Керлинг (curling) — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочередно пускают по льду специальные тяжелые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени. Каждый из игроков вооружён специальной щёткой, которой он может натирать лёд перед движущимся камнем.
История Керлинга
Первые упоминания об этой игре идут из Шотландии, где в 1511 году но одной из гравюр был изображен Движущийся Камень. И в то же самое время В Голландии эту игру запечатлели на своих рисунках Pieter Bruegel и Jacob Grimmer. С тех пор в шотландских стихах и прозе часто упоминалось о странном увлечении, названном "керлинг", - "вращение", в переводе с английского.
Поначалу пионеры керлинга для игры подбирали упавшие с гор камни. Причем они старались подыскать такие камни - насколько это могла позволить природа,- чтобы они были примерно одинаковой формы и веса. Вместо ручки у них была ниша, образовавшаяся после отламывания от скалы. За нее можно было ухватить камень большим и указательным пальцами
Примерно с XVIII века форма камня начала стандартизироваться и приобрела современный вид: диаметр 11,5 дюймов (около 29 см), высота 4,5 дюйма (11,4 см), вес 44 фунта (19,96 кг). Холодный климат, обилие льда и демократичные требования для игры сделали её очень популярной в Шотландии, а затем и во всём мире. Вместе с переселенцами, бежавшими в Америку от власти английских монархов кёрлинг проник и в Новый свет, в Канаду, где получил особенно широкое распространение в силу объективных климатических причин. Дебют кёрлинга в США состоялся в 1768 году: игру принесли с собой шотландские солдаты, расквартированные в то время в Квебеке
В первой половине XIX века были официально утверждены правила игры в керлинг, которые с тех пор почти не изменились.
Правила игры в Керлинг
В игре участвуют две команды по четыре человека: Скип, вице-скип, первый и второй. Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end).
В течение одного энда команды по очереди выпускают по восемь камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды могут с помощью специальных щёток тереть лёд перед камнем, тем самым слегка подправляя его движение. Такие манипуляции щеткой называются свипованием.
После того, как разыграны все шестнадцать камней, производится подсчет очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем ближайший к центру камень противника.
В первом энде порядок команд определяется жеребьевкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.
Свиповать можно не только свои камни, но и камни противника — чтобы добиться их выхода за штрафную заднюю линию игровой зоны. Однако это право спортсмены получают только тогда, когда камень соперника пересекает линию teeline, проходящую через центр «дома», причем свиповать в этой зоне имеет право только один игрок команды.
В соответствии с правилами игрок обязан отпустить ручку камня до того, как она пересечёт линию броска, иначе бросок не засчитывается и бита удаляется из игры. Техника броска весьма сложна, и способов, каковыми камень направляется в цель, существует множество. Впрочем, все они делятся на две группы в зависимости от поставленной скипом задачи: вбросить свой камень в «дом» либо вытолкнуть камень соперника. Cтолкновение с битой своей команды запрещено с первого по четвертый камень (то есть по два броска каждой команды). Нарушившая это правило бита также удаляется из игры.
Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после десяти эндов, назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.
Мой опыт игры в Керлинг
В Керлинг впервые сыграл в Киеве, где собственно и распложен первый и единственный в Украине на наначало 2010 года зал керлинга. Масса положительных эмоций и бодрая зарядка в прохладном помещении были обеспечены.
Опытные инструкторы помогли быстро освоить тонкости игры и насладиться этим оригинальным видом спорта. Как уже говорилось выше керлинг является командной соревновательной игрой, на одной дорожке участвуют 2 команды от 1 до 4 человек в каждой. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые снаряды ("камни") в сторону размеченной на льду мишени, корректируя его движение натиранием льда с помощью специальных щеток.
Теперь когда я с друзьями проездом в Киеве, мы не можем устоять и по традиции играем в эти шахматы на льду.