Болтян А.В., Крючкова А.В., Болтян М.А.(ДонНТУ, Донецк, Украина)
В соответствии со стандартом ISO 14021-99 под экологическим аспектом понимают элемент деятельности или продукции организации, который может взаимодействовать с окружающей средой. В данной статье расматриваются экологические аспекты изготовления рабочих колес шламовых насосов с применением электроконтактной обработки (ЭКО). Шламовые насосы применяются для перекачки пульпообразного материала. Такие насосы часто применяются для работы на скважинах, в канализационных сетях, сельскохозяйственных фермах. Выход из строя ответственных деталей нососов может приветсти к экологической аварии. Поэтому к рабочим колесам шламовых насосов, которые являются одними из наиболее ответственных деталей агрегатов, предъявляются повышенные требования по прочности и надежности.
Поскольку рабочие колеса шламовых насосов перекачивают смесь жидкости и абразивного материала, их рабочие колеса изготавливают из коррозионностойких сталей или высокопрочных чугунов. При обработке таких деталей применяется ЭКО, физические процессы при проведении которой сходны с дуговой сваркой. Следовательно, при проведении ЭКО воздушная среда производственных помещений может загрязняться сварочным аэрозолем, в состав которого входят оксиды металлов (железа, марганца, хрома, ванадия, вольфрама, алюминия, титана, цинка, меди, никеля, кобальта и другие), газообразные фтористые соединения, а также оксид углерода, оксиды азота, озон.
При ЭКО физико-химические процессы в металле заготовки протекают при быстром изменении температуры в пределах от температуры окружающего воздуха до температуры испарения металла. Поэтому, чем выше нагрев и чем резче его неравномерность, тем более вероятно появление при нагреве пластических деформаций, а, следовательно, и остаточных напряжений и деформаций, [1]. При электроконтактной обработке имеют место как высокие температуры нагрева, так и резкое падение этих температур в материале
деталей. Следовательно, при электроконтактной обработке имеются все условия для образования как временных, так и остаточных температурных напряжений, которые могут значительно снизить прочность изделия. Причем, указанные температурные напряжения могут превысить допускаемые их значения, особенно в местах концентрации напряжений. При этом возможно, так называемое, местное нарушение прочности детали, т.е. образование микротрещин.
Цель исследований: получить распределение температурных напряжений по поверхности заготовки при электроконтактной обработке с помощью программы ANSYS и сравнить их с допускаемыми.
В соответствии с [1] электроконтактную обработку рабочего колеса шламового насоса можно представить как точечный нагрев диска. Это допущение возможно, так как процесс ЭКО подобен электродуговой сварке. Предположим, что в момент времени t=0 в центре диска начинает действовать точечный источник тепла, при этом количество тепла, выделяемое в единицу времени, постоянное. В определенный момент времени источник тепла удаляется.
Температуры и тепловые напряжения в диске будут распространяться симметрично относительно оси. Следовательно, все параметры будут зависеть только от расстояния r от источника тепла и от времени t. Если условно принять, что поверхность диска теплоизолирована и теплофизические свойства материала не зависят от времени обработки, можно по упрощенной зависимости определить распределение температуры в процессе нагрева, [1]
1. Паркус Г. Неустановившиеся температурные напряжения. М., Физматгиз, 1963. – 252 с.
2. Болтян А.В., Крючкова А.В. Численное моделирование термических процессов при электроконтактной обработке // Прогрессивные техно-логии и системы машиностроения: Международный сборник научных трудов. – Донецк: ДонНТУ, 2007.– Вып. 33. – С. 26 – 30.
3. Болтян А.В., Крючкова А.В. Методика определения рациональных режимов электроконтактной обработки // Практика и перспективы раз-вития партнерства в сфере высшей школы: Материалы восьмого научно-практического семинара. г. Донецк, 17-20 апреля 2007 г.– В 3 т.– Т.2.– Донецк: ДонНТУ, 2007. – С. 83 – 87.
4. Гейтвуд Б. Е. Температурные напряжения применительно к самолетам, снарядам, турбинам и ядерным реакторам: Перевод с английского М. Ф. Дименберга, В. К. Житомирского и Ю. Ф. Красонтовича/ Под ред. Н. И. Пригоровского. – М., 1959.
5. Бакши О. А. Напряжения и коробление при сварке. М.: Машгиз, 1961. – 71 с.
6. Гранич Л.С. Экологический менеджмент. Анализ конкретной ситуации. – Саратов: Изд-во «Ареал», 1995 – 39 с.