Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (РОСАККРЕДАГЕНТСТВО) предложило ВУЗам поучаствовать в программе «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального
образования». Официальный сайт www.fepo.ru Анализ участия обучающихся подобного предложения мы осуществили на протяжении 3 семестров
в период 2007-2008 годов в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Братский государственный университет».
За это время в тестировании приняло участие около 30 групп студентов, более 10 специальностей (это только те группы непосредственными руководителями
(преподавателями) которых мы являлись). Такие группы как: «Энергетические системы и сети», «Энергоснабжение предприятий», «Лесоинженерное дело», «Технология деревообработки»,
«Технология машиностроения», «Информационные системы и технологии», «Вычислительная техника», «Прикладная математика и информатика», «Математика»,
«Городское строительство и хозяйство», «Строительные технологии», «Промышленное и гражданское строительство», «Экспертиза и управление недвижимостью» и др.
Вначале немного теории [1]. Компьютерное тестирование все шире используется в педагогической практике. Возможно, вскоре оно почти вытеснит традиционные методы
(типа "карандаш – бумага"). И вот почему.
1) Компьютерное тестирование экономит много времени (это, вероятно, самое главное). Задача тестируемого – просто нажимать клавишу, соответствующую выбранному ответу.
В результате компьютер выдает готовый результат. На всю процедуру, включая обработку результатов, уходит значительно меньше времени, чем при обычном тестировании.
Такая экономия времени особенно ценна при работе с группой тестируемых. Можно одновременно усадить за компьютер большое число людей и оперативно получить нужные данные.
2) Экономятся силы тестирующего – ему не приходится заниматься рутинной работой (заготовка бланков, инструктаж тестируемого, выдача заданий, ведение протокола, подсчет
и обработка результатов).
3) При наличии хорошо отлаженной программы компьютерное тестирование практически исключает ошибки при обработке результатов – машина всегда использует один и тот же алгоритм,
она не отвлекается и не утомляется.
4) Появляется возможность накопления и сохранения электронной базы данных. Унифицированная база данных удобна для анализа и заменяет собой огромные кипы экспериментальных бланков,
отчетов и заключений.
5) При использовании стандартизованной компьютерной программы условия проведения тестирования не зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния экспериментатора,
что, несомненно, повышает "чистоту" диагностической процедуры.
6) Тестируемому, некого стесняться – компьютер не может ни оценочно, ни эмоционально реагировать на не самые удачные ответы.
Как мы видим, достоинств у компьютерного тестирования немало. Но наряду с преимуществами у компьютерных методов есть и свои недостатки.
1) Общение человека с компьютером имеет свою специфику, и не все одинаково спокойно относятся к компьютерному тестированию.
Например, если процедура тестирования затянется или содержание теста не заинтересует человека, положительный настрой может смениться противоположным:
будут утомлять и раздражать однообразие и монотонность работы, "глупость" вопросов и заданий. Иногда негативное отношение к компьютерному тестированию
бывает вызвано и отсутствием обратной связи. А когда тестируемый человек не получает обратной связи, возрастает вероятность ошибочных ответов (можно
неверно понять инструкцию, перепутать клавиши для ответов и др.).
Были проведены специальные исследования, чтобы определить, как люди относятся к компьютерному тестированию. Оказалось, что у некоторых людей возникает
так называемый эффект психологического барьера, а у некоторых – эф¬фект сверхдоверия. Бывает, человек вообще не способен справиться с заданием потому,
что "боится" компьютера. Возможно и включение психологических защитных механизмов, связанных с нежеланием тестируемого раскрываться, стремлением избежать
излишней откровенности или намеренным искажением результатов.
2) При компьютерном тестировании специалисты имеют дело только с полученными результатами. Они не видят тестируемого, не общаются с ним, а значит,
не владеют о нем дополнительной информацией, не могут выяснить его действительный объем знаний.
Так что результатам, полученным с помощью компьютерного тестирования, следует доверять с некоторыми оговорками [1].
Литература
1. Зырянова Н. М. «О плюсах и минусах компьютерного тестирования» // Кадровый менеджмент. № 1(5), февраль 2003 г.