Авторы: Бека Л., Бериша Л., Арбнеши Т.
Источник: http://www.balwois.com
ТЭС «Косово А» расположена вблизи Приштины и представляет собой главную индустриальную ветвь энергопроизводства в стране. С ее производственных мощностей, после сжигания углей образуется огромное количество золы, которую утилизируют в золоотвал близ ТЭС. Золоотвал ТЭС «Косово А», расположен на территории населенных пунктов и представляет собой одну из наиболее серьезных проблем в вопросе об охране окружающей среды. Перед проектированием золоотвала проведены многочисленные изыскания для установления физико–химических и биологических параметров подземных вод, которые контролируются при эксплуатации золоотвалов.
С целью определения физико–химических параметров из пятнадцати скважин были отобраны пробы воды. Выбор площади пробоотбора определен в соответствии параметрами, позволяющими оценить воздействие золоотвала на качество воды.
Повышенная концентрация аммиака, нитратов и нитритов, общее содержание фосфора и бактериологических примесей – индикаторы фекального загрязнения, что связано с близостью выгребных ям и конюшни.
Увеличение значений марганца, железа, кальция и магния является следствием химического состава почвы, который определяется в первоначальном состоянии и на протяжении эксплуатации золоотвала. Тяжелые металлы и сульфат–ионы, как индикаторные показатели, интенсивно мигрируют в подземных водах и служат для определения влияния золоотвала на качество подземных вод.
Изменчивость концентраций приведенных элементов указывает на изменение качества воды в сравнении с первоначальным уровнем.
Смесь золы с водой, содержит значительное количество сульфатов, что способствует загрязнению подземных вод в этой области. Во всех скважинах в зоне влияния золоотвала установлен высокий уровень минерализации.
Для предотвращения негативного воздействия золоотвала на подземные воды необходимо контролировать, что означает, работающих в системе защиты дренажных скважин. В то же время, необходимо осуществлять регулярный контроль химических и биологических параметров грунтовых вод.
Устаревшие технологии обращения с золошлаками, технологии механической транспортировки в экологическом аспекте оцениваются как наиболее опасные, загрязняющие атмосферный воздух. С 1977 года внедрены новые технологии гидрозолоудаления, транспортировки и эксплуатации золоотвалов. В пределах существующего золоотвала площадью 55 га были созданы новые пространства накопления золы, которые разделены на шесть полос, каждая из которых имеет площадь 3 га. Такое разделение позволяет ежедневно распределять поступающие золошлаковые отходы в местах захоронения. Технологические процесс золоудаления представлен количественной смесью воды и золы в соотношении 1:1, транспортировка которой происходит в форме пульпы, разгрузка осуществляется в подготовленные полосы мощностью 0,2 м. Для гидрозолоудаления используется промышленная вода. Для различных целей на тепловых электростанциях было использовано 138 м3/ч промышленной воды, которая ранее сбрасывалась в поток реки Ситницы, без предварительной очистки. При этом существенно снижается негативное воздействие на окружающую среду, в особенности на поверхностные и подземные воды.
В результате сжигания бурого угля в большом количестве, происходит загрязнение окружающей среды такими компонентами как: пыль, оксиды серы (SO x), оксиды азота (NOx), углекислого газа (СО2), углеводороды (CnHn), аммиак (NH 3), сероводород (H2S), зола. Состав золы выглядит следующим образом: Ni, Co, Cr, Zn, Cu, Pb и т.д. Помимо перечисленных загрязнителей, зола содержит радиоактивные элементы. Влияние этих компонентов распространяется на 2400 км3 от поверхности земли, в том числе Обилик с его пригородами и Приштина. Загрязнение охватывает не только атмосферу, оно распространяется в поверхностных водах, подземных водах и охватывает значительные площади сельскохозяйственных угодий. При этом в большей степени страдают жители, проживающие в деревнях в потенциальной зоне влияния ТЭС и золоотвала. Снабжение населения питьевой водой является серьезной проблемой, поскольку они не подключены к сети регионального водоснабжения. Почти все жители данного региона обеспечивают себя питьевой водой из собственных колодцев и скважин. Качество такой воды не соответствует санитарно–гигиеническим критериям питьевой воды и, следовательно, не может поставляться населению.
Объектом исследования в данной работе было качество подземных вод в зоне потенциального влияния золоотвала ТЭС «Косова А». Для этой цели из колодцев близлежащих деревень деревнях (Dardhishte (Krushevc), Plemetin, Palaj) были отобраны пробы воды.
В каждой деревне из пяти скважин с глубины 1 км были отобраны подземные воды. Пробы отобраны таким образом, чтобы установить зону влияния золоотвала в его радиусе. Для определения степени воздействия золоотвала на качество подземных вод на территории его локации, из деревень Hade и Bardh, не испытывающих влияния, были отобраны две дополнительных пробы воды.
Эти два образца были использованы в качестве эталона для сравнения полученных результатов.
Пробоотбор осуществлялся каждый месяц с марта 2003 по сентябрь 2005 года. Пробы отобраны в соответствии с установленными правилами и нормами. Качественные показатели: температура, рН, ХПК, БПК 5, DO, нитриты, нитраты, аммоний–ион, тяжелые металлы и сульфаты определены с использованием стандартных методов (APHA 1992). Из–за отсутствия аппаратуры в лабораторных условиях, концентрация ртути не определена.Экспериментально установлены наиболее важные элементы–загрязнители. Тяжелые металлы и сульфат–ионы интенсивно мигрируют в подземных водах и служат индикаторами для определения влияния золоотвала на качество подземных вод.Сульфат–ион имеет высокую скорость проникновения и используется в качестве трассера для определения влияния золоотвала на подземные воды.
Анализ базируется на основе сравнения физико–химических показателей до и после эксплуатации золоотвала с ориентирами. Качество воды зависит от периода эксплуатации золоотвала и уровня подземных вод. Биологическое и химическое нарушение относительно качества воды, существующие до настоящего времени эксплуатации золоотвала, не предотвращены, высокие концентрации ионов аммония, нитритов, нитратов не имеют ничего общего с влиянием золоотвала, они являются следствием эксплуатации септических отверстий и амбаров, расположенных вблизи скважин на воду и не имеющих надлежащей защиты.
Концентрация тяжелых металлов в некоторых случаях превышает среднее допустимое значение для подземных вод второй категории. Сжигание угля на ТЭС сопровождается выделением ртути. Отсутствие данных по этому параметру значительно затрудняет интерпретацию полученных результатов для тяжелых металлов.
Фиксируемое химическое нарушение, как следствие увеличения концентраций марганца, и минералов продолжает развиваться. Все это связано также с геологическим строением территории. Этот факт подтверждается повышенным содержанием марганца в эталонных пробах и в воде озера Badovci, которое находится вне зоны влияния золоотвала.