В своем индивидуальном разделе я хочу рассказать о восхитительном историческом месте — о храмовом комплексе Ангкор Ват, в котором мне посчастливилось побывать. Человека всегда интересовала история, всегда было интересно что было до того, как наступило сейчас. Узнавая исторические факты, человек что-то применял на практике, так как определенные вещи были потеряны с течением времени, а что-то просто пытался разгадать: как это было создано, как устроено, т. е. пытался докопаться до истины. Например, и по сей день не известно, как были построены пирамиды, каким образом были установлены обелиски в Луксоре. Естественно, есть определенные теории относительно всего, но не зависимо от этого, подобные вещи всегда будут интересны для человечества. Огромный храм Ангкор Ват с остроконечными башнями — чудо симметрии. Символизирует священную гору из индийской мифологии. Вокруг храма находятся рвы, которые символизируют океаны, омывающие подножья божественной горы. Ангкор Ват — самый огромный храмовый комплекс в мире. Интересен он своими галереями, башнями, павильонами и воротами, богато украшенными резьбой по камню, но все они уступают по величию центральному храму.
К содержанию
В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) — города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры. [1]
Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже — это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей.
Рисунок 1. Самый красивый храм комплекса — Ангкор Ват
Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.
Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) — находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями.
Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов.
Самая популярная фигура, которая здесь встречается — это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.
Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60 – метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов. [2]
Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura — подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег. [2]
От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.
Рисунок 2. Башни Ангкора, являющиеся символом Камбоджии
Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания — это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками — два бассейна (65 – 50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).
Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы. Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100 – 115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.
Рисунок 3. Ангкор
Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая — одна в центре каждой стороны и 2 по углам — поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.
К содержанию
Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы.
Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно — примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») — жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.
Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города — еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго – Восточную Азию в I веке н. э.
Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. [2]
Как возводился комплекс не известно — не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец – храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.
К содержанию
Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина — почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса — различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами — соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли … [1]
Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.
Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда – либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.
К содержанию
Рисунок 4. Ангкор после дождя