Добро пожаловать

ДонНТУ Портал магистров Русский язык Украинский язык Английский язык

Зависимость силы адгезии от температуры, реализация подогрева поверхности контакта

Демишев А.Ю.
Донецкий национальный технический университет

Тезисы доклада на студенческой конференции «День науки», 20 мая 2010, ДонНТУ, Донецк.

Задача разработки способов и технических средств борьбы с адгезионными явлениями при перемещении грунта является задачей большой народнохозяйственной значимости, решение которой обеспечит значительный рост производительности транспортного оборудования и снижение себестоимости транспортирования. Наибольшую важность эта задача приобретает при транспортировании именно связных пород, как наиболее активных в адгезионном отношении.

Результы анализа адгезионных свойств грунта и обзор материалов по данной теме показали, что повышение температуры значительно влияет на силу прижатия частиц грунта к поверхности контакта. На основании известных закономерностей был произведен расчет силы адгезии единичного контакта дисперсного связного грунта для различных радиусов частиц при разной температуре. Результаты расчетов сведены в таблицу 1. По данным таблицы построен график, изображенный на рисунке 1.

Таблица 1. Результаты расчета силы адгезии единичного контакта дисперсного связного грунта при изменении температуры, Fадx106, Н

Радиус частиц,
Rx106м
Температура, °К (°С)
293 (20) 313 (40) 333 (60) 353 (80) 373 (100) 393 (120) 413 (140)
5 153,92 88,63 47,96 27,88 17,35 12,58 8,92
10 255,83 136 72,47 43,51 28,27 17,35 11,15
20 367,58 208,34 112,79 65,85 38,69 24,3 16,36
40 537,41 272,67 156,27 87,09 51,6 31,25 25,28
50 594,12 310,23 176,76 97,7 54,58 32,55 24,16
100 840,15 443,45 241,98 145,18 84,36 47,74 33,36
250 1340 733,78 403,41 237,36 161,29 97,66 74,36
500 1862 1024 527,64 363,06 223,35 108,522 92,95

Рисунок 1. График зависимости силы адгезии единичного контакта от температуры для различных радиусов частиц дисперсного связного грунта

График зависимости силы адгезии единичного контакта от температуры для различных радиусов частиц дисперсного связного грунта

Из графика видно, что с увеличением температуры сила адгезии единичного контакта снижается в разы. Например, при увеличении температуры с 20 до 120 градусов по Цельсию сила адгезии частицы радиусом 5x10-6 м уменьшилась в 12 раз.

Также заметно, что при достижении температурой определенного значения сила адгезии перестает изменяться и продолжает оставаться практически неизменной. Такая температура — 120-140 градусов по Цельсию для металлической плоской поверхности контакта — хорошо согласуется с результатами экспериментальных исследований [2]. Доказано, что подогрев поверхности контакта ковша скрепера с грунтом является очень эффективным методом предотвращения налипания массы.

Произвести подогрев поверхностей рабочего органа скрепера можно при помощи отработавших газов двигателя внутреннего сгорания тягача. При этом необходима небольшая модификация конструкции ковша, а именно: необходимо сконструировать систему каналов на внешней или внутренней поверхности стенок ковша для прохождения по ним уже нагретых газов и обеспечить связь этой системы с выхлопной системой тягача скрепера.

    Таким образом:
  • отпадает необходимость в дополнительных энергозатратах, в разработке каких-либо сложных систем с нагревательными элементами, кабелями и т. д., как, например, при электрическом подогреве;
  • обеспечивается относительная простота конструкции ковша по сравнению с известными способами принудительной выгрузки и очистки, например, разгрузка посредством шнеков, гибкого ленточного днища [3];
  • достигается пассивная очистка ковша, т.е. без произведения каких-либо дополнительных действий (поверхность контакта подогревается в процессе транспортирования грунта).
  • Из приведенных выше преимуществ следует, что разработка способа очистки ковша с использованием подогрева поверхности контакта отработавшими газами двигателя тягача является перспективным направлением работы по увеличению производительности, экономичности и эффективности скрепера.

    В настоящее время ведется разработка конструкции ковша скрепера с системой обогрева отработавшими газами двигателя учитывая результаты проведенной работы по изучению процесса подогрева и влияния температуры на липкость связного дисперсного грунта. Предполагается, что предложенная конструкция позволит снизить количество налипшего грунта на стенки и днище ковша скрепера в несколько раз, что в свою очередь приведет к увеличению эффективности процесса разгрузки и повышению производительности машины

      Список литературы

    1. Гончаров С.А. Влияние температуры на липкость связных пород / C.A. Гончаров, С.А. Потапов. - Изв. ВУЗов «Горный журнал» 1976, с.74 – 77.
    2. Потапов С.А. Экспериментальное определение адгезионных свойств пород. – В кн.: Комплексные исследования физических свойств горных пород. М., 1977, с. 4, 11 – 12.
    3. Описания изобретений (полезных моделей) патентов Украины №5303 C1, №59669 А, №4920 U, №31977 A, №53997 A.

    В начало