RUSSIAN UKRAINIAN ENGLISH ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ



Магистр ДонНТУ Кислян Оксана Анатольевна

Факультет: Компьютерных наук и технологий
Кафедра: Прикладная математика и информатика
Специальность: Экономическая кибернетика


Тема магистерской работы:
«Экономико-математические модели стратегического планирования»

Руководитель: Ситникова Ольга Дмитриевна

Автобиография
реферат
Библиотека
Ссылки
Отчет о поиске
Индивидуальное задание
ВВЕДЕНИЕ
    Содержание стратегического планирования как функции управления корпорацией состоит в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
    Потребность в планировании в современных корпорациях вытекает из огромных размеров обобществления производства, его специализации и кооперирования, наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса – быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники.

АКТУАЛЬНОСТЬ

    В современных условиях система стратегического планирования в полной мере не используется.
    В условиях растущей конкуренции повышение конкурентоспособности корпораций является главной целью. Однако, непосредственное управление конкурентоспособностью невозможно без стратегического планирования. Любые планы должны быть хорошо продуманы, взвешены, найдены альтернативные пути решения проблем, а также оценены. Только после этого, в случае положительных отзывов специалистами, они могут быть применены на практике. При этом, для более эффективного функционирования специалисты корпорации должны постоянно собирать и анализировать информацию для корректировки долгосрочных планов.
    Поэтому усовершенствование и активизация стратегического планирования будет способствовать эффективному управлению корпорацией и ее экономическому росту в перспективе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Целью данной магистерской работы является анализ уровня стратегического планирования в современных корпорациях, разработка алгоритма стратегического планирования, определение преимуществ и недостатков стратегического планирования, а также построение оригинальной оптимизационной модели стратегического планирования деятельности корпорации, включающего сеть угольных, обогатительных и коксохимических предприятий, связанных взаимными поставками.
    В соответствии с поставленными целями, в магистерской работе должны быть решены следующие задачи:
  1. Изучение предметной области стратегического планирования
    1. Понятие и характеристика стратегического планирования.
    2. Функции и отличие от других видов планирования.
    3. Составляющие стратегического планирования.
    4. Источники информации, необходимые для стратегического планирования
    5. Методы стратегического планирования
  2. Изучение опыта украинских предприятий на российском рынке.
  3. Анализ стратегического планирования на примерах успешных фирм.
  4. Внедрение системы стратегического планирования в корпорацию.
  5. Анализ систем стратегического планирования и управления для бизнеса
  6. Составить универсальный алгоритма стратегического планирования в корпорации
  7. Составить оптимизационную модель для данной задачи
  8. Построить модель
  9. Опробовать модель на тестовых данных
  10. Исследовать модель
  11. Оценить качество полученной модели
    Объект исследования – система стратегического планирования на уровне корпорации.
    Предмет исследования – процесс корпоративного стратегического планирования, эффективное управление которым может положительно повлиять на функционирование корпорации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

    Научная новизна работы включает построение оригинальной оптимизационной модели стратегического планирования деятельности корпорации, включающего сеть угольных, обогатительных и коксохимических предприятий, связанных взаимными поставками.
    Теоретическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что научные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, дополняют теоретическую основу исследования проблемы повышения эффективности функционирования корпораций (промышленных предприятий с территориально-распределенной производственной структурой).
    Разработанные экономико-математические модели повышения эффективности функционирования промышленных предприятий с территориально-распределенной производственной структурой могут быть использованы для внедрения с целью достижения максимальной эффективности производства.

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

    Вопросы оценки и повышения эффективности функционирования предприятий рассматривались в ряде работ таких авторов как: М.С.Абрютина, С.Н.Анохин, А.М.Афанасьев, С.П.Бараненко, Л.П.Белых, А.Л.Бобров, А.Б.Борисов, Ж.Р.Валеева, И.В.Вишняков, С.А.Жданов, В.Н.Живалов, А.В.Грачев, И.Б.Гурков, Р.М.Качалов, Г.Б.Клейнер, М.Н.Козин, А.Г.Коряков, Н.П.Любушкин, Б.З.Мильнер, Л.М.Михайлов, А.Г.Мовсесян, В.В.Немков, С.А.Панова, А.А.Колобова, И.Н.Омельченко, В.М.Родионова, Р.А.Фатхутдинов, М.А.Федотова, В.Н.Самочкин, Н.А.Сафронов, В.Л.Тамбовцев, О.Г.Туровец, К.В.Щиборщ, А.И.Фоломьев, А.Ф.Альмухаметова и др.
    Вопросы организации и оптимизации стратегического планирования на предприятии рассматривались в работах следующих студентов ДонНТУ: А.Н.Харьковой, О.В.Шапошникова, Е.Ю.Заворотневой, А.В.Куринной, А.В.Юхно.
    Несмотря на достаточно большое число работ по проблематике, связанной с вопросами оценки и повышения эффективности функционирования предприятий, следует отметить, что проблематика исследования эффективности функционирования промышленных предприятий с территориально-распределенной производственной структурой в прямой постановке на уровне диссертационных исследований не рассматривалась.
    Актуальность научной задачи повышения эффективности функционирования промышленных предприятий с территориально-распределенной производственной структурой в условиях рыночных отношений, ее недостаточная теоретическая разработанность в экономической науке, высокая практическая значимость обусловили выбор темы диссертации, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ

    Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
    Стратегическое планирование дает возможность специалистам компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
    Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:


Рис.1 Составляющие стратегического планирования (Анимация, GIF Animator, 63 кадров, 8 повторов, объем – 143 КБ, размер – 431x340)


Таблица 1 – Источники информации, используемые для стратегического планирования
Название этапа Используемая информация
1 Определение миссии и целей Общая информация о потенциальных рынках, потребностях потребителей, наличии рыночных ниш, собственных ресурсах
2 Анализ окружающей среды Информация о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах
3 Анализ стратегического положения компании на рынке Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования, динамики её развития, оценка доли рынка, рентабельности, жизненного цикла, конкурентный анализ
4 Выбор стратегии Рекомендации стратегического анализа, советы консультантов, специалистов
5 Оценка выбранной стратегии Информация о соответствии выбранной стратегии полученным данным через определенный период времени
6 Выполнение стратегии и контроль Информация о мероприятиях внутри компании, связанных с выполнением стратегии; информация о результатах деятельности на рынке
7 Управление посредством выбора стратегических позиций Данные стратегического анализа, информация о ресурсах компании

    Проведенный анализ литературы свидетельствует о достаточно развитой системе стратегического планирования на предприятиях. Этот факт хорошо просматривается при анализе продвижения украинских компаний на российском рынке.
     Так, например, опыт корпорации Roshen более чем показателен. Используя метод закрепления на территории Roshen смогла не только удержать позиции, но и расширить свое присутствие на кондитерском рынке России.
    Корпорация Roshen занимает на украинском кондитерском рынке самую большую долю – 23,6%, лидируя с заметным отрывом от остальных игроков. Главная причина ее успеха – изначально выбранная стратегия поддержки отечественного производства и традиционных, известных еще с советских времен кондитерских марок. Еще одно конкурентное преимущество Roshen – широта ассортимента продукции. Так, если другие лидеры рынка доминируют в том или ином отдельном сегменте (например, компания АВК стала лидером по производству и продаже глазированных шоколадных конфет, «Крафт Фудз Украина» занимает прочные позиции на рынке плиточного шоколада, «Свиточ» – на рынке шоколада в целом), то Roshen уверенно чувствует себя во всех сегментах, а на рынке конфет на развес и в коробках является абсолютным лидером. Именно за счет богатого ассортимента Roshen смогла с относительно небольшими потерями выйти из кризиса, охватившего украинскую кондитерскую отрасль после того, как российское правительство ввело ограничительные пошлины на ввоз карамели.

    Организация отдела стратегического планирования в компаниях.
    Роль и задачи отдела планирования должны заключаться в основном в помощи при сборе и систематизации информации, необходимой специалистам, формирующим стратегию, в организации ежегодного цикла изучения стратегии, в рамках которого руководители пересматривают и корректируют стратегические планы, и управлении этим циклом, а также в координации процесса изучения и одобрения стратегических планов, разработанных в различных службах и подразделениях компании.
    Опыт показывает, что в состав группы стратегического планирования отечественного предприятия должны входить три типа людей: руководители высшего звена с большим опытом работы, молодые администраторы высшего или – при их отсутствии – среднего звена, назначенные на должности не более 2-3 лет назад, а также так называемые «подснежники» – лица без административных полномочий, но приближенные к высшему руководству, которые готовят различные документы и высказывают нестандартные идеи. Как правило, последние не имеют четко очерченных должностных обязанностей, обладают свободным временем для чтения свежей литературы по предмету и не боятся остаться в одиночестве при высказывании своих идей. Именно на них и должен лечь основной объем работы по разработке методической базы анализа внешней среды и внутреннего состояния организации. Администраторы просто не имеют на это времени.

    Существующие вакансии для организации системы стратегического планирования:
    1. Директор по маркетингу – эта позиция возникает в компаниях, где служба маркетинга широко используется, а собственники компании придают рекомендациям маркетологов большое значение при принятии решений. От директора службы ожидают создание и реализации долгосрочной стратегии развития компании. Часто входит в совет директоров компании. Аналогичную роль выполняет начальник отдела маркетинга.
    2. Аналитик по маркетингу – эта позиция второго уровня в разветвленном отделе (службе) маркетинга, возглавляет исследовательскую группу, анализирует первичные данные, создает рекомендации по проведению конкретных компаний. Бренд менеджер – эта позиция возникает в компаниях, имеющих по роду своей деятельности дело с ярко выраженными торговыми марками, от успеха продвижения которых зависят продажи.
    3. Менеджер по маркетингу – эта позиция появляется в компании, где один – два человека выполняют весь объем работ связанный с маркетингом и рекламой. Уровень полномочий у них не велик, да и руководство не рассматривает их работу как приоритетную.
    4. Маркетолог – рядовой сотрудник службы маркетинга, ведущий исследовательскую работу.
    5. «Ассистент по маркетингу» – эта вакансия, появляется в разветвленных маркетинговых службах, компаний прозападного образца. Часто существует в объединенных службах «маркетинг и реклама», «маркетинг и продажи». Эту вакансию, как правило, занимают молодые специалисты, часто без опыта работы.
    Специалисты отдела стратегического планирования должны быть слаженной командой. Их деятельность должна быть направлена на достижение единой цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В дальнейшем планируется разработка и исследование оригинальной оптимизационной модели стратегического планирования деятельности корпорации, включающего сеть угольных, обогатительных и коксохимических предприятий, связанных взаимными поставками.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Понятие и этапы стратегического планирования. [Электронный ресурс] / Сайт по стратегическому управлению и планированию,—http://www.stplan.ru/articles/theory/strplan.htm
  2. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии. // Учебное пособие. Центр дистанционного образования МГУП.— 2001, с.32-65.
  3. Стратегия — понятия и определения. Классификация стратегий. [Электронный ресурс] / Сайт по стратегическому управлению и планированию,— http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm
  4. Украинский капитал на российском рынке. [Электронный ресурс] // Политика+. Аналитическое сетевое издание Центра Исследования Проблем Гражданского Общества / Социум и экономика,— 2009,— http://www.politika.org.ua/?p=131
  5. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент / Менеджмент.— 1998 с.14-43.
  6. Райс Эл, Траут Джек. Маркетинговые войны [Текст].— Издательство «Питер», 2000.— 256 с.
  7. Чуб Б.А. Концепция стратегического управления General Electric / McKinsey. [Электронный ресурс] // Курс лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент организации» / Развитие бизнеса / Ру. 2.0,— http://www.devbusiness.ru/development/strategy/strtgy_ge_mck.htm
  8. Роль и задачи специалистов по стратегическому планированию. [Электронный ресурс] // Образовательный сайт Башмакова К.С. / Московский Государственный Индустриальный Университет.—http://www.barmashovks.ru/page511/page523/index.html
  9. Специалисты советуют начинать работу по стратегическому планированию на предприятии с создания группы стратегического планирования, назначения координатора процесса и выбора стороннего консультанта. [Электронный ресурс] / Журнал «Комп&ньон-online». Популярный журнал новостей,—http://www.companion.ua/
  10. Кочнев А. Системы стратегического управления для бизнеса: сегодня и завтра. // Финансист, 2004,№4, с.23—28.

Примечание

    При написании этого реферата магистерская диссертация ещё не закончена. Окончательное завершение – 1 декабря 2010 года. Полный текст диссертации можно получить у автора или научного руководителя после указаной даты.


© Кислян Оксана, ДонНТУ 2010