Логистический поток как объект управления
Авторы: Гончар Л. А., Мазур В.В.
Накопленный опыт управления предприятиями показывает, что традиционные методы управления требуют повышения эффективности за счёт оптимизации движения материальных, финансовых и информационных потоков. В тоже время, в стоимости продукции доведённой до потребителя почти 65% составляет расходы на транспортные операции и хранение товаров.
Поэтому возникает необходимость рассмотрения логистического потока как объекта управления, а также раскрытия существующей взаимосвязи и единства материальных, финансовых и информационных потоков.
Формирование логистических потоков требует конкретных действий со стороны организаторов, среди них можно выделить интеграцию организационных, технологических и информационных процессов которые обеспечат создание и трансформацию логистических потоков.
Целесообразность внедрения логистического управления объясняется необходимостью повышения эффективности предприятия, так как решение поставленных задач современными методами не дают кардинальных изменений.
Основу логистических потоков составляют материальные. Отсюда, перемещение и трансформация ресурсов предприятия создаёт логистический поток, который представляет собой неразрывную систему материальных, информационных и финансовых потоков.
Логистический поток по мнению автора Фроловой Л.В. — охватывает систему структурно взаимосвязанных элементов, которая выступают как единое целое, подвластное динамическим изменениям в конкретном периоде времени [1, c. 116]. Это действительно так, поэтому материальные, финансовые и информационные потоки необходимо объединить единой категорией логистических потоков.
Логистический поток в составе системы можно рассматривать в пяти измерениях, а именно: пространственный, временной, количественный, качественный, стоимостной.
Пространственное измерение представляет собой траекторию пребывание потока между начальной и конечной точкой, временное измерение есть длительность движения потока, количественное измерение — это объём потока, качественное — фазы трансформации, а стоимостное — это затраты на формирование логистического потока и его движение.
Материальный поток, по мнению автора М.А. Окландера [2, с. 12] представляет собой движение и хранение материалов и товаров, которые начинаются транспортировкой сырья, полуфабрикатов и комплектующих, а заканчиваются — изготовлением продуктов для конечного потребителя. Отсюда следует вывод, что материальный поток образуется в результате совокупности определённых действий с материальными объектами.
Финансовый поток можно представить как движение материальных ресурсов. Однако в настоящее время необходимо усовершенствование процесса формирования финансовых потоков и создание механизмов распределения и перераспределения финансовых ресурсов на основе результатов деятельности предприятия и изменений в их поступлении и использовании.
Информационный поток представляет собой движение и хранение информации, он предшествует материальному потоку и необходим для координации логистических функций. При этом информационный поток может быть направлен в одну сторону с материальным и наоборот. Информационные потоки содержат внешнюю информацию и внутреннюю. К внешней относится информация обязательных законодательных актов, договорных документов, анализов, исследований и проектов. Внутренняя информация — это прежде всего технологическая, производственная и административная документация, установленные производственные задания и внутренние распоряжения предприятия.
В условиях рыночной экономики движение материального потока невозможно представить без информационного и финансового обеспечения. Поэтому роль финансовых и информационных потоков постоянно растёт, а их взаимосвязь усиливается.
Несмотря на неразрывность материальных, информационных и финансовых потоков всё же существует проблема их синхронности во время продвижения. Данная проблема возникает в связи с несвоевременностью погашения задолженностей и запоздалым поступлением информационных потоков, что приводит к нарушению ритма логистической системы.
Основной целью финансового обслуживания материальных потоков является обеспечение его движения с помощью финансовых ресурсов в необходимых объёмах, в соответствующие сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. Следовательно, каждому материальному потоку соответствует единый финансовый поток, но материальный и финансовый потоки имеют противоположное направление, однако прямолинейность финансового потока возможна при условии оплаты безналичным расчётом.
Обобщение разных взглядов учёных [3,4,5] и изучение литературных источников позволило согласиться с тем, что информационное обеспечение является основой процесса принятия обоснованных решений. Следовательно, такое обеспечение должно базироваться на современных информационных технологиях и соответствующей системе научно-технологической и экономической информации.
Практика показывает, что опережающими темпами развиваются информационные и телекоммуникационные технологии, так как внедрение их в сферу экономики действительно способны кардинально изменить механизм функционирования инфраструктуры рынка, а также общества в целом [6, с.179].
Проблемы, возникающие в процессе управления, характеризуются большой сложностью и высокой ответственностью, решение которых можно облегчить с помощью современных информационных технологий. Основными принципами построения информационной системы являются: компьютеризация информационных процессов, разработка и использование интеллектуальных моделей управления предприятием, специализация информационных процессов, информатизация каждого рабочего места, интеграция всех систем автоматизации предприятия. Использование этих принципов позволит создать единое информационное пространство предприятия в виде логистической системы, которая позволит обеспечить необходимую скорость, полноту и точность полученных данных для эффективного управления информационными потоками.
Отличительными особенностями экономического потока от логистического является основная цель каждого, а именно:
- Материальный логистический поток — это эффективное перемещение материальных ресурсов и их переработка с целью изготовления продукции для конечного потребителя, тогда как материальный поток представляет собой движение материальных ресурсов между структурными подразделениями предприятия и отдельными предприятиями.
- Финансовый логистический поток — это движение финансовых ресурсов для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе объединения всех потоковых процессов в логистической системе, целью финансового потока являются операции с ценными бумагами, вложение финансовых ресурсов в банковские структуры и создание резервов.
- Информационный логистический поток — это наличие информации, необходимой для управления материальными и финансовыми потоками на протяжении всей логистической цепи, информационный нелогистический поток представляет собой поток информации не связанный с материальными и финансовыми ресурсами.
Следует согласиться с автором М.А. Окландер о том, что информационная логистика — это управление информационными потоками, которые циркулируют в системе, а также между логистической системой и внешней средой для обеспечения оптимального управления материальными потоками. Между тем, основным средством, приводящим в движение материальные и информационные потоки являются деньги [2, c. 255].
Наличие взаимосвязи между материальными, финансовыми, информационными потоками и эффективность управления ими определяет ликвидность товарного потока, т.е. способностью его к преобразованию в денежные средства. Следовательно, ликвидность определяется скоростью преобразования финансового в материальный поток и наоборот.
Создание системы управления логистическими потоками является основной целью любого предприятия, так как от того насколько рационально организован сам процесс, зависит эффективность функционирования предприятия, независимо от направления его деятельности, а эффективность логистического управления зависит от принципов, которые использует предприятие в своей деятельности. Такие принципы носят универсальный характер, что позволяет использовать их в управлении экономическими процессами, возникающие при взаимодействии различных потоков, подсистем, систем.
Автором Л.В. Фроловой определено, что логистическое управление является основной функцией системы управления и направлено на решение стратегических и тактических целей [1, с.156]. Тогда к стратегическим целям можно отнести логистическое управление инвестиционной, инновационной, производственной, финансовой, кадровой и информационной сферами деятельности предприятия, а к тактическим целям — логистическое управление потоковыми процессами (закупка сырья, транспортировка, производство, складирование, реализация и послепродажное обслуживание потенциальных покупателей).
Традиционный подход управления предприятием предусматривает наличие системы управления в каждой подсистеме и свои критерии эффективности. При логистизации функции каждого подразделения связаны между собой, образуя при этом единую систему в виде сквозного ресурсного потока. Логистическое управление ориентировано на эффективное использование ресурсов предприятия и обоснованное формирование логистических потоков по оптимальным критериям.
Переход на логистические принципы управления требует создания соответствующих служб, основными задачами которых должны стать следующие:
- стратегическое планирование материальных, финансовых и информационных потоков;
- формирование логистических потоков и внедрение их в процесс управления;
- реализация инвестиционных проектов;
- усовершенствование процесса взаимодействия участников логистической цепи;
- контролинг логистических процессов и потоков;
- формирование информационного обеспечения процесса управления;
- минимизация затрат и сохранность качества продукции;
- оптимизация кадрового обеспечения.
Учитывая, что современные условия хозяйствования ориентируют деятельность субъектов рынка на удовлетворение спроса потребителя, а требования потребителя сводятся к выполнению «шести правил логистики» можно сделать вывод, что создание служб логистического управления является необходимостью, а основной целью их создания является разработка системы управления потоковыми процессами.
Таким образом, можно сделать вывод, что предметом логистического управления является оптимизация логистических потоков, которые позволят получить экономический эффект и повысить конкурентоспособность предприятия на рынке товаров и услуг.
Литература:
- Фролова Л.В. Логістичне управління підприємством: теоретико-методологічні аспекти: Монографія. — Донецьк: ДонДУЕТ ім.М. Туган-Барановського, 2004. — 161с.
- Окландер М.А. Логістична система підприємства: Монографія. — Одеса: Астропринт, 2004. — 312с.
- Чабан Е.А. Принципы формирования логистического процесса управления промышленными предприятиями // Рівне: Вісник УДУВГП, Випуск 1 (20), 2003. — с.631-635.
- Логутова Т.Г. Оценка логистизации управления финансовыми потоками предприятия // Рівне: Вісник УДУВГП, Випуск 1 (20), 2003. — с.248-253.
- Павліха Н., Скороход І. Особливості організації логістичної системи управління потоками відходів у регіоні // Науково-практичний журнал «Регіональна економіка» № 3 (29), 2003. — с.208-216.
- Фролова Л.В. Механізми логістичного управління торговельним підприємством. Монографія. — Донецьк: ДонДУЕТ ім. М.Туган-Барановського, 2005. — 322с.