Актуальность
В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является внедрение в предприятии логистической системы, которая позволит следующее:
• максимальное сократить время хранения продукции;
• сократить время перевозок;
• рационально распределить транспортные средства;
• быстро реагировать на требования потребителей;
• оперативно обрабатывать и выдавать информации.
Предмет исследования
Предметом исследования выступают логистические системы и способы их внедрения в украинские предприятия с целью улучшения их функционирования.
Научная новизна
Сегодня в некоторых секторах отечественного рынка настала эра подлинной конкуренции, т. е. конкуренции, связанной не только с ценой и качеством товаров, но и с качеством обслуживания. По иронии судьбы именно в этой части традиционная (советская) логистика начисто игнорировала человеческий фактор, оставляя заказчика один на один с трагическим вопросом: «Кто сшил костюмчик?» [2].
Практическая значимость
Применение логистических систем позволит украинским предприятиям не только повысить свою рентабельность, но и завоевать доверие потребителей.
Анализ последних исследований и публикаций: первопроходцами в этом направлении являются Д. Бауэрсокс, Д. Клосс, которые заключили свои труды в книгу «Логистика. Интегрированная цепь поставок», которая неизменно переиздается в США с 1974 г. В Украине, развитию логистики так же посвящено не мало публикаций, а именно:
— Состояние и тенденции развития логистического рынка в сегменте FMCG. Новые условия договоров для клиентов логистических провайдеров, Олег Каленский, Директор по стратегическому маркетингу и продажам, компании «УВК».
— Логистический аудит как технология повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия на примере украинского ритейла, Андрей Радченко, Председатель Правления «Украинской Лиги Логистики и Складирования»; содокладчик Валерий Юхимов, Директор Компании «ЛК Центр».
— Повышение эффективности управления цепочками поставок, Кирилл Руднев, Директор по продажам компании Smart Business.
— Практика снижения рисков на стыках логистических цепочек, Артём Скоробогатов, Руководитель логистического направления «Международной Юридической службы», Международная ассоциация Forwarderlaw.
Так же можно выделить несколько зарубежных публикаций посвященных логистике в Украине:
— Бизнес-кейс: построение комплексного логистического решения для украинского импортера, Феликс Херсонский, начальник департамента маркетинга и продаж AsstrA Logistics AG (Цюрих, Швейцария).
Специальный доклад: «Проект TRACECA при поддержке Евросоюза», Джон Стандингфорд, транспортный эксперт Проекта Евросоюза «Международные логистические центры между Европой, Кавказом и Азией».
Первые упоминания о «логистике» относят еще к временам Древней Греции, Византии и Римской империи, где этот термин в основном означал распределение продовольствия или снабжение военных формирований необходимыми ресурсами.
В начале
Основными из них являются следующие:
• революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);
• глобализация рынка;
• изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
• повсеместное распространение философии TQM (тотальное управление качеством);
• рост партнерства и стратегических союзов [1],[5].
Логистика стала использоваться во многих отраслях производственно и человеческой деятельности.
Логистика внутри предприятия непосредственно связана с понятием материального потока. Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.). Классифицировать материальные потоки можно по следующим принципам:
— Отношение к логистической системе:
• внешний;
• внутренний;
• входной;
• выходной.
— Состав материальных ценностей:
• одноассортиментный;
• многоассортиментный.
— Масштабность:
• массовый;
• крупный;
• средний;
• мелкий.
— Характер и массивность грузоединиц:
• тяжеловесный;
• легковесный.
— Степень совместимости грузоединиц потока:
• совместимый;
• несовместимый.
— Консистенция грузоединиц потока:
• насыпные грузы;
• наливные грузы;
• наволочные грузы;
• товарно-штучные грузы [2].
В условиях рыночной экономики выживаемость предприятий, завоевание ими конкурентных преимуществ возможны лишь при условии их обязательной непрерывной организационно-технической перестройки с целью приближения реально существующего производства к его оптимальному проекту, соответствующему достигнутым уровням знаний, техники, технологии, организации и управления производством. Оптимальный проект организации должен соответствовать современным уровням технологии, техники и культуры организации и управления предприятиями.
Современная организация и оперативное управление производством (материальными потоками) должны отвечать ряду требований.
— Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.
— Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.
— Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.
— Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.
— Обеспечение непрерывности планового руководства.
— Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства.
Для обеспечения данных требований применяются логистические системы.
Система Управления Складом (Warehouse Management System) — система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы профильного предприятия.
Архитектура автоматизированной информационной системы управления складом построена по трехуровневому принципу:
•первый компонент представляет собой видимую для пользователя часть — интерфейс типа «человек-машина» — «клиентское приложение», с помощью которого пользователь осуществляет ввод, изменение и удаление данных, дает запросы на выполнение операций и запросы на выборку данных (получение отчетов);
•второй компонент (скрытая от пользователей часть системы) — сервер базы данных, осуществляет хранение и обработку данных. Пользователь через клиентское приложение инициирует процедуру запроса на выборку, ввод, изменение или удаление данных в базе данных (БД);
•третий компонент — бизнес-логика («задачи» или «процессы» — специализированные программы обработки) осуществляет инициированную пользователем обработку данных, и возвращает обработанные данные в БД, сообщая пользователю через экран клиентского приложения о завершении запрошенной обработки.
Цели внедрения такой системы следующие:
•активное управление складом;
•увеличение скорости набора товара;
•получение точной информации о месте нахождения товара на складе;
•эффективное управление товаром, имеющим ограниченные сроки годности;
•получение инструмента для повышения эффективности развития процессов по обработке товара на складе;
•оптимизация использования складских площадей.
Принцип работы WMS заключается в следующем. Территория склада разбивается на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации процедур приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров, что позволит упорядочить работы персонала на различных участках и объективно распределять сферы ответственности [4].
На стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним.
Все поступающие грузы помечены штрих-кодами. Проведение технологических складских операций под контролем системы производится на основании данных штрих-кодов, места хранения и погрузочной техники. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радио-терминалами ввода-вывода данных, которые представляют собой переносной компьютер, общающийся с головным сервером системы по радиоканалу. Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрих-кодом. При проведении инвентаризации специалисты с помощью терминалов для сбора данных (ТСД) считывают штрих-коды, которые автоматически заносятся в базы данных приборов.
Система учитывает все требования к условиям хранения при распределении мест хранения для поступающих на склад товаров. Например, могут учитываться влажность, температурный режим, сроки годности, производители, сроки реализации, поставщики, правила совместимости и любые другие параметры. WMS автоматически подбирает места хранения для принятых грузов и формирует задания для работников склада. Задания поступают на экран радио-терминалов в виде элементарных поэтапных команд индивидуально для каждого работника[6].
При формировании команд система разрабатывает оптимальные маршруты перемещения техники по территории складского комплекса, что позволяет уменьшить холостой пробег погрузочных средств. На выполнение операций система назначает ту погрузочную технику, использование которой наиболее полно отвечает поставленной задаче. Выполнение заданий подтверждается сканированием штрих-кода.
Таким образом, система контролирует все действия работника и позволяет практически полностью исключить возможность ошибочного размещения груза или неправильного комплектования заказа. В системе мгновенно обновляется вся информация о местоположении грузов, наличии товаров на складе, действиях работников и произведенных операциях. Для удобства имеется возможность наблюдения за складом в режиме двухмерного графического отображения. По результатам работы или состоянию склада система позволяет формировать отчеты, которые могут как выводиться на печать, так и передаваться в корпоративную систему компании [3].
Система WMS позволяет решить следующие задачи:
— приемка товара и материалов;
— складирование;
— автоматизация единовременной приемки и отгрузки товара;
— гибкое управление заказами и группами заказов;
— пополнение запасов;
— комплектация заказов;
— погрузка;
— управление запасами;
— управление заданиями персоналу;
— планирование работы распределительного центра;
— управление контейнерами;
— управление хранением и производственными мощностями;
— управление человеческими ресурсами.
Система управления взаимодействием с клиентами (или CRM, сокр. от англ. Customer Relationship Management System — система управления взаимодействием с клиентами) — корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM-стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах (контрагентах) и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Под термином «CRM-система» понимается программный продукт (ПО), направленный на реализацию концепции CRM.
CRM — это не программный продукт и НЕ технология. Это даже не набор продуктов. CRM — это направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес стратегия, ядром которой является «клиент-ориентированный» подход.
Основные принципы CRM:
— Наличие единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения о предыдущем и планируемом взаимодействии с клиентами.
— Использование всех каналов взаимодействия. Ранее к подобным каналам взаимодействия относили только телефонные звонки, электронную почту, события/встречи. Но с активным развитием веб-технологий появились другие каналы взаимодействия — регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, системы корпоративного веб-чата и т. д.
— Постоянный анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании.
Этот подход подразумевает, что при любом взаимодействии с клиентом по любому каналу, сотруднику компании доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).
CRM — модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов.
Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей, управление качеством, обучение и повышение квалификации сотрудников компании, найм и развитие персонала, управление мотивацией персонала. Технологии для поддержки модели CRM должны являться частью общей клиентоориентированной стратегии компании.
Часто компании ограничиваются установкой CRM-системы, не меняя бизнес-процессы и общие принципы работы. Стоит отметить, что любая CRM-система является всего лишь инструментом и не позволит реализовать модель CRM без выстраивания общей клиентоориентированной стратегии компании.
В последние годы в мире получили широкое распространение CRM-системы, базирующиеся на принципах SaaS, снимающие ограничения для территориально-распределенных компаний.
Средства автоматизации (программные приложения) CRM-стратегии позволяют повысить эффективность управления взаимоотношениями, а также предоставляют всю необходимую для этого инфраструктуру. К ним относят:
•системы управления взаимодействием с клиентами (CRM-системы);
•программно-аппаратные решения для Call-центров;
системы технической поддержки внешних и внутренних заказчиков (системы класса Service Desk) [3].
Системы управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
•SCP — (англ. Supply Chain Planning) — планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели;
•SCE — (англ. Supply Chain Execution) — исполнение цепей поставок в режиме реального времени[9].
Управление цепями поставок представляет собой:
•процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т. е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия «управления цепочками поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т. е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание;
•стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.
Системы SCM предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Большинство концепций в области SCM первоначально использовалось военными. Ведь логистика — важный атрибут мобильности армии и критерий острого, своевременного реагирования на ситуацию.
Задачами системы SCM являются:
•повышение уровня обслуживания;
•оптимизация производственного цикла;
•уменьшение складских запасов;
•повышение производительности предприятия;
•повышение рентабельности;
•контроль производственного процесса [9].
SCM-решения создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах. По данным AMR Research и Forrester Research, с внедрением SCM компании получают такие конкурентные преимущества, как уменьшение стоимости и времени обработки заказа (на
В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям значимость логистики возрастает. Можно выделить пять факторов, определяющих актуальность логистики в период перехода к рынку:
— Экономический фактор. В современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя.
— Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.
— Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений, взаимообуславливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.
— Технический фактор. Этот фактор проявляется в том, что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и компьютеризации управления.
— Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а также в национальном масштабе [3].
Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода Украины к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.
Выводы из данного исследования и перспективы:
Не вдаваясь в детальный экономический анализ, можно сформулировать в общих чертах принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в Украине:
• тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;
• недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);
• отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;
• низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;
• слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п. [3].
Список литературы:
1. Бизнес тренинги, Мак Джил, Генри Минтцберг, [Электронный ресурс], http://www.training-world.ru/business/logist/305/
2. Джонсон Д. С., Вуд Д. Ф., Вордлоу Д. Л., Мерфи—мл П. Р. Современная логистика, [Книга] —М.: Вильямс. —2004. —624 с.
3. Дистрибуция и логистика, [Электронный ресурс], http://www.ukrlogistika.com.ua/
4. Уайт О. У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. М.: Прогресс, 1978.
5. Логистика, под ред. профессора Б. А. Аникина, Москва: ИНФРА-М, 1999
6. Гордон М. П., Карнаухов С. В. Логистика товародвижения. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
7. Гаджинский А. М. Основы логистики. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.
8. Окландер М. А. Контуры экономической логистики. — К.: Наукова думка, 2000.
9. Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия: Пер. с франц. / Общ. ред. В. С. Загашвили. — М.: Погресс,1993.
10. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика.- М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 1999.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2011 год. Полный текст работы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.