Введение
Строительство является одним из важнейших процессов в развитии промышленности, бизнеса, жилищного хозяйства страны. Оно осуществляется во всех секторах экономики, обеспечивая базу для наращивания производства.
В настоящее время производство строительных работ, будь то возведение промышленных сооружений, жилых комплексов, автомобильных, железных дорог, мостов, осуществляется максимально механизированным и автоматизированным способом на всех стадиях строительства.
Применение скреперов на подготовительных стадиях производства строительных работ, касающихся копания, перевозки и создания насыпей грунта, значительно увеличивает эффективность по сравнению с работой вручную.
В процессе работы скрепер взаимодействует с грунтом посредством рабочего органа, которым является ковш с ножевой системой. Различные виды конструкции ковшей и ножевых систем скрепера в зависимости от физико-механических свойств грунта обеспечивают ту или иную производительность машины и износ её рабочих органов [1, 2].
Рис. 1. Анимация рабочего цикла скрепера. (Анимация: объем - 17 Кб; размер - 298х151; состоит из 4х кадров; задержка между кадрами - 150 мс; количество циклов - бесконечно)
Актуальность
Землеройные машины, машины для земляных работ применяются при возведении промышленных и гражданских зданий, строительстве и ремонте рельсовых и безрельсовых дорог, прокладке подземных коммуникаций, добыче полезных ископаемых. Землеройные машины разрабатывают грунты всех категорий, в том числе мёрзлые, скальные, заболоченные, а также залежи полезных ископаемых. К основным землеройным машинам относятся землеройно-транспортные машины для разработки и перемещения грунта и экскаваторы.
Впоследствии, возможно, результаты работы могут быть адаптированы и применены не только для скреперов, но и для различных землеройно-транспортных машин.
В настоящее время вопросами увеличения производительности, эффективности, уменьшения трудоемкости, металлоемкости, энергоемкости работ скреперов занимаются Днепропетровский инженерно-строительный институт, Кировоградский государственный технический университет и другие технические институты страны. Процесс резания и копания грунта изучают такие украинские ученые, как Хмара Л.А., Богиня Г.А., Карпушин С.А., Анкудинов А.А., Старунский С.В., Соколов И.А., Литвинов А.В., Урих Е.И [3, 4]
Основными проблемами, связанными с повышением производительности скреперов являются: сопротивление грунта резанию, неравномерность заполнения ковша в связи с сопротивлением перемещению грунта, адгезионные процессы [2, 3, 5]. Увеличение производительности скреперов напрямую связано с увеличением эффективности землеройно-транспортных работ при любом строительстве.
Цель и задачи
Целью научно-исследовательской работы является выявить и предложить способы увеличения производительности скреперов. Для достижения данной цели будут выполнены следующие задачи:
- изучение процесса взаимодействия рабочих органов скрепера с грунтом;
- изучение и рассмотрение существующих конструкций рабочих органов, обзор патентов;
- определение влияния физико-механических свойств грунта на процесс резания, копания, загрузки, разгрузки и транспортирования;
- определение основных параметров, влияющих на адгезионные свойства грунта;
- предложение способа усовершенствования конструкции ковша для увеличения производительности на основе проанализированного материала и сделанных выводов.
Обзор патентов показал, что проблему выгрузки грунта из ковша скрепера предлагается решать механическим способом непосредственно в момент разгрузки. Для этого предлагается использовать шнеки, двойные заслонки, гибкое днище и другие решения для воздействия на грунт [4]. При этом значительно усложняется конструкция, увеличивается ее металлоемкость. Идея данной работы состоит в том чтобы воздействовать на грунт уже в процессе его транспортирования. Для предложения принципа воздействия на грунт необходимо разобраться в природе его адгезионных (липкостных) свойств.
Адгезионные свойства грунта
Адгезионные свойства грунта проявляются при взаимодействии его частиц между собой, а также с рабочей поверхностью машин.
Адгезия (от латинского adhaesio — прилипание) — слипание поверхностей двух разнородных твердых или жидких тел. Адгезия обусловлена теми же причинами, что и адсорбция. Количественно адгезия характеризуется удельной работой, затрачиваемой на разделение тел. Эта работа рассчитывается на единицу площади соприкасающихся поверхностей [6].
В практическом приложении к процессам производства адгезионные свойства грунта — это слипание грунта и прилипание его к рабочим поверхностям оборудования, смерзание и примерзание.
Отличительная особенность транспортирования связного грунта — зависимость эффективности от времени года и климатических условий района разработки. В наибольшей степени это характерно как раз для транспортирования мелкодисперсного влажного грунта (связные породы). Объясняется это склонностью данного вида к интенсивным адгезионным процессам (способность прилипать и примерзать к рабочим поверхностям транспортных средств).
В сложных условиях, особенно в осенне-весенний и зимний периоды, эффективность транспортирования снижается до 50 % из-за интенсивного прилипания и примерзания грунта к рабочим поверхностям транспортных средств. Из-за этого разгрузка ковша скрепера производится не полностью. Объем не выгрузившегося грунта иногда достигает 30 % полезной вместимости ковша (если не использовать принудительные способы разгрузки), что приводит к недоиспользованию его полезной вместимости [6].
При взаимодействии частиц реального грунта между собой или с рабочей поверхностью ковша количественно оценить силы липкости и слипаемости гораздо сложнее, чем для одиночных частиц.
При соприкосновении грунта с рабочей поверхностью транспортного средства начинается процесс смачивания дайной поверхности поровой жидкостью. Этот процесс происходит практически мгновенно. Одновременно с этим наблюдается процесс конденсации жидкости в зазорах между минеральными частицами грунта и рассматриваемой поверхностью [7].
В любом случае контактирование реального грунта с рабочей поверхностью приводит к образованию жидкостных манжет между этой поверхностью и минеральными частицами. В результате этого взаимодействие частиц связного грунта с рабочей поверхностью транспортного средства происходит через слой жидкостных манжет на участках смачивании. При этом возможны следующие варианты смачивания:
- отдельные минеральные частицы взаимодействуют с поверхностью через слой обособленной жидкостной манжеты (низкая влажность грунта);
- несколько минеральных частиц взаимодействуют с твердой поверхностью через слой объединенной жидкостной манжеты (высокая влажность грунта).
Других возможных вариантов контактирования минеральных частиц с твердой поверхностью быть не может [6].
Подогрев поверхности контакта ковша с дисперсным связным грунтом
Как говорилось ранее, одной из самых значимых проблем любых землеройных машин, в том числе и скреперов, является налипание грунтов на поверхность рабочих органов, в результате чего затрудняется выгрузка и последующая загрузка ковша. Кроме того уменьшается фактический объем ковша. В результате снижается производительность машины.
Расчеты доказывают, что подогрев поверхности контакта является эффективным способом испарения жидкостных манжет, что предотвращает налипание грунта на стенки и днище ковша. Расчеты производились для частиц радиусом от 5x10-6 м до 500x10-6 м при различной температуре [7, 8]. Результаты сведены в таблицу 1 и представлены в виде графика на рис. 2
Таблица 1. Результаты расчета силы адгезии единичного контакта дисперсного связного грунта при изменении температуры, Fадx106, Н
Радиус частиц, Rx106м |
Температура, °К (°С) | ||||||
293 (20) | 313 (40) | 333 (60) | 353 (80) | 373 (100) | 393 (120) | 413 (140) | |
5 | 153,92 | 88,63 | 47,96 | 27,88 | 17,35 | 12,58 | 8,92 |
10 | 255,83 | 136 | 72,47 | 43,51 | 28,27 | 17,35 | 11,15 |
20 | 367,58 | 208,34 | 112,79 | 65,85 | 38,69 | 24,3 | 16,36 |
40 | 537,41 | 272,67 | 156,27 | 87,09 | 51,6 | 31,25 | 25,28 |
50 | 594,12 | 310,23 | 176,76 | 97,7 | 54,58 | 32,55 | 24,16 |
100 | 840,15 | 443,45 | 241,98 | 145,18 | 84,36 | 47,74 | 33,36 |
250 | 1340 | 733,78 | 403,41 | 237,36 | 161,29 | 97,66 | 74,36 |
500 | 1862 | 1024 | 527,64 | 363,06 | 223,35 | 108,522 | 92,95 |
Рис. 2. График зависимости силы адгезии единичного контакта от температуры для различных радиусов частиц дисперсного связного грунта
Из графика видно, что с увеличением температуры сила адгезии единичного контакта снижается в разы. Например, при увеличении температуры с 20 до 120 градусов по Цельсию сила адгезии частицы радиусом 5x10-6 м уменьшилась в 12 раз.
Также заметно, что при достижении температурой определенного значения сила адгезии перестает изменяться и продолжает оставаться практически неизменной. Такая температура - 120-140 градусов по Цельсию для металлической плоской поверхности контакта - хорошо согласуется с результатами экспериментальных исследований [9].
Реализация подогрева поверхности контакта
Произвести подогрев поверхностей рабочего органа скрепера предлагается при помощи отработавших газов двигателя тягача. При этом необходима небольшая модификация конструкции ковша, а именно: необходимо сконструировать систему каналов на внешней или внутренней поверхности стенок ковша для прохождения по ним уже нагретых газов и обеспечить связь этой системы с выхлопной системой тягача скрепера.
Таким образом:
- отпадает необходимость в дополнительных энергозатратах, в разработке каких-либо сложных систем с нагревательными элементами, кабелями и т. д., как, например, при электрическом подогреве;
- обеспечивается относительная простота конструкции ковша по сравнению с известными способами принудительной выгрузки и очистки, например, разгрузка посредством шнеков, гибкого ленточного днища [4];
- достигается пассивная очистка ковша, т.е. без произведения каких-либо дополнительных действий (поверхность контакта подогревается в процессе транспортирования грунта).
Из приведенных выше преимуществ следует, что разработка способа очистки ковша с использованием подогрева поверхности контакта отработавшими газами двигателя тягача является перспективным направлением работы по увеличению производительности, экономичности и эффективности скрепера.
Для реализации подогрева и разработки конструкции ковша скрепера с системой обогрева необходимо определить, как зависит температура поверхности контакта от температуры выхлопных газов двигателя. Также конечный результат зависит от физических свойств газа, геометрических параметров ковша и системы каналов, температуры окружающей среды и других параметров [7, 10].
Для ответа на этот вопрос составлена математическая модель в системе MathCAD, позволяющая рассчитать конечную температуру поверхности контакта, учитывающая влияние всех параметров и эмпирических коэффициентов.
Расчет температуры стенки трубы, нагреваемой отработавшими газами двигателя скрепера [10, 11]
Для произведения расчетов необходимо определить характер движения жидкости внутри трубы, для этого рассчитывается число Рейнольдса:
где: – средняя скорость потока, м/с;
d – диаметр (для круглой трубы) или эквивалентный диаметр (для трубы произвольного сечения), м;
- кинематический коэффициент вязкости жидкости, м2/с.
где: V – секундный объем жидкости, м3/с;
F – площадь поперечного сечения трубы, м2.
Число Грасгофа:
где: β – коэффициент объемного расширения среды, для газа β=1/T;
l – длина трубы, м;
Δt - разность температур жидкости и стенки, град.
g – ускорение свободного падения.
Характер движения жидкости может быть ламинарным, турбулентным и переходным. Определить его можно с помощью числа Рейнольдса. Если Re<2x103, то режим движения ламинарный, при Re>104 режим движения турбулентный. Если число Рейнольдса находится между этими значениями, то режим движения жидкости переходный. В зависимости от характера движения рассчитывается число Нуссельта по различным эмпирическим формулам.
Расчет числа Нуссельта для ламинарного движения жидкости: где: Prж,Prст – число Прандтля при температуре жидкости и при температуре стенки соответственно.
Расчет числа Нуссельта для турбулентного движения жидкости:
Расчет числа Нуссельта для переходного режима движения жидкости:
Далее рассчитывается средний коэффициент теплоотдачи : где: λ – коэффициент теплопроводности жидкости, Вт/(м•град).
Рассчитывается температура стенки после нагрева:
где: hст – толщина стенки, м;
λст – коэффициент теплопроводности стенки, Вт/(м•град);
tст – начальная температура стенки (температура окружающей среды), K.
В настоящее время ведется разработка конструкции ковша скрепера с системой обогрева отработавшими газами двигателя учитывая результаты проведенной работы по изучению процесса подогрева и влияния температуры на липкость связного дисперсного грунта. Предполагается, что предложенная конструкция позволит снизить количество налипшего грунта на стенки и днище ковша скрепера в несколько раз, что в свою очередь приведет к увеличению эффективности процесса разгрузки и повышению производительности машины.
Результаты работы были представлены на студенческой конференции «День науки» в ДонНТУ в 2009 и 2010 году. В 2010 году работа участвовала в финале Всеукраинского конкурса студенческих научных работ в области науки «Транспорт» по специальности «Машины для земельных дорожных и лесотехнических работ», по итогам которого получила диплом «За оригинальную методику исследования».
При написании данного автореферата работа была далека до завершения, поэтому результаты и выводы по работе могут значительно отличаться от информации в данном автореферате. Окончательное завершение работы - декабрь 2010 г.
Литература
- Артемьев К.А. Основы теории копания грунта скреперами/ К.А. Артемьев. – М.: Машгиз, 1963. – 128 с.
- Зеленин А.Н. Машины для земляных работ/ А.Н. Зеленин, В.И. Баловнев, И.П. Керов. – М.: Машиностроение, 1975. – 422 с.
- Баловнев В.И. Повышение продуктивности машин для землеройных работ/ В.И. Баловнев, Л.А. Хмара. – К.: Будівельник, 1998. – 21 с.
- Описания изобретений (полезных моделей) патентов Украины №5303 C1, №59669 А, №4920 U, №31977 A, №53997 A.
- Общие сведения о грунтах: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Грунт
- Гончаров С.А. Перемещение и складирование горной массы/ С.А. Гончаров. – М.: Издательство Московского горного университета, 1996. – 285 с.
- Гончаров С.А. Влияние температуры на липкость связных пород/ С.А. Гончаров, С.А. Потапов. – Изв. ВУЗов «Горный журнал». – 1976. – с. 74–77.
- Калачев В.Я. Новая методика изучения липкости глинистых грунтов/ В.Я. Калачевю. - М.: МГУ, 1975. – 89 с.
- Потапов С.А. Экспериментальное определение адгезионных свойств пород. В кн.: Комплексные исследования физических свойств горных пород/ С.А. Потапов. – М.: 1977. – с. 4, 11–12.
- Нащокин В.В. Техническая термодинамика и теплопередача. Учебн. Пособие для неэнергетических специальностей вузов/ В.В. Нащекин. – М.: «Высшая школа», 1975. – 496 с.
- Кукателадзе С.С. Справочник по теплопередаче/ С.С. Кукателадзе, В.М. Боришанский. – М.: «Госэнергоиздат», 1958. – 417 с.