ДонНТУ   Портал магистров ДонНТУ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   В наше время человечество практически не может обходиться без электроэнергии, она нашла свое применение во всех областях человеческой деятельности, и ее необходимость для дальнейшего развития человеческого общества является очевидной. Со времен зарождения энергетики вопрос бесперебойной подачи электроэнергии необходимого качества являлся неотъемлемой частью общей концепции электрификации.    Не утратил он свою актуальность и на сегодняшний день. Особую актуальность он приобретает с учетом ситуации сложившейся на сегодняшний момент в энергетики Украины. В условиях постоянно ухудшающегося технического состояния основного силового оборудования, значительная часть которого выработала свой ресурс. Это приводит к увеличению количества повреждений, большую часть которых составляют короткие замыкания (к.з.). Во многих случаях причиной возникновения к.з. или дальнейшего развития аварии является износ электрической изоляции электрооборудования. Поэтому своевременное выявление и устранение дефектов изоляции позволит предотвратить большую часть повреждений, тем самым значительно сократив затраты на ремонт или замену оборудования после повреждения. Повышения надежности работы электрических систем требует не только выявления дефектов изоляции в рабочих режимах, но и определения места возникновения дефекта, т. е. нахождения конкретной фазы присоединения с дефектом и расстояния от начала присоединения, например кабель-двигатель, до точки дефекта.    Квалификационная работа магистра выполняется на протяжении 2009-2010 г.г. согласно научным направлениям кафедры "Электрические станции" Донецкого национального технического университета.    Значительная
доля повреждений присоединений кабель-
электродвигатель связана с возникновением и
развитием локальных дефектов изоляции (в
некоторых случаях до 90% от общего числа
дефектов). Для предотвращения их развития
необходимо своевременно выполнять
профилактические работы по восстановлению диэлектрических свойств изоляции. Существенного сокращения времени проведения таких работ можно достичь, если обеспечить выявление факта появления локального дефекта и места его возникновения на работающем электродвигателе.
   Анализ аварийных ситуаций показывает, что около 60 % всех отключений и связанных с этим перерывов в электроснабжении вызывается снижением уровня сопротивления изоляции, приводящим, в конечном счете, к ее пробою.
   Для определения расстояния до места замыкания на землю применяют дистанционные [1], локационные [2], частотные [3] и другие методы. Основными недостатками современных методов является, как правило, невозможность их использования в рабочем режиме или невозможность выявления места замыкания при наличии переходного сопротивления в месте замыкания.    В связи с этим поставлена задача разработать относительно простой метод выявления дефектов изоляции в работающем электродвигателе и питающем его кабеле.Исходной информацией должны быть параметры рабочего режима.    Зачастую качество изоляции оценивается только по величине ее сопротивления, что не позволяет выявлять повреждения, не сопровождающиеся снижением ее сопротивления. Однако известны методы, позволяющие более полно оценивать качество изоляции благодаря дополнительному контролю ее емкости при подаче постоянного напряжения [4] или напряжения различной частоты [5]. Оценивание технического состояния обмотки электрической машины может выполняться по переходному процессу, возникающему при подаче тестового сигнала на один из зажимов обмотки и корпус [6]. Но в системе собственных нужд электрических станций целесообразно указанные методы применить не отдельно для кабеля и двигателя, а одновременно для всего электрического присоединения. Существует также устройство для автоматического контроля изоляции электрической системы, которое срабатывает при нарастании значения тока утечки больше заданного [7] . Но это устройство срабатывает при ухудшении изоляции в любой точке сети и на любом присоединении, то есть устройство не может выбрать поврежденное присоединение.
   В настоящее время во многих организациях продолжаются работы по совершенствованию релейной защиты, а также ведется разработка новых методов и средств диагностирования электрооборудования [1-3]. Особое внимание уделяется отысканию места повреждения. Например, в [5] предложен оригинальный метод определения места однофазного замыкания на землю. Он ориентирован на выявление дефектов в линиях. Вместе с тем отсутствуют методы, позволяющие выявлять локальные дефекты изоляции в обмотках электродвигателей и определять параметры этих дефектов (удаленность от начала обмотки и величину сопротивления изоляции в месте дефекта) в рабочих режимах.    Доклад по теме работы представлен на конференции ко "Дню науки-2010" ДонНТУ кафедры электрические станции.Донецк,ДонНТУ-2010.
   Исследования проводились на физической модели присоединения, выполненной на основе электродвигателя напряжением 0,22 кВ,который подключен через кабель к разделительному трансформатору 0,38/0,22 кВ. В обмотке фазы А статора ЭД выполнены отпайки в различных точках, которые выведены на специальный клеммник. Схема замещения физической модели присоединения приведена на рис.8.1
Рисунок 8.1 - Схема замещения физической модели присоединения кабель-двигатель    Осциллографирование параметров режима (фазные токи и напряжения фаз по отношению к земле) выполнялось с помощью устройства ввода информации в персональный компьютер, основу которого составляет плата Е-154
(максимальная интегральная нелинейность преобразования 0,06 %). В каждом канале установлены модули гальванической развязки и нормирования сигналов.
Точность преобразования в этих модулях составляет 0,05 %. Таблица 8.1 - Параметры рабочего режима присоединения кабель-двигатель при сопротивлении дефекта изоляции 200 Ом
   Примечание.Опыты, помеченные звездочкой, проведены при наличии витковых замыканий в середине обмотки статора ЭД. Число замкнувшихся витков 6%. Ток в замкнувшихся витках составил 1,4IНОм    На рис.8.2 и рис.8.3 приведены некоторые результаты физического моделирования дефектов изоляции в различных точках кабеля, питающего ЭД.
Рисунок 8.2 - Модуль тока нулевой последовательности при изменении точки локального дефекта
Рисунок 8.3 - Фаза тока нулевой последовательности по отношению к вектору напряжения UA при изменении точки локального дефекта    Основной причиной нелинейности полученных зависимостей является перераспределение емкостей путей протекания токов через участки кабеля, которые находятся с разных сторон локального дефекта.    На рис.8.4 приведена схема замещения присоединения кабель-электродвигаель при наличии Zdef на удаленности b от начала присоединения.
Рисунок 8.4 - Схема замещения присоединения кабель-электродвигатель    На основании схемы замещения, приведенной на рис. 8.4, составлена система уравнений, описывающая текущее состояние. В результате решения этой системы получены алгоритмы определения удаленности b (рис. 8.5 и 8.6).
Рисунок 8.5 - Алгоритм определения удаленности b при известном Zdef
Рисунок 8.6 - Алгоритм определения удаленности b при не неизвестном Zdef    В табл. 8.2 приведены результаты удаленности по алгоритму, изображенному на рис.8.5. Таблица 8.2 - Ошибка определения удаленности b до точки локального дефекта (Rdef=200 Ом) в обмотке статора электродвигателя,%
   При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Дата окончательного завершения работы: 1 декабря 2010 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.
Автобиография / Библиотека / Перечень ссылок / Отчет о поиске / Индивидуальный раздел /
|
ДонНТУ
  Портал магистров ДонНТУ
| |