Магистр ДонНТУ Лузанова Юлия Владимировна
Лузанова Юлия Владимировна

Факультет: Компьютерных наук и технологий

Специальность: Системное программирование

«Характеристика и общие сведения о службе мгновенного обмена сообщениями ICQ»

 


           Общие сведения об ICQ

     ICQ — компьютерная прикладная программа с графическим интерфейсом пользователя, официальный клиент службы мгновенного обмена сообщениями через Интернет. В отличие от другого средства общения - электронной почты (Email), сообщения передаются друг другу мгновенно с минимальными затратами Интернет-трафика. Название ICQ произошло от английской фразы "I seek you" - "Я ищу тебя". На слух это читается "ай-сик-ю". Пользователи часто используют также названия "ася", "асечка" и другие [1].

           Логотип ICQ

     ICQ и её логотип — достаточно известный и узнаваемый бренд. Логотип представляет из себя стилизованное изображение цветка ромашки с диском жёлтого цвета и восемью лепестками, семь из которых окрашены в зелёный цвет, а один — в красный. Логотип ICQ
     Это изображение используется не только в качестве логотипа службы, но и в интерфейсе официального клиента для визуализации процесса подключения клиента к серверу, а также как идеограмма статусов присутствия [2].

           Особенности ICQ

     ICQ является централизованной службой мгновенного обмена сообщениями, использующей протокол OSCAR. Пользователь службы работает с программой-клиентом (т. н. мессенджер), запущенной на устройстве, соединённом с сетью Интернет. Мессенджер подключается к серверу. Через сервер осуществляется поиск и связь с другими клиентами, а обмен служебными данными, сообщениями между пользователями может осуществляться как через сервер так и без его участия. Как и в большинстве мощных сетевых систем, обслуживающих огромное количество клиентских запросов, этот сервер не единственный и некоторые из них являются кластерами серверов. В случае, если в момент отправки сообщений адресат не находился в сети, они будут сохранены службой и доставлены адресату, как только тот подключится к сети. История сообщений на серверах не сохраняется, и может храниться только локально программой-клиентом на устройстве пользователя, и быть доступной через её интерфейс.
     Переписка в ICQ не является конфиденциальной, даже несмотря на то, что активных собеседников, как правило, двое. В соответствии с правилами пользования сервисом, все права на передаваемую в рамках сервиса информацию передаются AOL Inc., в том числе права на публикацию и распространение по своему усмотрению. Факт использования сервиса означает принятие пользователем этих условий.
     Аккаунт не может быть удалён из системы, хотя такая возможность существовала до 2002 года. Максимально можно иметь 1000 контактов [2].
     Пользователи ICQ опознаются по уникальному идентификационному номеру (UIN); при этом номера выдаются в порядке возрастания. Короткие и просто красивые номера ICQ (например, номера, состоящие только из одной, двух повторяющихся цифр, зеркала: 111111, 121121 и др. ) часто становятся предметом торговли или кражи [3].

           Краткий обзор ICQ-клиентов

     За годы существования ICQ выпустила множество клиентов и претерпела множество изменений. В развитии ICQ можно выделить 3 главных вехи — это выпуск ICQ 2003b, выпуск ICQ 4 и выход ICQ 6. Начиная с версии ICQ 4 появилась реклама, демонстрируемая в окошках диалога.
     Помимо официальных клиентов, предоставляемых компанией AOL и её партнерами, существует целый ряд неофициальных клиентов, создаваемых сторонними разработчиками. На Западе известны десятки и десятки ICQ-совместимых клиентов (Ayttm, CenterICQ, LICQ, NanoICQ и прочие), у нас в ходу три типа альтернативных клиентов — Miranda, R&Q и QIP. Среди успешных западных проектов можно назвать MSN и Yahoo! Messenger — по некоторым данным, популярность их местами перекрывает ICQ.
     ICQ в Китае заблокирована, однако пользователи могут пользоваться китайским аналогом — QQ [2].
     Преимуществом альтернативных клиентов является то, что они избавлены от назойливой рекламы. По своей структуре и философии все клиенты сильно разнятся [4].
     В мировом рейтинге абсолютный лидер среди мессенджеров QQ - при этом абсолютное большинство пользователей - китайцы. Далее идут Windows Live Messenger, Yahoo! Messenger, Jabber, AIM, ICQ, Skype, Gizmo5 и др. Рейтинг и массовая доля мессенджеров постоянно меняется.
     Все мессенджеры, за исключением Google Talk и частично Gizmo5, расточительно используют системную память. Трафик в основном все клиенты используют умеренно (кроме Gizmo5) [5].
     По статистике за 2010 год самым популярным в России сервисом обмена мгновенными сообщениями стал "Mail.ru агент" с аудиторией 10,86 млн уникальных пользователей. Мессенджер Mail.ru лишь ненамного опередил принадлежащий медиа-холдингу РБК клиент QIP — аудитория последнего достигает 10,22 млн человек. На каждого из двух лидеров приходится почти половина общей аудитории мессенджеров в России, которая в марте достигла 23,42 млн пользователей — 46,4% и 43,7% соответственно [6].

           История успеха ICQ

     В 1996 году, молодая и малоизвестная Израильская компания Mirabilis, основанная четырьмя студентами, запускает программу интернет-пейджер — ICQ, совершив тем самым, настоящую революцию в области общения в Интернете. Программа распространялась бесплатно и служила для обмена мгновенными сообщениями. Начальной аудиторией были в основном подростки. Распространялась она с катастрофической скоростью и уже к середине года имела более миллиона пользователей. Mirabilis даже не пытались раскручивать свой проект и соответственно не вкладывались в рекламу.
     Особенностью ICQ являлось то, что для связи с собеседником не требовалось его присутствие в Интернете. В любом случае, сообщение дойдет до адресата при следующем выходе в Интернет. В то же время, в ICQ можно общаться и в режиме реального времени. Грубо говоря, ICQ совмещает в себе возможности электронной почты и чата [7].
     ICQ вплотную заинтересовалась компания America Online, более известная под аббревиатурой AOL. Microsoft также проявляла огромный интерес к ICQ, но досталась она не им, а компании AOL. Огромная корпорация в июне 1998 года приобрела ICQ за сумму в 289 миллионов долларов наличными.
      Microsoft предпринимала попытки переманить пользователей ICQ:
      - Пыталась сначала разработать IM протокол, который был бы привлекательней ICQ.
      - Пыталась купить компанию, но получила отказ.
      - Пыталась сделать протоколы совместимыми (чтобы пользователи Windows Messenger могли общаться с пользователями ICQ), но владелец ICQ каждый раз менял протокол.
     В результате Microsoft отказалась от своих планов.
     С середины 2008 года до начала 2009 года служба ICQ производила технические изменения в протоколе, фактическим следствием которых становились перебои в работе неофициальных клиентов. В разное время СМИ сообщали о сбоях в работе сервиса, в результате которых он на некоторое время становился недоступным для пользователей.
     Май 1997 — 1 миллион регистраций, 100.000 человек онлайн; Февраль 1999 — 1 миллион одновременных подключений; 1999 год, декабрь — 50 миллионов пользователей; Март 2007: активных пользователей — 22 миллионов, всего — 150 миллионов [4].
     В апреле 2010 года инвестиционный фонд Digital Sky Technologies (DST), заключил соглашение с AOL о приобретении сервиса ICQ за 187,5 миллионов долларов. DST принадлежит также значительная доля в Mail.Ru, а также в социальных сетях «Одноклассники.ру», «ВКонтакте» и Facebook [8].
      QIP, как и другие бесплатные мессенджеры, использует протокол ICQ без заключения договора с компанией, раньше официально партнерами ICQ в России являлись порталы Rambler и Яндекс. Сейчас представители DST заявили, что перед нынешними владельцами стоит задача легализовать все неофициальные ICQ-клиенты. Первым из них стал мобильный клиент Nimbuzz, на очереди Pidgin для Linux и Adium для Mac OS X [9].

           Сокращение аудитории ICQ

     За 2009 год рыночная доля ICQ сократилась сильнее, чем у ближайших конкурентов
     Ежемесячная аудитория ICQ во всем мире с декабря 2009 года по декабрь 2010 года сократилась на 35 % (17,6 млн.чел) и составила 33,5 млн человек. В России к декабрю 2010 года аудитория составила 16,4 млн человек (сократилась за год на 9 %) [2].
     Аудитория всех мессенджеров в мире сократилась в 2010 году на 8%, а с учетом роста общей аудитории интернета - на 15%. Единственное исключение - китайский мессенджер QQ, аудитория которого растет. Падение аудитории ICQ — часть общемировой тенденции. Все большее количество пользователей интернета предпочитают использовать в качестве средства коммуникации социальные сети. ICQ отстала по части мессенджеров для мобильных устройств, которые стабильно увеличивают долю рынка. Новые пользователи интернета, особенно молодежь, вообще не заводят мессенджеры, а сразу начинают общаться в социальных сетях [10].

           Перечень ссылок:

1. Что такое ICQ? История создания ICQ
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uin.wen.ru/faq/chto-takoe-icq.html.
2. ICQ
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ICQ.
3. Виды номеров ICQ
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ofa.ucoz.ru/publ/icq/vidy_nomerov_icq/5-1-0-50.
4. История развития ICQ
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://icq.su/history/.
5. Сравнение мессенджеров (IM)
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riko.ws/?p=164.
6. Опубликован рейтинг популярности IM клиентов в России
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.securitylab.ru/news/393407.php.
7. История создания ICQ
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://beregovo.info/s-001/index-12.htm.
8. Российский инвестфонд приобрел сервис мгновенных сообщений ICQ
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grani.ru/Internet/m.177563.html.
9. Руководство ICQ договаривается о сотрудничестве с создателями альтернативных мессенджеров
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/blogs/im/113704/.
10. ICQ растеряла миллионы клиентов
     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2011/03/01/229559.