Мои увлечения



Рукоделие

Едва ли есть высшее из

наслаждений, как наслаждение творить.

Гоголь Н. В.

Рукоделие – очень широкое понятие. Его сложно поставить в рамки. Ведь это и произведение искусства, и забытый промысел одновременно.

Рукоделие – увлекательнейшее занятие, являющееся разнообразным и многообразным видом творчества. Это творческий труд, который доставляет удовольствие, создает хорошее настроение. Основными причинами занятия этим видом искусства являются: умиротворение, креатив, созидание, красота, увлечение, повод для гордости и т. п.


Бисероплетение

Два мира есть у человека,

Один – который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Заболоцкий Н.

Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества.

Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. А около 4го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие.

Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. С конца 18в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.

Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники. В настоящие время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Изделия, изготовленные вручную из бисера, высоко ценятся в Украине, Белоруссии, России и за рубежом[1].


Вышивка бисером

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.

Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.

Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны».

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.

«Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика: природа (пейзажи, натюрморты), духовное направление (иконы, церкви), копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский и др.) мир животных и птиц.

Вышивание – это творческий процесс, требующий внимания, аккуратности, но а самое главное желения. В народе существует такая пословица: «Рукам работа – душе праздник» [2].


Вязание

Вязание – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, возникший более 3000 лет назад и столь популярный в наши дни.

По мнению ученых, история вязания зародилось в 4 в н.э. Первой вязаной вещью принято считать вязаный пояс, найденный археологами в Перу. Изучив пояс, ученые пришли к выводу, что изделие связано очень качественно, совершенно без недостатков. Позднее, вязаные изделия, идеальные по качеству вязки, были найдены в Египте и ряде других арабских стран. Поэтому изобретателями современных техник вязания принято считать арабов ( к этому мнению склоняются большинство ученых).

Существуют упоминания об истории вязания, связанные с европейскими странами: Испания, Франция, Германия, Англия. Европейскими и Балтийскими странами вязание было принято в 16 веке. В то время, обладать вязаной вещью мог человек, занимающий высокий пост. Повсеместно вязаные вещи не были доступны.

Кроме вышеописанного бытует мнение, что история вязания берет свое начало в Китае, а методы и техники вязания заимствованы из образцов китайских вязаных кукол.

Нет однозначного мнения и о родоначальнике вязания: имеют место факты, подтверждающие, что первоначально вязание было мужским занятием, но также есть доказательства, указывающие на принадлежность женщины к данному виду искусства.

В наше время вязание является одним из самых распространенных способов борьбы со стрессом по научному - «спицетерапия». Что подтверждается исследованиями и социологическими опросами женщин разных стран мира.

Связать можно все, на что хватит терпения и фантазии: одежда, обувь, аксессуары, пледы, игрушки, цветы и многое другое, причем как спицами, так и крючком.

Выделяют вязание ручное (спицами, крючком) и вязание машинное ( с применением вязальной машины ). Изделия ручной вязки гораздо более дорогие по цене, в отличие от изделий, связанных машинным способом.

Нельзя определить лучший, либо более легкий способ рукоделия, применительно к вязанию спицами или крючком. Приверженность мастера к одной или к обеим техникам вязания зависит от характера мастера, его воображения, индивидуальных особенностей личности. Обе техники широки и многогранны, не имеют границ совершенства, этим и определяется интерес широкого круга лиц к вязанию в настоящее время [3].

Мой опыт

Будучи еще ребенком я увлеклась плетением феничек, потом это увлечение переросло в нечто большее. С помощью ниток, проволоки, лески и бисера в моих руках стали оживать цветы, насекомые и др.

В 15 лет мне очень захотелось вышить картину бисером. Для это мне необходимо было нарисовать ее на ткани, затем подобрать бисер по цветам и оттенкам, и затем долго и старательно вышивать. Мои старания увенчались успехом.

Вязание меня привлекло с раннего детства, наблюдая за бабушкой и мамой мне тоже очень хотелось этому научиться. С 6 лет мне это удалось. Сначало я училась набирать петли, провязывать несколько рядов, затем небольшие образцы, и теперь я вяжу одежду для сынишки. И это доставляет мне огромное удовольствие.

Занятия рукоделием доставляет удовольствие, создает хорошее настроение и гармонию.

Все картинки, представленные на данной странице являются моими работами.

Литература

  1. Бисероплетение [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biser.iatp.by/istoriu.html

  2. История вышивки бисером [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.livemaster.ru/topic/9728-istoriya-vyshivki-biserom

  3. Вязание [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ok-podarok.ru/Enciklopediya-Hand-Made/faq-vyzanie.html