это время Франческо Сфорца удалось защитить ее от нескольких нападений как венецианцев так и ломбардийцев. Учитывая подобный успех и свою роль в победах Франческо сумел провозгласить себя новым герцогом Милана.
  После прихода к власти Сфорца решает выстроить разрушенный когда-то им самим замок. По его замыслу новая крепость должна стать символом красоты города и защитить Милан от возможных противников. Для работы над замком были выписаны многие известные архитекторы, в т.ч. Jacopo da Cortona, Giovanni da Milano и Marcoleone da Nogarolo.
  В 1452 г. флорентийскому архитектору Антонио Аверулино (Antonio Averulino), известному также как Антонио Филарете ('Il Filarete') была поручена постройка центральной проездной башни замка. Хотя замок задумывался как роскошная резиденция герцога, вскоре Антонио был отстранен от работы и за дело взялся военный архитектор Bartolomeo Gadio.

  Галеаццо Мария Сфорца был убит 26 декабря 1476 г. напротив часовни Св. Стефана. Опасаясь за свою жизнь, его жена Бона Савойская выстроила в самой защищенной части замка, Rochetta, высокую башню. Отсюда она могла наблюдать за всеми зданиями. Сегодня эта башня известна как 'Torre di Bona' (Башня Боны).

23 июня 1521 г. архивы сообщают, что в Башню Филарете замка ударила молния. Башня использовалась как склад для боеприпасов, поэтому башня была почти полностью уничтожена, а замок серьезно поврежден.
   Начиная с 1549 года вокруг Милана были построены новые массивные стены (снаружи от старых). Замок Сфорца был соединен с ними с помощью 'Tenaglie' (клешни). Одни вели к Porta Comasina, другие к Porta Vercellina. Вскоре однакод подобная система была признана неудачной и была заменена бастионной системой,уже доказавшей к тому времени свою эффективность.
  Замок Сфорца превратился из роскошной резиденции в настоящую крепость, в ней могли одновременно находиться до 2000 солдат. Все расходы по строительству легли на жителей Милана. В сответствии с архивными источниками в крепости были также: госпиталь, аптека, ремесленные цеха, булочная, таверна, склады и две церкви.
  В 1706 году Милан был захвачен австрийцами под предводительством Евгения Савойского. Замок снова использовался как казармы, теперь уже для австрийских солдат.
  Одна из важных строчек в истории Миланского замка связана с Наполеоном.
  9 Мая 1796 года герцог Фердинанд сбежал из Милана оставив для защиты города гарнизон всего лишь из 2000 солдат, 152 пушек, 3000 квинталов пороха. Поначалу австрийскому лейтенанту Лами (Lamy) удавалось сдерживать горожан, поддерживающих французов, однако Милан был осажден Наполеоном и 15 мая 1796 французский император вошел в город. К концу июня замок тоже был в руках французов.

http://www.allcastles.ru/italy/sforzesco.html

Пока я любуюсь этими дворцами только на фото, но в будущем надеюсь посетить эти и другие творения великих архитекторов прошлого.

Список источников:

1.  Шебер Ульрика, Ш37 Замки и дворцы Европы, пер. с нем. - М.: БММ АО, 2003. -  416с.: ил.

2. http://allcastles.ru/

3. http://www.cathedral.net.ua/

Вверх _↑