Механический факультет |
Озеро Байкал |
Т Е Х Н О Л О Г И Я М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Я |
Васьковский Антон НиколаевичФакультет:МеханическийСпециальность: Технология машиностроенияОзеро Байкал - жемчужина мира
Байкал... Вот так бы пил и пил твою святую воду, вдыхал бы чистый, мягкий, словно процеженный воздух, не отрывал бы глаз от воды — то ровной и гладкой, словно поверхность озера-моря затянута сине-голубым атласом, то вздыбленной бешено-бурными свинцово-серыми волнами; то любовался бы белоснежной каменной, искусно выполненной короной гор. Это Байкал, неповторимый Байкал... «Займём» у П.Н. Козлова строки, которые звучат так: «Человек в тесном общении с природой делается другим. Своим обаянием природа захватывает человека и дольше сохраняет в нём чистоту, цельность, чуткость души. Среди природы человек легче дышит, шире мыслит, глубже чувствует, чище любит ...» Со всего света летят, едут и идут к Байкалу люди, чтобы прикоснуться к этому нерукотворному озеру-морю, голубому оку Сибири. Итак, добро пожаловать! Гляньте на карту! Почти в центре огромного материка Евразии — узкий голубой полумесяц. В Байкальской горной области, окружённый со всех сторон высокими хребтами, протянулся Байкал на 636 км, шириною до 80 км, площадью с Бельгию. Огромное озеро с кристально чистой, студёной водой, самое глубокое и многоводное озеро в мире, которое обладает огромным притяжением. Сухие научные истины скажут вам, что Байкал — озеро тектонического происхождения, что это результат разломов и передвижений земной коры, зависящих от напряжения внутри самой земли. Это правильно. Но о Байкале так много сложено легенд и преданий! Его неповторимость облекалась в поэтические формы, его название на разные языки переводится как «Золотое» — по-алтайски, «Северное» — по-китайски, «Огненное» — по-бурятски, «Богатое» — по-якутски. И хочется поверить легендам. Слагаемые людьми и передаваемые из поколения в поколение, они обрастают новыми подробностями и рассказывают почти всю историю существования озера. Так как же появился Байкал? Одна из бурятских легенд говорит, что «в незапамятные времена появились в этих краях люди. Места были богатые, леса немереные, хоть избы строй, хоть очаг поддерживай. И степи широкие были — есть где скоту пастись, есть где пашню пахать. Да одно плохо — воды нет. Встретился тем людям странник. Ох, не советовал он людям уходить от богатого места, — зачем от добра добра искать? Не послушались — пошли искать лучшей доли, да не нашли. Вернулись усталые, оборванные, безнадёжные, а встретившись снова со странником, на нём злость сорвали — стали хулить его. Тогда поднялся старец на вершину горы, упёрся ногами в камень, вынул из груди своё сердце и бросил его в долину... И прожгло то горячее сердце землю, и вода из пробоины хлынула — чистая, холодная, и назвали то место Байкалом». Племена сменяли друг друга, менялись поколения людей, но все они признавали и ценили это святое место, названное озером, превращая его в одушевлённое существо. «И была у Байкала, — говорит другая легенда, — большая семья: больше 300 сыновей разных имён, больше 30 дочек. А только одна любимица — фартовая деваха — Ангара. Все они родились в окружающих Байкал высотах и хребтах. Все они вливают свои воды и тем поддерживают старого. Все они у него в повиновении... только младшая дочь — ослушница. Резвилась она в водах голомянных, плескалась в изумрудных волнах, проматывала богатства, которые добывали отец и братья. Но всё прощал отец своей любимице... Но однажды узнала Ангара об Енисее — богатыре: ветер ли нашептал, чайки ли рассказали, или поведали странствующие певцы, но поняла красавица, что нет ей жизни без милого. И когда седой старец спал, разорвала Ангара грудью скалы прибрежные и убежала к любимому. Проснулся старик, опечалился, стал кликать — не отзывается, бросился было в погоню, да подвели старые ноги. Схватил он тогда в гневе камень и бросил вслед своенравной беглянке. Так и стоит он поныне под именем Шаманским. Только камень Ангару не удержал, и послал старик за нею сына своего Иркута. Долго плутал Иркут, далеко в горах нашёл сестру, но хитрая красавица говорит ему: «Не будем возвращаться, братец, засмеют нас: меня — за то, что убежала, тебя — за то, что долго искал, поплыли к Енисею вместе. Я ему буду женой, а ты другом верным». Легенды и предании далеко не вымыслы. Передаваемые с незапамятных времён людьми, они в какой-то мере отражали события, явления, происходящие в природе. И действительно, научные исследования подтверждают, что около 16-18 тысяч лет назад произошёл в результате мощных тектонических подвижек ангарский разлом, который и теперь довольно часто напоминает о себе. И тогда воды Байкала хлынули в этот разлом, в эту «ангу» — «открытую пасть», почему и реку-то назвали Ангарой (Ангархар, Ангаргой — «промоина», «расщелина», «ущелье», дословно — «открытая пасть»). Загадочность, непредсказуемость Байкала будоражила мысль человека, заставляла угадывать настроение озера, его характер. Естественно, что для объяснения многих событий и появились легенды, как первые крупицы знаний о Байкале. Русские служилые люди-землепроходцы развеяли миф о звероподобных людях, якобы населявших Сибирь, и принесли не только сведения о Сибири, но и о Байкале. «Вода в Ламе стоячая, пресная, а рыбы в ней всякие и зверь морской, а где пролива той Ламы в Море — того тунгусы не ведают... В Ламу впала Селенга, а по той реке Селенге, идучи от Ламы, с правою сторону живут мунгалы — кочевые люди, да тою же рекою Селенгою ходят в Китайское государство... А Ламу братские люди называют Байкалом...». И это 1636 год! До Московского царского двора стали доходить слухи об огромных богатствах присоединённых сибирских земель, о быстрых реках, озёрах, в которых «не вычерпать всякой рыбы», о лесах, где «не выбрать мягкой рухляди — чёрных соболей, белок, лисиц», «про серебряную руду, которой украшают сбрую, рукоятки кинжалов и женские наряды». И вот уже в 1641 г. из Москвы пришёл государев указ послать на дальнюю службу казачьего пятидесятника Курбата Иванова «со товарищи». Сведения о Байкале поступали из разных источников. Исключительно самобытной личностью был неистовый протопоп Аввакум. Он не принял ноной веры и упорно боролся против изменения церковной обрядности и богослужебных книг, за что и был сослан царём Алексеем Михайловичем (1656 г.) в Забайкалье, в Дауры, где пробыл 10 лет. Но на пути в Забайкалье и обратно Аввакум описывал дорогу, все тяготы пути, оставив потомкам «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум и поведал в литературной форме о природе Байкала: формах рельефа, растительности, о рыбах и их особенностях, о нерпе, о людях, живущих на берегу озера, и дал другие ценные сведения. Землепроходцев сменяли посольские миссии на восток, и от них о Байкале оставались подробные и интересные описания, разумеется, в меру своей компетентности. Особенно ценные, можно сказать, научные сведения дал посол царя Алексея Михайловича Н.Г. Спафарий, известный в то время учёный, переводчик, дипломат. О нём говорили, что «боярин очень учёный и образованный». Его записки о Байкале претендуют на первое научное описание озера. Растущему Российскому государству крайне нужны были чертежи новых земель. Необычно талантливый самоучка и летописец Семён Ремезов был рекомендован думским дьяком Андреем Винниусом для такого ответственного дела «всю сибирскую землю описать, грани земель и жилища, межи, реки и урочища и сколько далеко подлежат к Московскому государству и все учинить чертёж». К 1701 году чертёж был «учинён». И хоть сам С. Ремезов на Байкале не был и сведения о нём собирал из устных рассказов служилых людей, но он составил чертёж «Моря Байкальского», где форма Байкала была близка к действительной, нанесено 40 притоков озера, указаны заливы и горы Байкала, даны сведения о расстояниях между посёлками на пути в Китай и Монголию в днях пробега с парусом или зимой «санями». «...А промеж Пахаби-хой и Безымянной, — пишет С. Ремезов, — в каменьях промышляют слюду...». Диву даёшься, как много сведений о Байкале и его окрестностях удалось «положить на чертёж»: Селенга, Баргузин, Посольский мыс, Верхняя Ангара, даже озеро Фролиха на северо-западном берегу озера, — обо всём поведал автор Чертежа. Академик С. Миддендорф отмечает, что «при всей грубости и скудости этих первых специальных карт, ими начался новый период в управлении России», а мы добавим, и в изучении Байкала. Далее, с организацией Российской Академии наук (1725 г.) начинается академический этап изучения Байкала: II Камчатская экспедиция под началом Витуса Беринга имела несколько отрядов, работавших на Байкале под руководством И. Гмелина, И. Георги, П. Палласа. Екатерина II понимала важность тщательного изучения восточных территорий России и такого уникального природного явления как Байкал. Ею приглашались из Германии и назначались из России учёные с мировым именем. Так, П.С. Паллас был, что называется, «учёным от Бога». Он хорошо разбирался в вопросах медицины, географии, ботаники, геологии, палеонтологии, археологии, этнографии, нумизматики. По поручению Палласа И.Г. Георги и А.И. Пушкарёв (штурман экспедиции) объехали Байкал на лодке — первое кругобайкальское путешествие, в результате которого была составлена первая топографическая карта Байкала, которая в 1775 г. была опубликована в уменьшенном виде в книге И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, обыкновений, жилищ, упражнений, вероисповеданий, одежд и прочих достопамятностей». И.Г. Георги обогатил науку новыми сведениями о флоре, фауне Байкала, собрал интереснейший гербарий. Его богатейшие коллекции сохранились и в России, и в Германии. Исключительно интенсивным в изучении Байкала стал следующий период, связанный с работой ссыльных поляков после восстания 1863 г. в Варшаве. Всесторонне образованный, любознательный, физически крепкий, сильный, целеустремлённый профессор Варшавского университета Бенедикт Дыбовский вместе со своим другом и спутником В. Годлевским открыл Байкал для науки, рассказав в своих работах о необычайном многообразии и своеобразии фауны Байкала. Б. Дыбовский вспоминает так: «Я не жалею о 10 годах ссылки. Для науки эти 10 лет дали гораздо больше любого десятилетия. Байкал — есть клад для учёных». Среди ссыльных поляков особое место в изучении Байкала занимает Ян Черский, который с 1877 года в течение четырёх лет вёл систематические исследования берегов. Итогом его громадного труда, как исследователя, явилась новая оригинальная концепция геологической истории Прибайкалья и самого Байкала. Им же была составлена первая научная геологическая карта береговой полосы Байкала. По словам С. Обручева, крупнейшего русского ученого-геолога, «Черский принадлежал к тому типу учёного-труженика, учёного-подвижника и одновременно учёного-героя, который встречается сравнительно редко». Исследования Байкала не прекращались и в следующем веке. Иркутским государственным университетом проводились многолетние исследования озера под руководством профессора М. Кожова, имя которого стоит в первом ряду учёных-байкаловедов, а его труды, особенно «Биология озера Байкал», не имеют пока равных в мире. 40 лет Байкальская Лимнологическая станция, позже Лимнологический институт, работала под руководством Григория Галазия, академика РАН, одного из авторов Генеральной схемы комплексного использования природных ресурсов озера Байкал и его бассейна. Г. Галазий является одним из основных разработчиков проекта «Закона об охране озера Байкал». Газеты называли его рыцарем Байкала, а его личность является примером бескомпромиссности в борьбе за его сохранение и чистоту. Таким образом, от легенд и преданий, землепроходцев и путешественников нелёгкий путь познания Байкала продолжается до наших дней. И понятно, что много ещё неразгаданных тайн хранят прозрачные глубины легендарного озера. А мы сохраним память о тех, кто шёл нелёгким путём познания Байкала, кто открыл нам его, изучил, рассказал, помог не только узнать, но и полюбить. Людям, живущим на берегу Байкала, очень повезло. Здесь достаточно воды, которую использовать можно и нужно только во благо, опираясь на опыт и достижения науки, чтобы обеспечить нормальное существование сложной экосистемы озера, не вступая в противоречие с нею. Как сказал В. Распутин, современный русский писатель и мыслитель: «За добро — добром, за милость — милостью, но извечному кругу нравственного бытия». Гости, прибывающие на Байкал, выходя из машины, как бы преображаются: теплеют глаза, перед ними плещется огромная чаша чистейшей воды. Индира Ганди 9 июля 1963 г.по колени зашла в воду, умылась, из ладоней испила байкальской воды. На замечание — как бы не простыла в холодной воде — ответила: «Она святая, как в Ганге, но прохлада снимает усталость, и я счастлива, что я и мой сын Санджив были на берегах божественного Байкала». Антуан де Сент Экзюпери, находясь в пустыне и испытывая отчаянную жажду, писал: «...Вода... В тебе нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое... Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты — сама жизнь. Ты — самое большое богатство на свете...» Елена Рерих сказала после посещения Байкала на встрече с учёными-байкаловедами: «Видно, что-то особенно хорошее сделали Вы для людей в этой жизни, что живёте на берегу Байкала». Чтобы сохранить первозданную природу Байкала, создаются на берегах и части его акватории особо охраняемые территории. Вообще, это не новость. С давних времён люди, чтобы сохранить природу, объявляли отдельные её участки священными, неприкасаемыми, куда вход был запрещён. В старину существовали особые места на Байкале, так называемые «Обо», где нужно было остановиться, отдать дань уважения Байкалу, или какому-то памятнику природы, отдохнуть в дальнем пути. Устанавливались священные столбы-коновязи «Сэргэ», самые красивые лиственницы украшались лентами. Места эти были священны, там проводились обряды, там просили и дожидались милости, там боготворили природу — наш дом. Наши предки искренне верили, что плохого поведения Байкал-море не простит. К Байкалу относились как к существу живому, способному карать и миловать. Да и озером-то его не называли, чтоб не обидеть, только морем! Так ведь есть, что беречь — неповторимый Байкал. Байкал — это не только вода и то, что в воде, это и живописные берега озера, и растительный, и животный мир побережья, это и уютные пади, говорливые и спокойные реки, это заливы, бухты, скалы и т.д. Чтобы всё это, или хотя бы часть этого сохранить, на Байкале существуют заповедники, национальные парки, заказники. Старейший прославленный Баргузинский заповедник создан в 1916 году. Тогда в этом красивейшем районе оставалось несколько десятков соболей так называемого «баргузинского кряжа» — тёмно-коричневых, тёмно-шоколадных, искристо-чёрных от хвоста до головы, с серо-голубой подпушью и проседью. Благодаря заповеднику восстановлено и приумножено поголовье баргузинского соболя, и что не менее важно, сохранена природа в своём первозданном виде. На юго-восточном и северо-западном берегах озера Байкальский и Байкало-Ленский заповедники сохранили природу горной сибирской тайги. Есть на Байкале два национальных парка: Прибайкальский и Забайкальский. Парки создаются не только для охраны природы, но и для отдыха населения. На территории парков проводится природоохранное просвещение. Это важная сторона деятельности парков, которая должна всячески приветствоваться. И, наконец, заказники: Кабанский и Фролихинский, — это форма охраняемых территорий на разное время. В Кабанском заказнике охраняют прилёт и гнездовье водоплавающих птиц в дельте Селенги, во Фролихинском — редкую красную рыбу — даватчана. В целом, все эти заповедные уголки Байкала — гарантия сохранения природы. Мы уже говорили о качестве и количестве воды в озере, об уникальном органическом мире водной толщи. Но и донные отложения Байкала мощностью до семи километров хранят в себе бесценную информацию о палеоклимате Центральной Азии за много миллионов лет. Эти и другие особенности Байкала явились основанием для того, чтобы ООН включила Байкал в Список Участков Всемирного Наследия в декабре 1996 г. Во взаимоотношениях «Человек и природа» многое изменилось. Если раньше огромные просторы Сибири заставляли человека бороться с природой, отвоёвывая у тайги место под дом, под пашню, под сенокос, позже под города и промышленные гиганты, то теперь обстоятельства изменились. Теперь от антропоцентрического принципа взаимоотношений «Человек — Окружающая среда» необходимо переходить к эксцентрическому принципу, ибо человек является лишь частью огромного мира природы, и выжить может только в гармонии с ней. Почему все стремятся на Байкал летом? Потому что тепло, комфортно, у берегов озера мягкая прохлада... Но, как говорят англичане, нет плохой погоды, есть неподходящая одежда. Так что зимой удобнее, теплее одевайтесь и — на Байкал, к любому берегу, и этот Исполин удивит Вас своей необычной покорностью. А как неохотно «сдавался» Байкал зимним холодам! Как рвались из берегов волны! Наплески, сокуи (огромные ледяные образования в форме потоков или сталактитов на скалах), хрустальные гроты и пещеры — тому свидетели... Но стужа взяла своё, победила. И вот уже непривычно доступное ровное-ровное ледяное поле покрыло мощную водную толщу озера, только на становых щелях взъерошиваются про мрачные хрустальные торосы, порой настолько прозрачные, что через них фотографироваться можно. Лёд на Байкале вообще явление особенное. Год на год не приходится, но знали мы и 80, и 180-сантиметровую толщину ледового панциря. Зимой 1904-1905, во время русско-японской войны, по льду, толщина которого была более полугора метров, прокладывали железную дорогу и конной тягой перевозили вагоны и паровозы. Зимний Байкал никого не оставит равнодушным. Ещё Николай Спафарий, завороженный необычным зрелищем, проезжая через Байкал, писал: «А мёрзнуть Байкал начинает после Крещеньева дни. А лёд живёт в толщину до сажени и больше, а для того по нём ходят зимнею порою санями и нартами, однако же зело страшно, для того, что море отдыхает, разделяется на двое и учиняются щели сажени в ширину по три и больше, а вода из него не проливается по льду, а вскоре опять сойдётся вместе с великим шумом и громом и в том месте учинится будто вал ледяной; живёт подо льдом шум и гром великий, будто из пушек бьёт (неведущим страх великий), наипаче меж острова Ольхон и меж Святого Носа, где пучина большая...»
Когда Байкал замерзает в тихую погоду в первой половине января, тогда ровно, словно зеркало, стоит абсолютно прозрачный, без единой трещины лёд. Бросишь на него кусочек льдинки, и летит она по этой глади, подгоняемая слабым ветерком, далеко-далеко. И не всегда верится, что это лёд. Это потом, когда лёд нарастает, под влиянием суточных колебаний температур, в ледяном покрове возникают сложные узоры трещин, а то и становые щели. Вот когда «ровно из пушек бьёт»! В апреле на Байкале образуются пропарины-полыньи, по местному — ключи. Со дна озера бьют горячие ключи, которые поднимают к поверхности более тёплые глубинные воды, и постепенно ранней весной протаивает лёд, что чревато и для людей, и для автотранспорта. Постепенно мутнеет, «разыгливается» лёд, разбивается воздушными столбиками на иглы-кристаллы, и некогда прочный лед разрушается первым же ветром. Однако красота красотой, но не всё так безобидно, бывали годы, когда сильным ветром рыхлый «разыгленный» лёд сбивало в огромные массивы, которые, надвигаясь на берег, опрокидывали причалы, раздавливали и разрушали береговые постройки. Происходит это так быстро, что предупредить невозможно. Шум, грохот! ...потом смиренное «шипение» льда, треск разрушенных построек ...и долгие хлопоты с ремонтом и восстановлением их. Но зрелище это впечатляющее: огромные льды стоят вертикально, наклонно; пространство между ними засыпано мелким битым льдом... и краски — голубые, изумрудные, розовые, сиреневые — на тонких алмазных гранях льда. Лёд и является тем «холодильником», который основательно охлаждает побережье. Деревья ещё стоят голые, кустарники словно замерли в предчувствии тепла, а кое-где, в защищённых от ветра местах, робко, чуть-чуть высунули головки голубые фиалки, и их крупные ярко-жёлтые сестрички — тоже фиалки. Всё ждёт тепла. Всё замерло. На солнечных склонах, где теплее, подальше от холодного Байкала, заметны стрелки черемши и упрямые головки папоротника... Здесь изумрудная зелень выделяется на фоне зелёных красок сосны, а ярким бархатом — густой зеленью царствует кедр. ...И багульник, знаменитый даурский рододендрон «полыхает» на склонах, сначала на южных, недели через две на северных, тогда «Буйным цветом багульника Пир такой на Байкале пируется, Что дышать невозможно от радости...» (Т.Б.Форш-Меншуткина) Медленно, постепенно набирает силу голубизна воды и неба, и тогда начинается лето. Яркое и тёплое; вечерами и ночами — прохладное и свежее. Огромная масса воды благотворно влияет на микроклимат побережья, воздух чистый, влажный, дышится легко и свободно. И не хочется возвращаться в городскую суету. Продолжим наше пребывание па Байкале, до холодов ещё далеко, а так хочется насладиться природой и побольше узнать о Байкале! Какое ещё озеро в мире может сравниться с Байкалом по глубине? Разве Танганьика из восточно-экваториальной Африки. Но там глубина 1470 метров, а в Байкале, в средней его части, против Ольхона — 1637 метров. Такая, необычная для озёр, глубина обусловила и наличие самого большого количества воды, чистой пресной, питьевой — 23 000 кубических километров. Получается, что если бы все реки мира потекли в Байкал, то заполнили бы они его только за год. Годовой сток всех рек мира — вот каков объём воды в озере! Это не просто вода, которая необходима для жизни. Это, поистине — колодец планеты. Если бы исчезла на Земле вода, человечеству хватило бы Байкала на 40 лет, при ежедневном потреблении 500 литров на каждого живущего. Каждый приезжающий на Байкал обязательно обращает внимание на прозрачность воды. Весной, в начале лета, когда вода после зимы ещё очень холодная и массового развития фитопланктона (микроскопических водорослей) не происходит, тогда прозрачность байкальской воды бывает до 43 метров. В воде видны белые мраморные камни и монеты, которые щедро бросают гости, чтобы ещё раз вернуться на Байкал. Относительно хорошо сохранившаяся природа Байкала, его громадный ресурсный потенциал, и главное — само озеро с окружающими его ландшафтами — вот тот природный базис, основа, на который опирается процесс устойчивого развития региона. Надо только самим активнее думать и действовать на благо того, что имеем, что всем принадлежит — на благо Байкала. Если мы приложим все усилия, будем думать глобально (о Земле), а действовать локально (для Байкала), мы вместе и каждый в отдельности сохраним Байкал, — и радость общения с ним будет надолго и для всех. Байкал стал символом нашего времени. С него началось мощное экологическое движение в нашей стране — возрождение сознания: сохранить наш дом — планету Земля. Приезжайте на Байкал. Любуйтесь красотой его ландшафтов и чистотой воды, берите его неиссякаемую энергию, но никогда не забывайте о хрупкости его ландшафтов и берегите Байкал, потому что он неповторим! Ссылки на источники 1. В.И. Галкина, С.Н. Подберезкин, М.Н. Щербакова и др. ББК 85.164 Н53 УДК 779 Неповторимый Байкал: Фотоальбом/ - Иркутск: Байкальский музей Иркутского научного центра Сибирского отделения АН РФ, 2001. - 60с.: ил. |