По сравнению с традиционными методами контроля знаний студентов компьютерный контроль обладает явными преимуществами. Одно из них – сокращение времени,
необходимого для проверки и оценки качества заданий, выполненных обучаемыми, а также на анализ полученных данных. Немаловажно и то, что компьютерный
контроль в отличие от традиционных методов проверки усвоения учебного материала может использоваться в группах студентов любой целесообразной численности.
Изучение научной литературы, а также практического опыта Нижегородского государственного технического университета, других вузов Нижнего Новгорода показало,
что в настоящее время разработаны и реализуются разнообразные программные средства организации контроля знаний студентов. Как правило, они ориентированы
на широкий круг пользователей, не имеющих специальной подготовки в области программирования. Несмотря на это существующие программные средства позволяют
преподавателям конструировать тесты и обеспечивают обратную связь со студентами.
Авторами настоящей статьи установлено, что более 70% преподавателей для оценки качества знаний студентов и повышения эффективности учебного процесса осуществляют дидактический мониторинг.
Следует отметить, что дидактический мониторинг – это относительно новый инструмент в системе образования, хотя различные технологии оценки качества обучения реализовывались
и ранее. Наши наблюдения и анализ их результатов позволяют сделать вывод, что он создает предпосылки для системной оценки качества обучения и как результата,
и как процесса. Это объясняется тем, что объектом мониторинга может выступать не только отдельно взятый студент, но и группа, а также целый студенческий поток.
Вследствие этого, как показал опрос профессорско-преподавательского состава вузов, мониторинг качества обучения позволяет:
– сравнивать объективные оценки уровня усвоения учебного материала и субъективные оценки преподавателя на экзамене;
– оперативно вносить изменения в организацию и содержание контроля знаний и в сам учебный процесс;
– выявлять студентов с низким уровнем подготовки и разрабатывать систему мер для поддержки их обучения с целью сохранения контингента.
Анализ практики подготовки специалистов показывает, что система контроля знаний студентов в форме мониторинга обладает существенными достоинствами. Среди них наиболее очевидны:
– возможность учета всех видов работ студента в течение семестра (типовые расчеты, зачетные работы, тесты, посещаемость);
– обеспечение единства требований по отношению к каждому студенту;
– возможность реализации принципа гласности и наглядности результатов оценки;
– развитие навыков самостоятельной работы студентов при выполнении типовых расчетов и стимулирование качественного изучения
ими теоретического материала не только в процессе промежуточного контроля, но и в течение всего учебного семестра и на всех видах занятий;
– стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов с целью формирования их оценочного потенциала, влияющего на результаты промежуточной аттестации.
Анализ теории и практики осуществления дидактического мониторинга в ряде вузов Нижнего Новгорода показал, что наиболее широко применяется метод компьютерного тестирования как обладающий существенными преимуществами перед традиционными способами контроля.
Инструментом измерения учебных достижений студента в случае использования этого метода является правильно сконструированный дидактический тест, который
соответствует не только предмету обучения, но и его задачам, а также служит реализации системного подхода к изучению учебной дисциплины.
Компьютерное дидактическое тестирование в большинстве вузов используется, как правило, лишь как средство объективного контроля знаний после завершения изучения
каждого раздела (модуля) учебной программы по дисциплине.