|
||||||
Сальвадор Дали
|
||||||
За что я люблю Дали? Прежде всего, за «огонь в глазах», за то, как он умеет любить жизнь, за его самоотверженность, за невероятную силу воли идти против всех в своем «безумии» с верой в то, что делает. Он непонятен, далек от всех, потому что его творения далеки от реальности, его фантазия безгранична, в его работах нет ни логики, ни рациональности, но каждая малейшая деталь имеет свое место и свой смысл. Кто еще был способен вызвать столько эмоций, такую бурю восторгов и негодований? Он не безумен, он умен! Он не талантлив, он гениален! Дали — гений сюрреализма
«Сюрреализм — это Я!»
Сальвадор Дали (Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Púbol) — стал одной из самых одиозных и эксцентричных фигур XX века. Рожденный 11 мая 1904 года, Сальвадор Дали дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто — и причиной этих изменений [1]. О появлении Дали в сюрреализме рассказать лучше, чем сделал это он сам, невозможно: «Но вот случилось то, чему суждено было случиться, — явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской “волей к власти”, он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности». Сюрреализм Дали не различал каких-либо отдельных сторон бытия: все, что соприкасалось с его Сюрреалистическим Творчеством, превращалось в нечто новое. Дали не делал исключений ни для чего: он писал любовь и сексуальную революцию, историю («Лицо войны»), технику («Расщепление атома»), общество («Загадка Гитлера»), религию («Христос святого Хуана де ля Крус»). Границ для него не было: области, которые затронул Дали, простирались от кулинарного искусства до науки. И во всем этом он находил такие образы, которые шокировали человечество — абсолютно все, что изображала кисть этого истинного сюрреалиста, превращалось в причудливые, невиданные ранее образы [2]. «Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я - Сальвадор Дали» «Обожаю умных врагов» «Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других» «Я до неприличия люблю жизнь» «Магия не в самих вещах, а в отношениях между обыкноенными вещами» «Всё, что я обещаю, я делаю - когда-нибудь. Всё, что хочу, сбывается - рано или поздно» Так писал Сальвадор Дали. Из его высказываний — броских, умных и противоречивых — можно составить книгу. Потому что он был, пожалуй, универсальным гением, а писательством занимался из-за своей недостаточной одаренности как живописца. Это он и сам признавал, хотя любил называть себя гением: «...Я часто думаю, что ведь куда труднее (а значит, и достойнее) — достичь того, что я достиг, не обладая талантом, не владея ни рисунком, ни живописью. Именно поэтому я считаю себя гением. И от слова этого не отступлюсь, потому что знаю, чего это стоит, — без никаких данных сделаться тем, что я есть» [3]. В его адрес высказано множество восторженных слов — в полном соответствии с его целью оставаться постоянно перед публикой, будоражить и эпатировать, возмущать и восхищать ее. «Дон Сальвадор всегда на сцене!» — восклицал он. Порой кажется, что, и создавая свои многочисленные картины, он входил в роль живописца; откровенно играл со зрителем, предлагая разгадывать символы или находить изображения, возникающие из соединения разобщенных фигур [3]. Однажды, когда журналист задал Дали вопрос: «Что такое сюрреализм?», прозвучал его известнейший ответ: «Сюрреализм — это Я!». Сегодня фраза, брошенная Дали в 1936 году после ссоры и исключения из группы сюрреалистов, сегодня уже не кажется слишком самонадеянной. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов, Сальвадор Дали создавал резонанс во всех областях искусства, где начинал свою деятельность [2]. Театр-музей Дали в Фигерасе
Шалтай - Болтай сидел на стене
Шалтай - Болтай свалился во сне Фигерас представляет собой небольшой провинциальный городок в испанской Каталонии, с небольшими церквушками, узкими улочками и двумя центральными площадями – Галлы и Сальвадора Дали. В 1974 году в здании старого театра, построенного в XIX столетии, открылся музей великого художника, построенный им самим. Здесь собрана наибольшая коллекция его произведений. Эта достопримечательность является основной в Фигерасе и ежегодно привлекает множество туристов [5]. Когда Дали задумывал свой музей, он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности. Попади кэрролловская Алиса в этот музей, вряд ли Страна чудес и Зазеркалье так уж удивили бы ее. Здесь, в театре-музее, мир зазеркалья причудливым образом переплетается с реальностью. Сюрреалистичные белоснежные яйца с инкрустацией из золотистых караваев, расположившиеся вереницей вдоль ярко-красной стены и на карнизе башни Галатеи, и сферический купол, организованный над пространством сцены, построенный по проекту архитектора Эмилио Перес Пиньеро, - весь архитектурный облик здания находится в тесной взаимосвязи с произведениями Дали и создают атмосферу измененной внешнего и внутреннего мира. Каждая в отдельности картина мастера, представленная в коллекции театра-музея, способна претендовать на роль «жемчужины», собственно как и само сдание театра. Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым. Вторая мистическая часть здания — прозрачный сферический купол [2]. Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна [2].
Помимо работ Дали, в экспозиции музея есть картины и других представителей мира искусства, которых художник считал своими учителями. Например, в зале шедевров можно увидеть полотна Эль Греко, Эвариста Вальеса, Антонио Питчота, Жерара Ду, Марселя Душама и других [3]. Экскурсию по музею можжно продолжать бесконечно, каждое творение хранит множество тайн и секретов, а все "приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон." Творения Сальвадора Дали
— Это очень трудно — писать картины?
— Это либо легко, либо невозможно....
За свою долгую эпотажную жизнь Дали написал сотни картин, каждая из которых - загадка. Создав свой собственный, сюрреалистичный мир, Дали наполнил его фантасмагоричными существами и мистическими символами. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера, «переезжают» из одной его работы в другую на протяжении всей творческой жизни.(о наиболее популярные из них можно прочитать здесь) [1].
Центральное место в его картинах занимала жена и муза Гала Дали. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Не исключением стал и Сальвадор, любивший ее всю жизнь. Извеснейшие картины такие как "Тайная вечеря" и "Атомная леда" написаны с нее [2]. Среди картин оставшихся в моей памяти также "Живой натюрморт", "Пара с головами, полными облаков", "Фигура у окна" хотя она написана в несвойственном Дали реалистическом стиле, в ней присутствует аура пустоты и одновременно чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины. 1. Жизнь и творчество Сальвадора Дали |
||||||
Автобиография |
Резюме |
Реферат |
Библиотека |
Перечень ссылок |
Отчет о поиске
ДонНТУ - Портал магистров |