Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел | ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ |
Источник: Материалы Научно-философской конференции аспирантов, магистрантов, студентов «Філософія людини: Природа. Суспільство. Наука», ДонНТУ, Донецк, 24 мая 2007 г.
Пашков В.И., Фёдоров А.В.
Донецкий национальный технический университет
Индуизм сформировался и распространен в Южной Азии: Индии, Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти он также имеет место в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах в основном среди выходцев из Индии и Шри-Ланки.
Индуизм исповедует 83 % населения Индии. Индуисты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.
В пограничном с Индией Непале в XVIII в. буддизм начали вытеснять завоеватели-гурки (индуисты-шиваисты), и сейчас шиваисты составляют более 70 % населения Непала.
Шиваизм является одним из основных течений индуизма, наряду с вишнуизмом. Он насчитывает множество сект (современная история отмечает шесть основных школ: шайва-сиддханта, пашупатизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта), а также имеет богатую и древнюю историю. В него входят члены низших каст и миллионы верующих. По мнению историков, шиваизм оформился во II в. до н.э. В Индии примерно 330 млн шиваистов. Cреди шиваитов очень велико число брахманов (почти все шиваиты Бенгала и Ориссы принадлежат к касте брахманов). Шиваизм распространен в основном в Южной и Восточной Индии. В южном штате Тамилнад 59 тыс. шиваистов, на севере Шри-Ланки – 2,5 тыс. и в Сингапуре – 110 тыс.
Северо-запад Индии населяет этническая общность кулу. Она состоит преимущественно из индуистов-шиваистов. Эта общность общего самоназвания не имеет и называет себя по принадлежности к той или иной касте: раджпуты (воины), брахманы (жрецы), канеты (основное земледельческое сословие округа) и коли (общее название ряда низших каст). Число шиваистов кулу превышает 20 тыс. человек, и постоянно падает из-за сильного влияния соседних пахари и панджабцев, в основе своей являющихся вишнуитами.
Древнейшие шамаистские секты шиваизма: Пашупата (поклонники Шивы-Пашупати) и Магешвара (поклонники Шивы-Магешвары).
Самая древняя из шиваистских сект, почерпнувших свой идеализм из школы веданты — тридандины и большинство смартов (приверженцев смрти, или правоверного предания). Первые ведут аскетическую жизнь и имеют своим центром Бенарес. Их количество изменяется не сильно – с 4 млн в 1901 г. до 5,6 млн в 1991 г., что можно связать с их скрытностью и небольшим количеством учеников. Смарты же, довольно многочисленные, особенно в Декане, живут частью в миру, частью в монастырях. Их число постоянно растет (с 10 млн в 1901 г. до 23 млн в 1991 г.), в связи с гибкостью их взглядов и обширной, хорошо продуманной социальной и экономической системе – проводятся различные мероприятия, направленные на помощь малоимущим, решаются проблемы различных социальных групп, реализуются различные социальные проекты.
Между IX и XI вв. появились школы Сомананды и Абхинавагупты. Их система — пратьябхиджня — чистый идеализм. Бог — единственная субстанция, и все вещи суть только его идеи; а так как он тождественен с нами, то и все вещи находятся в нас самих. Абхинавагупта оказал значительное воздействие на все дальнейшее развитие шиваитского тантризма в Кашмире.
Во владениях Низама и Майсора является господствующей шиваитская секта лингаитов, известная как народная религия. Священные книги лингаитов, носящие название пуран, кроме биографии Басавы, содержат множество легенд о Шиве и его местных формах. Верования их представляют смесь мистицизма веданты, деизма и грубого язычества. Радикализм, с которым лингаиты порвали с древними традициями (например, с делением на касты) лег на благодатную почву буддизма, и смесь этих религий стала очень популярной в восточных областях Индии. Благодаря этому число лингаитов увеличилось с 36 млн в 1901 г. до 57,2 млн в 1991 г.
Есть рядом и другие, более древние секты, также почитающие символ Шивы - линга, но не порвавшие еще так радикально с древними традициями относительно касты и ритуала. Главной из них является секта Арадхья, все члены которой – брахманы. Некогда очень многочисленная, она находится теперь в состоянии упадка из-за своего крайнего догматизма, мешающего им развивать новые взгляды. Из-за этого количество её членов снизилось с 16 млн до 6,2 млн человек.
Гораздо чище и возвышеннее та форма шиваизма, которая отразилась в поэтических излияниях (на тамильском языке) так называемых ситтаров. О самой секте известно немного. По-видимому, в настоящее время она уже угасла. Еще в 1901 г. численность её членов составляла 0,6 млн чел. Но гимны ситтаров сохранили свою популярность.
Большую часть населения Раджастхана составляют раджпуты (свыше 50%). Здесь же живет сравнительно много (5% населения) натхов – членов йогической шиваитской секты. В эту секту входят члены любых каст. В центральных и западных областях штата сильно распространены брахманы-шиваиты, в северных и северо-восточных областях много джатов; здесь культ Шивы менее популярен, чем на юго-востоке и юге штата, где значительную часть населения составляют племена.
В Химачал-Прадеше, где подавляющее большинство населения – раджпуты, шиваизм сохраняется в своих древних формах. Здесь чтут Шиву все жители.
На севере Индии шиваизм не сделался такой великой, организованной и сплоченной народной религией, как у лингаитов Басавы на юге. В сравнении с вишнуизмом, шиваизм скорее объединяет здесь местные культы, чем верования. Поэтому общины шиваистов состоят здесь преимущественно из профессиональных духовных лиц, не имеющих за собой церкви верующих.
Более солидные из них примыкают к тридандинам или джангамам и исповедуют ведантизм. Однако они отличаются друг от друга как обрядами, так и внешними знаками. Обыкновенное их название — йогины.
Самый распространенный из этих орденов — Канпхаты. Как большинство йогинов, канпхаты не признают деления на касты. Они живут отдельно, как нищие, или группами в общежитиях в северном Декане, Гуджарате, Пенджабе, провинциях по Гангу и в Непале. В последнем случае они посвящают себя благотворительности и помощи бедным. Некоторые данные делают, однако, вероятным, что канпхаты, подобно двум другим орденам (Джати и Савара) имеют известную связь с буддизмом. Число их постепенно растет с 6 млн в 1901 г. до 13 млн в 1991 г., причиной чего можно назвать постоянное развитие концепции их религии, идеи, сближающие её с буддизмом, национальные и политические мотивы, делающие эту религию наиболее приемлемой для многих индийцев.
Прочие секты или разновидности шиваитских йогинов: Госайны, Бхартхари, Шивачарины, Брахмачарины, Ганса, Прамаганса, Акашамукхины, Урдвабагу, Капалика, Нага, Багикатха, Агхори и т. д. почти не имеют истории. Имена их, по большей части, позднего происхождения, с чем связана и их малая численность. Тенденции их развития неоднозначны. С одной стороны, множество индийцев не принимают резких нововведений, предпочитая традиционные религии, с другой новые религии могут предусмотреть свежие, более важные современным людям, факторы их жизни.
Однако, несмотря на это, шиваизм — далеко не преобладающая религия в Индии. Кроме Кашмира и Непала, где индусский (в религиозном смысле) элемент состоит из шиваизма, и Бенареса, священного их города, шиваизм потерял почву под собой в Индии. Каждый совершает здесь поклонение Шиве, но (за исключением профессиональных духовных лиц) настоящих шиваистов, ищущих в Шиве спасения своей душе и возложивших на него всю свою веру, немного – из всех 330 млн шиваистов меньше 80 млн являются истинными. Число шиваистов станет еще значительно меньше, если отбросить шактра, почитающих более Деви, чем ее супруга Шиву (число которых растет, в связи с их «греховной» стороной – буйными пиршествами, развратом, привлекающими многих верующих – с 7 млн в 1901 г. до 20 млн в 1991 г.). К северу от гор Виндхья большинство населения принадлежит к вишнуитам (73 %). В Декане, особенно на юге, шиваисты преобладают, составляя местами сплошное население (до 100 %). Но и здесь, по-видимому, начинает распространяться вишнуизм, предоставляющий своим членам экономическую и политическую стабильность, основанную на новейших концепциях управления и основных принципах вишнуизма.
Следует учитывать, что количество шиваистов увеличилось и за счет резкого демографического роста в Индии. Так, за 90 лет с 1901 по 1991 население Индии увеличилось в 2,5 раза.
Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 кв. км.
В связи с этим правительство вынуждено было пойти на решительные меры: агитацию перехода традиционной многодетной к двух- трех-детной семье. В связи с этим демографическая политика в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: шиваизма, некоторые догматы которого прямо противостоят данной политике, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жителей, различных семейных обрядов.
В этом свете шиваизм становится нежелательной религией, которой пытается противостоять демографическая политика. Этот фактор негативно влияет на число шиваистов в Индии.
Также негативно влияет на авторитет индуизма его догмат, предусматривающий кастовую систему, которая подвергается критике со стороны западной демократии, а также со стороны влиятельного в Индии буддизма.
Таким образом, на данный момент шиваизм все еще занимает ведущие позиции в Индии (треть населения Индии - шиваисты), влияет на её внутреннюю и внешнюю жизнь, однако сейчас происходит постепенный процесс перехода от шиваизма к вишнуизму (что можно видеть в постепенном процентном росте вишнуитов среди населения Индии – только в северных штатах средний процент вишнуистов возрос с 32.2 % в начале ХХ века до 57.3 % в 1991 г.). В основном это связано с преобладающе воинственным характером шиваизма и с наступившей сейчас сравнительно мирной обстановкой в Индии.
Несомненно можно прогнозировать сильные позиции шиваизма, имеющего глубокие исторические корни и поддержку не только в развивающейся Индии, но и во всем мире. Однако несомненно и то, что его влияние постепенно ослабевает, и, видимо, можно предвидеть его дальнейший упадок.
Тем не менее хотелось бы отметить, что такое течение, как шиваизм, имеющее столь сложную философию, нашедшую отражение во многих феноменах индийской мысли и подарившей миру невероятную самобытную культуру, не может исчезнуть втуне и еще наверняка в будущем не раз окажет решающее влияние как на жизнь Индии, так и всего мира в целом.