Философия буддизма

Автор: Зуб Михаил Александрович

Введение

В наш бурный век, когда все течет и меняется быстрее, чем когда-либо, когда все вокруг спешат и наша психика ежедневно подвергается сильным нагрузкам, вопросы душевного здоровья волнуют каждого. Все мы ищем свое место в этом мире, свой путь к счастью и гармонии. Люди все чаще обращаются за помощью к психологам и психоаналитикам, полагая, что кто-то другой сможет решить их внутренние проблемы. Что есть счастье? Как его достичь? Что же мешает нам? Что нужно делать, и чего делать не нужно? Не следует забывать, что мы не первые, кто задает эти философские вопросы.

В мире существует большое количество религий и философских школ. Изучение их опыта может помочь разобраться в себе, выбрать свой путь в этой жизни. Я хочу ознакомить вас с идеями буддизма – самой древней мировой религии. Этим идеям уже более 2500 лет, но они до сих пор вдохновляют миллионы людей по всему миру. Хочу отметить, что буддизм это не только религия, но и философия, принципы которой основаны на простых и понятных каждому вещах.

Существует огромное количество школ и направлений в буддизме, от мистического буддизма Тибета до парадоксального японского дзен-буддизма. Но все эти школы есть лишь разные пути, ведущие в одном направлении, на которое две с половиной тысячи лет назад указал Сиддхартха Гаутама, также известный как Будда.

Зарождение буддизма

buddha

Сиддхартха Гаутама жил в Северной Индии в шестом веке до нашей эры. Его отец, Суддходана, был правителем царства Сакьев (в современном Непале). Его матерью была царица Майя. Сиддхартха получил превосходное воспитание по понятиям того времени. Достоверно неизвестно, умел ли он читать и писать, но мы знаем, что он был превосходно натренирован во всех видах воинских искусств и упражнений. Будущего Будду легче представить себе в образе воина, а не сосредоточившегося над книгами. Согласно обычаю своего времени, он женился весьма молодым, в шестнадцатилетнем возрасте, на красивой и благочестивой молодой принцессе по имени Ясодхара. Молодой принц жил в своем дворце, имея в своем распоряжении любую роскошь. Можно было бы подумать, что Сиддхартха Гаутама вел весьма счастливую жизнь, но из биографических свидетельств ясно, что, несмотря на внешнее преуспевание, он был крайне недоволен. Герберт Уэллс метко охарактеризовал состояние Будды в тот период: "Это было несчастье светлого разума, искавшего себе применение". [1]

Легенды повествуют о духовном кризисе, переломном этапе в жизни молодого аристократа, когда произошло то, что называется «четырьмя знамениями». Одним прекрасным утром Сиддхартхе захотелось прокатиться на своей колеснице. Проезжая по улицам города, Сиддхартха получил первое знамение: он увидел старика. Принц жил во дворце взаперти, мало знал о других людях и не понимал, что бывает старость. Второе знамение он получил при виде болезни. Он никогда прежде не видал ни одного больного, а теперь вдруг осознал, что все люди подвержены различным недугам. Третье знамение случилось, когда он увидел труп, который несли на погребальных носилках к месту кремации.

Таким образом, Сиддхартха столкнулся с этими экзистенциальными ситуациями и стал глубоко размышлять о них. Тогда случилось четвертое знамение. Он встретился со стариком, который шел с чашей для сбора подаяния вдоль по улице. Он выглядел таким спокойным, таким тихим и таким умиротворенным, что будущий Будда подумал: "Может быть, я должен порвать все путы, все связи с миром и идти вперед, как этот бездомный скиталец и тогда, быть может, на этом пути я отыщу ответы на мучающие меня вопросы".

Однажды ночью, Сиддхартха попрощался со своей спящей женой и маленьким сыном. Он не был рад тому, что покидает их, но ему нужно было идти. Он проехал большое расстояние, пока не достиг границы земли племени. Здесь он оставил своего коня, знаки княжеского отличия, обрезал свои длинные волосы и бороду и стал бездомным странником в поисках истины.

В течение шести лет аскет Гаутама скитался по долине Ганга, встречая знаменитых религиозных учителей, изучая и следуя их системам и методам, подвергая себя строгим аскетическим практикам. Они не удовлетворяли его. Поэтому он оставил все традиционные религии и их методы и пошел своим собственным путем. Он странствовал от одного места к другому и как-то раз, по преданию, он пришел на красивый берег прозрачной быстро текущей реки. Он сел в тени огромного дерева, приняв решение: «Я не встану с этого места, пока ни достигну Просветления. Он сидел там день за днем, ночь за ночью. Он контролировал и концентрировал свое внимание, очищал свой ум, подавляя помехи, создаваемые мыслями. И тогда в ночь майского полнолуния, как только поднялась утренняя звезда, пришло полное озарение, Просветление. Очень трудно объяснить подобное состояние. Мы можем определить его как полноту мудрости, полноту сострадания, видения лицом к лицу истины. Этот момент явился как бы завершением его поисков. Он стал Буддой — «знающим».

Но, в сущности, это послужило лишь началом его миссии. Он решил поведать человечеству истину, которую обрел. Будда Гаутама произнес свою первую проповедь группе из пяти аскетов, своих старых соратников в Исипатане (современный Сарнатх). С того дня в течение 45 лет и до самой своей смерти, он обучал мужчин и женщин всех сословий – царей и крестьян, браминов и неприкасаемых, ростовщиков и нищих, святых и грабителей – не делая ни малейшего различия между ними. Он не признавал отличий между кастами или социальными группами, и Путь, который он проповедовал, был открыт для всех мужчин и женщин, готовых понять его и следовать по нему.

Основные идеи и принципы

buddha

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Первая из истин утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет, что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено. Четвертая благородная истина заключается в указании благородного пути, состоящего из праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения, обычно называемого медитацией. [2]

Суть учения Будды проста, и ее можно практиковать в повседневной жизни: мы должны помогать другим, чем можем, а когда это невозможно, избегать причинения им вреда. Таковы сострадание и мудрость. Таков здравый смысл. В этом нет мистики или волшебства, это также и не иррационально или догматично. Все учения Будды направлены на то, чтобы мы смогли развить мудрость и сострадание и ввести их в свою повседневную жизнь. Здравый смысл не просто интеллектуально обсуждается — он воплощается в жизнь.

Учение Будды называется "срединным путем", потому что оно свободно от крайностей. Равно как и самопотакание, самоумерщвление также является крайностью. Цель Дхармы в том, чтобы помочь нам расслабиться и насладиться жизнью, хотя и не в обычном смысле того, чтобы поспать и прогуляться по вечеринкам. Мы учимся тому, как ослабить разрушительные эмоции и установки, которые не позволяют нам быть счастливыми. Мы учимся понимать, как наслаждаться жизнью без цепляния, одержимости и забот.

В буддизме целью являются простота, ясность и непосредственность. Тот, кто обладает этими качествами, необычаен. С простотой мы оставляем лицемерие и себялюбие, тем самым позволяя беспристрастным любви и состраданию взрасти в нашем уме. С ясностью мы покидаем заблуждения неведения, заменяя их на непосредственное восприятие действительности. С непосредственностью мы более не подвержены импульсивным мыслям, но естественно знаем наиболее приемлемые и действенные пути того, как принести пользу другим в любой ситуации. [3]

Развивая мудрость и сострадание, мы будем более удовлетворенными и будем знать, что в нашей жизни важно. Вместо того, чтобы сражаться с миром под влиянием неудовлетворенного разума, который непрестанно хочет большего и лучшего, мы преображаем наше отношение так, чтобы быть счастливыми в любых обстоятельствах и сделать свою жизнь значимой.

Некоторые думают, что буддизм учит бездеятельности и отстранению от других людей. Это неверное понимание учения Будды. Хотя отдаление себя от ложных понятий и неверно направленных эмоций дает преимущества, это не означает, что мы живем без энергии и без цели. На самом деле все совсем наоборот! Свободные от заблуждений, мы будем ярче и бдительней. Мы воистину будем заботиться о других. Хотя и способные принять любую ситуацию, с какой только ни столкнемся, мы будем активно трудиться на благо тех, кто нас окружает.

Влияние на культуру и общество

buddha

Повсюду, куда приходил буддизм, он оказывал существенное влияние на культуру, принося новое и изменяя старое, как это произошло в Индии, Китае, Японии, Таиланде и многих других странах.

За два тысячелетия существования буддизма в Китае, его влияние наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно архитектуре. Многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы, изящные, порой ажурные и всегда великолепные по своей художественной цельности пагоды придавали китайской архитектуре совершенно новый, иной облик. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы, которые были созданы еще в III-VI вв. и сейчас остаются ценнейшими памятниками китайской культуры.

Буддийские монастыри долгими веками были одним из главных центров восточной культуры. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. Очень важно и еще одно: именно китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т. е. книгопечатания, размножения текста с помощью матриц — досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Буддизм, особенно дзен-буддизм, сыграл немалую роль в расцвете классической японской живописи. Тезис дзен-буддизма о том, что Истина и Будда везде и во всем — в молчании гор, в журчании ручья, сиянии солнца или щебетании птиц и что главное в природе — это великая бескрайняя Пустота, оказал большое влияние на художников.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии — знаменитый "сад камней").

Идеи философии буддизма вдохнули новую жизнь в европейскую культуру XIX века, вдохновив множество философов, художников и ученых. Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм). [4]

Заключение и выводы

В заключение хочется привести слова А.Говинды, из которых можно получить целостное представление о взгляде буддизма на мир: «Мир представляет собой исключительно процесс действования. Нигде нет застоя, нет ограничения. Ничто не существует само по себе или отдельно в самом себе. Не существует ничего постоянного; и вместо мира, заполненного мертвыми вещами, существует живой космос, который находит свое подобие в сознании каждого индивидуума и свой фокус — в каждом атоме, так же как и каждое мгновение, рассматриваемое с точки зрения бесконечной делимости, содержит безграничность времени». [3]

Буддизм не застывшее учение и не бесполезное умствование. Его идеи могут быть применены в повседневной жизни, помогая достичь гармонии и счастья. Любовь, доброта и сострадание не принадлежат какой-либо религии, это свойственно всем людям. Нужно понимать, что буддизм это просто один из путей, а каждый должен выбрать и пройти свой путь сам.

Источники и полезная литература

  1. Валпола Рахула. Чему учил Будда. — Донецк: «Махаснгха», 1995
  2. Деннис Лингвуд. Буддизм: Основы Пути. — СПб.: «Ясный свет», 1998
  3. Говинда Л.А. Психология раннего буддизма. — СПб.: «Андреев и сыновья», 1993
  4. Тубтен Чодрон. Открытое сердце, ясный ум. — СПб.: Нартанг, 2001
  5. Роберт Пирсиг. Дзен и искусство ухода за мотоциклом. — М.: Симпозиум, 2003

Изображения взяты с flickr.com и www.puerto-vallarta.com

micheal[dot]zub[at]gmail[dot]com