В условиях усиления конкуренции на региональных рынках, а также тенденции роста цен на энергетические, сырьевые и трудовые ресурсы возникает необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности товаров, производимых в данном регионе, и включение в стратегии предприятий управления процессом формирования затрат с целевой ориентацией на цену потребителя [1].
Мировая экономическая наука накопила существенный опыт как в области теоретических исследований и методологии управления процессами формирования затрат, так и в практических мероприятиях по созданию эффективных систем их реализации [2]. Указанные проблемы нашли отражение в работах таких авторов как В.А. Белобородова, И.А. Бланк, С.Ф. Голов, К. Друри, Н.П. Кондратьев, А.В. Кузьминский, Б. Нидлз, В.Ф. Палий, В.В. Сопко, А. Томпсон, Дж. Формби, Д. Хан, М.Г. Чумаченко и др. Однако в названных работах основное внимание уделяется внутрипроизводственных издержек.
В условиях глобальных рыночных отношений, быстро меняются, одним из основных направлений повышения конкурентоспособности продукции является управление логистическими затратами, рассматриваемая применительно науки – логистики, теоретические и практические проблемы которой нашли отражение как в трудах зарубежных и отечественных ученых: Б.М. Андрушкива, В. П. Белоуса, Л. Бокка, М.П. Войнаренко, А.М. Гаджинський, В.М. Гееца, О.В. Глогуся, Е.А. Голикова, М.П. Гордона, Н. Т. Грынива, М.И. Нижнего, В.Е. Казака, Е.В. Крикавского, М. Кристофера, И.М. Петровича, А.Н. Родниковая, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, И.В. Сиренко, П. Сокола, Н.И. Чухрай и др. Вместе с тем проблема управления логистическими затратами остается малоизученной.
Необходимость развития соответствующего теоретически-методического обеспечения этих научных задач обусловила выбор темы исследования и обусловила его актуальность.
Основная цель работы заключается в развитии теоретических основ управления затратами предприятий в системе логистики, обосновании и разработке методических подходов и практических рекомендаций по применению его инструментов украинскими предприятиями. Для достижения цели необходимо последовательное решение следующих задач [3]:
- Определить сущность и содержание логистических издержек в повышении конкурентоспособности продукции на современном этапе формирования рыночных отношений;
- Выявить основные принципы и особенности интеграции материальных и информационных потоков в каналах продаж;
- Выявить особенности формирования полной цепочки затрат в условиях усиления конкуренции на региональных и национальных рынках;
- Определить методические подходы к формированию интегрированной системы управления материальными потоками и оценки ее эффективного функционирования;
- Оценить влияние расходов, которые формируются на разных этапах цикла доведения ее до потребителя, на конкурентоспособность продукции;
- Обобщить зарубежный опыт использования современных систем распределения продукции;
- Оценить возможности использования зарубежного опыта создания систем распределения в условиях рыночных отношений, развивающихся в Украину, и разработать предложения по его использованию в нашей стране;
- Разработать предложения по совершенствованию управления процессом формирования логистических затрат предприятий на региональном уровне;
- Рассмотреть перспективы создания региональных логистических центров распределения, как одного из направлений снижения логистических издержек предприятий.
Объект исследования – затраты туристических предприятий в системе логистики. Предмет исследования – принципы и методы управления логистическими затратами туристических предприятий. Методологические основы исследования. Теоретической базой работы являются объективные законы и фундаментальные положения экономической теории, теории управления, научные труды отечественных и зарубежных ученых.
Для достижения поставленной цели нужным является использование таких научных методов: теоретического обобщения, анализа и синтеза, системного анализа, статистические и графические методы, методы имитационного моделирования и корреляционно-регрессионного анализа [4]. Информационная база исследования: законодательные акты Верховной Рады Украины, статистические данные Государственного комитета статистики Украины, специальная экономическая литература, материалы научно-практических конференций, справочные материалы, публикации периодических изданий [5]. Научное и практическое значение работы.
Практическое значение состоит в том, что они позволят повысить эффективность управления логистическими затратами туристических предприятий в условиях нестабильной внешней среды и способствовать более обоснованному принятию управленческих решений по финансированию логистических издержек. Возможна апробация. Основные положения работы будут докладываться и обсуждаться на национальных и региональных студенческих научно-практических конференциях.
В первом разделе "Теоретические аспекты формирования затрат предприятий в системе логистики" проанализированы и сравнены подходы отечественных и зарубежных ученых-экономистов к определению сущности логистики и логистических издержек предприятий, а также роли интегрированного подхода к осуществлению управления материальными, финансовыми и информационными потоками [6]. Проведенные теоретические исследования показали, что необходим пересмотр традиционного логистического подхода, основанного на специфических функциях бизнеса: закупках, производстве и продажах. Это вызвано существенными изменениями в мировой экономике, характеризуются следующими факторами:
- Обострением мирового кризиса сбыта всех товаров и услуг;
- Ростом интенсивности и сложности материальных и информационных потоков;
- Увеличением количества новых технологий, применяемых в хозяйственной деятельности;
- Повышением требований к качеству и надежности конечных продуктов предприятия [7].
Для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности функционирования отечественных предприятий в работе ставится задача совершенствования логистической системы и создание логистических центров. Во второй главе "Оценка и обоснование направлений внедрения логистики» будет проведена идентификация и диагностику структурных элементов логистического цикла и будет осуществлена оценка развития логистических услуг на национальном и межгосударственном уровнях, при этом запланировано обосновать, что распределение продукции является одной из важнейших составляющих функционирования предприятия на рынке [8].
В третьем разделе "Организация систем управления логистическими затратами предприятий" будет сформирована рекомендации по осуществлению поэтапного привлечения потребителей логистических услуг в зависимости от срока реализации проекта. На основе выборочного анализа предполагается определять круг первичных потребителей и возможных акционеров (в случае создания акционерного общества). Критериями отбора при этом являются объемы продаж услуг, сезонность, тип транспортировки, эффективность взаимодействия с логистическим центром. Запланировано сформировать предложения по созданию основного ядра системы с возможностью присоединения новых участников логистической сети [9, 10].
Литература
1. Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993. - 97с.
2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений.-2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 142с.
3. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. - 85с.
4. Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998. - 56с.
5. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,1995.-84с.
6. Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993. - 49с.
7. Берков М.В. Информационные технологии в логистике, М.:Фин. и статистика, 1999. - 135с.
8. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.- Ростов, 1992. - 128с.
9. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления., 2000. - 235с.
10. Гвозденко А.А. Логистика в туризме: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2004. - 52с.
11. Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. - 114с.