Особенности красноречия


Керенцева М.А., Ляхов А.В.

Источник: Доклад, подготовленный в рамках курса «Ораторское искусство» в марте 2010 года.

  1. Что такое красноречие?
  2. История появления красноречия.
  3. Красноречие в современном русском научном языке.

1. Что такое красноречие?

Слово красноречие употребляется в наших разговорах довольно часто. Но что это такое, если попробовать ответить более или менее точно, научно выверенно, в соответствии с русской классической традицией в понимании этого слова? Попробуем разобраться.

Научное определение термина красноречие, по-видимому, должно выглядеть так:

КРАСНОРЕЧИЕ –

1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать;

2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

2. История появления красноречия

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии. Но нигде, как известно - ни в древнем, ни даже в новом мире - красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. При таких условиях в более выгодном положении оказываются те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. « Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово» - решился утверждать Деметрий Фалерский.

Именно практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. В период расцвета Афин ( V - IV вв. до н. э. ) красноречие достигло полного своего расцвета и стало выдающейся силой в общественной и политической жизни греческих государств.

Древнегреческие риторы (Горгий, Исократ, Фрасимах, Аристотель) создают довольно стройную и последовательную структуру обучения ораторскому искусству. Задачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V в. до н. э., но до нас почти не дошли.

Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов искусства. В высказываниях других античных мыслителей можно встретить также уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре. Но такие высказывания весьма редки и часто неубедительны. Чаще же всего ораторское искусство рассматривалось как родная сестра поэзии и сценического искусства.

В позднейшие времена также устанавливались связи между ораторским искусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством. В современной литературе можно встретить сопоставления ораторской речи и поэзии (Асеев «Кому и зачем нужна поэзия?», Афонин «Искусство художественного слова» и др.) Красноречие отличается от собственно искусства и тем, что в нем, как правило, не бывает художественного образа как основной формы воплощения ораторской мысли. В поэзии слово обязательно образно, метафорично и воплощает видимое или конкретно чувствуемое, так или иначе эмоционально переживаемое. В публичной речи мысль (идея) выражается в понятиях и определенных теоретических положениях, раскрываемых суждениями и доказательствами, умозаключениями и другими логическими категориями. Конечно, талантливый и опытный оратор всегда стремится пользоваться образностью речи, добивается ее наиболее яркой выразительности. Но эти моменты в ораторском труде играют не главенствующую, а подчиненную роль, поэтому категория образа в красноречии не имеет того значения, которое она имеет в любом виде художественного творчества.

Жанр публичной речи был одним из тех великих достижений древней эллинской культуры, которые не погибли вместе с античной цивилизацией, но продолжали жить, правда, в новых формах, в последующее время. Живое слово было важнейшим орудием христианской проповеди в средние века. Риторическая культура Древней Греции легла в основу всей программы гуманитарного образования в Европе во времена Ренессанса и вплоть до XVIII века. И в наши дни речи древнегреческих ораторов имеют не только исторический интерес самого непосредственного отклика на важнейшие события древности, но и сохраняют живо ощутимую художественную ценность как образцы убедительной логики, вдохновенного чувства и выразительного стиля.

3. Красноречие в современном русском научном языке

В русской риторико-стилистической традиции термин красноречие имеет ясные корни. Он восходит к греческим словам типа crhstologia, kalologia, euglwttotatos, kallifwnia (златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование), латинскому eloquentia. В древнерусской традиции слова с корнем «крас-» более позднего происхождения, нежели с корнями «добр-» и «благ-» (добрословие, благоречие). До XVII века они почти не встречаются, а в XVII веке более часты варианты «краснословие» (в первой русской «Риторике» 1620 г.) и «красноглаголание» (в Словаре Епифания Славинецкого). Впервые К. встречается в сочинениях его хулителя протопопа Аввакума: «… не словес красных Бог слушает, …но любви с прочими добродетельми хощет, того ради и я не брегу о красноречии» («Житие протопопа Аввакума»); «Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым глаголом последующе, поживите» («Книга толкований»). Хотя другие староообрядцы «отцы-златоусты» Семен и Андрей Денисовы, основатели Выговской словесной школы, реабилитировали риторику, слово К. у них не встречается.

Инициатором ввода слова К. в русскую науку был М.В.Ломоносов. Если первый рукописный вариант его учебника 1743 г. имел название «Краткое руководство к риторике», то второй, изданный печатно и получивший распространение, получил название «Краткое руководство к красноречию» (1748). У М.В.Ломоносова, оформившего научную классификацию «словесных наук», ясно различены термины риторика и К.: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…» (1743), а «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению» (1747). Таким образом, риторика – это «наука», «учение», правила, а К. – «искусство, способность, умение говорить и писать. Вместе с тем К. также и состав текстов словесности, если употребить взятый впоследствии термин. Говоря о «правилах обоего красноречия: оратории и поэзии», Ломоносов понимает под красноречием совокупность текстов словесных произведений. Именно в этом смысле будут исследоваться впоследствии разные виды красноречия: судебное, политическое, торжественное, церковное, академическое и т.д.

Данное понимание термина К. четко прослеживается в последующей русской традиции в риториках и теориях словесности конца XVIII – первой половины XIX веков. У А.Ф.Мерзлякова: «Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие … есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего.

Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем риторики – правила, служащие к образованию оратора».

После критики риторики в середине XIX века и выведения ее из состава преподавания термин К. потерял свою определенность и в настоящее время употребляется в достаточно широком смысле, хотя и не выходит за рамки двух указанных выше значений. Чаще всего можно встретить обсуждение природы К. в книгах афоризмов, мудрых мыслей, крылатых выражений. Причем многочисленными будут ссылки и на античных авторов (Платон, Цицерон и др.), и на зарубежных классиков, и на отечественную художественную литературу.

В современной научной литературе термин К. может употребляться как традиционный термин для обозначения области ораторского искусства - ср. ссылку Л.К.Граудиной на выделение до десяти родов и видов красноречия в русской риторике XIX века: духовное (церковно-богословское), академическое, судебное, дискутивно-полемическое, дипломатическое, парламентское, митинговое, торговое (коммерческое), военное, социально-бытовое. Данная классификация обычно повторяется в ряде современных пособий, в сущности, являясь классификацией видов профессионального общения.

Таким образом, в современном русском научном языке термин К. может быть ясно отделен по смыслу от термина риторика, сохраняя и развивая два своих классических значения: 1) природное дарование, способность, талант, искусство действовать словом; 2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения.

Литература
  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. 2-е изд. М., 2002
  2. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003
  3. Граудина Л.К. Русская риторика. М., 2001
  4. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989
© Керенцева М.А., ДонНТУ 2010