ОБ АВТОРЕ
|| БИБЛИОТЕКА
|| ССЫЛКИ
|| ОТЧЕТ О ПОИСКЕ
|| ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Реферат по теме выпускной работы«ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА»ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Развитие персонала является важным условием успешной деятельности любой организации. На современном этапе, ускорение научно-технического прогресса ведет к быстрым изменениям и требований к профессиональным знаниям, умений и навыков. Знания выпускников в начале XX века обесценивались через 30 лет, в конце века – через 10, современные специалисты должны переучиваться через 3 – 5 лет. Возможность развития должна предоставляться всем, потому что в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он работает. Развитие персонала для каждого предприятия является существенным элементом производственных инвестиций. Путем поощрения обучения предприятия открывает своим сотрудникам возможность повышения профессиональных навыков и тем самым создает квалифицированный персонал и осуществляет его опережающую подготовку. Без развития сотрудников не может быть успешной организации. Работники, повышая свой уровень квалификации или овладевая новую профессию или специальность усвоением новых знаний, умений и навыков, получают дополнительные возможности для планирования профессиональной карьеры как в организации, так и за ее пределами. Изучению комплекса проблем, связанных с развитием персонала разработано в исследованиях выдающихся зарубежных и украинских ученых-экономистов, в частности: Н. Аймаутовои, М. Армстронга, М. Белопольского, Д. Богини, Н. Боровик, Х. Грэхема, А. Гришнова, А. Еськова, Г. Завиновский, А. Кибанова, А. Колот, А. Литвиненко, А. Маслоу, М. Мескон, Л. Портера, А. Раевневои, В. Савченко, В. Спивака, С. Шапиро, И. Швец, С. Шекли, А. Алистаева, А. Богданов, И. Богин, В. Любимов Н. Маусов, Ю. Одегов, В. Травин, С. Шекшня и др. Связь работы с научными программами, планами, исследованиями Квалификационная работа магистра выполнена в течение 2009 – 2011 г.г. согласно научным направлением кафедры «Управление персоналом и экономика труда» Донецкого национального технического университета. Целью данной научно-исследовательской работы является изучение отечественной и зарубежной системы развития персонала, методов развития персонала, определение потребности в подготовке, прогнозирования и планирования персонала. Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) изучение литературных источников по развитию персонала; 2) определение теоретических основ экономической категории «развитие персонала»; 3) анализ зарубежного опыта развития персонала. Предметом исследования является изучение системы развития персонала. Объектом исследования является организация развития персонала на предприятии. Методы исследования – сравнительный анализ, экономико-статистический анализ, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод. Научная новизна работы заключается в том, что в ней проанализированы существующие проблемы развития персонала и разработана методика повышения эффективности функционирования системы развития персонала в организациях. Практическое значение работы заключается в изучении развития персонала и возможности его улучшения на отечественных предприятиях. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА»Эффективное функционирование любой организации, прежде всего, определяется степень развития ее персонала. Развитие персонала представляет собой многогранное и сложное понятие, охватывающее широкий круг взаимосвязанных психологических, педагогических, социальных и экономических проблем. Развитие персонала – это совокупность организационно-экономических, социальных и педагогических методов, форм и мероприятий службы управления персоналом в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для подготовки их к выполнению новых производственных функций, профессионально-квалификационного продвижения, формирования резерва руководителей и совершенствования социальной структуры персонала. Развитие персонала обеспечивается мерами, связанными с оценкой кадров с целью производственной адаптации и аттестации персонала, планированием трудовой карьеры рабочих и специалистов, стимулированием развития персонала и т.п. [1, с.17]. Развитие персонала способствует: раскрытию творческого потенциала, роста интеллектуального уровня, активации стратегического мышления; предоставлению всем работникам равных возможностей получения достойных заработков и служебных продвижений; снижению текучести кадров; повышению качества трудовой деятельности; формированию и закреплению организационных ценностей; облегчению делегирования полномочий и преобразований; улучшению морально-психологического климата и т.п. Составляющие процесса развития персонала организации приведены на рис. 1.1. Рисунок 1.1 – Составляющие процесса развития персонала организации (Анимация: объём – 11,1 КБ ; размер 518х502; количество кадров – 15; задержка между кадрами – 100 мс; количество циклов повторения – 7). Ответственность за развитие несет администрация, линейные руководители (их обязанность – быть, с одной стороны, образцами для подчиненных в этой области, а с другой – грамотно направлять их усилия), а также сами работника. Условиями успеха программ развития является участие высшего руководства, учет целей фирмы, связь со стратегией и бизнес-планированием [2, с. 235.]. Развитие персонала требует использования конкретных методов, направленных на формирование и активизацию его знаний, возможностей и поведенческих аспектов. Среди методов развития персонала можно выделить: 1. Методы формирования и развития кадрового потенциала организации. 2. Методы развития потенциала каждого работника. К первой группе относятся: - методы организационного развития, совершенствования организационных структур, составление штатного расписания; - методы улучшения фирменного стиля управления; - техника групповой работы менеджера. Развитие персонала на уровне конкретной личности составляет содержание методов второй группы. К ним относятся: - методы подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и руководителей; - методы повышения квалификации за пределами организации; - фирменные однодневные или недельные семинары; - конференции, групповые дискуссии; - индивидуальные тренинги (решение совместно с учеными конкретных хозяйственных задач); - модернизация, или методы решения проблем в процессе творческой дискуссии без права вето в модератора, т.е. человек, ведет дискуссию, как, например, это делают в популярных телепередачах; - система методов содействия развитию творчества (деловые игры) [3, с.137]. Комплекс элементов, способствующих повышению кадрового потенциала организации согласно ее цели, называется системой развития персонала данной организации. В основе этой системы находятся относящиеся к конкретным должностям и рабочим местам информационные и образовательные процессы прямого и косвенного повышения квалификации сотрудников. К числу элементов системы развития персонала относятся: - элементы развития кадрового потенциала (штатное расписание, ротация, профессиональная карьера, замещение должностей); - информационные элементы (анализ рынка образования, анализ предложения и спроса на образования внутри организации, персонифицированная система данных о развитии кадров, результаты аттестации и оценки работы персонала); - элементы развития личностного потенциала (переквалификация, повышение квалификации) [3, с.138]. Анализ элементов системы позволяет определить последовательность развития персонала. Определение потребности в подготовке персонала – это установление несоответствия между профессиональными знаниями, умениями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для выполнения его текущих и перспективных целей и теми имеющимися знаниями, умениями и навыками, которые персонал имеет в настоящее время. Определение потребности в профессиональном развитии работника осуществляется на всех уровнях управления предприятием: организации в целом, структурного подразделения, отдельного работника [1, с.48]. Учебные планы и программы для переподготовки и обучения рабочих второй профессии организации разрабатываются на основе типовых учебных планов и программ для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При выборе форм и методов обучения персонала организации следует принимать во внимание их влияние на группы слушателей, которые будут учиться. Важно также учитывать следующие принципы обучения взрослых людей: актуальность учебного материала, учет предыдущего опыта слушателя, участие слушателя в учебном процессе, повторения изученного материала, обратная связь с преподавателем. На практике не существует одной универсальной формы профессионального обучения. Каждая форма имеет свои преимущества и недостатки [1, с.51]. Планирование персонала является составной частью общих планов организаций. Определение потребностей в персонале является начальным этапом кадрового планирования, на основе которого определяются: - сколько работников, какой квалификации и на каком месте потребуются; - какие требования относятся к тем или иным категориям работников; - как будет использоваться персонал, условия его труда; - какие будут затраты на запланированные кадровые мероприятия [6, с.61]. В условиях рыночной экономики планирование развития персонала, определение объемов профессионального обучения работников осуществляется предприятием самостоятельно [1, с.105 – 106]. Планирование персонала должно обеспечить максимальное раскрытие способностей работников и его мотивацию, учитывать экономические и социальные последствия при принятии соответствующих решений. Поскольку персонал является решающим фактором деятельности любой организации, об эффективности планирования можно судить по степени достижения целей предприятием [7, с.62]. В аспекте качества конкурентоспособность характеризуется совокупностью потребительских свойств рабочей силы, способных обеспечить эффективную работу: специальность, стаж, возрастные данные работника, владение им иностранными языками и т.д. В аспекте количественных характеристик категория «конкурентоспособность работника» может определяться такими показателями, как производительность труда и эффективность труда, затраты рабочего времени на выполнение определенных операций (работ), качество продукции, расхода сырья, топлива и др. [5]. Уровень конкурентоспособности граждан на рынке труда, в решающей степени зависит от степени овладения ими (в соответствии с их способностями и наклонностями) той профессии, пользующейся спросом на региональном рынке труда и необходима организациям для реализации их целей, получения прибыли т.д. [1, с.26]. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛАПрименение современных методов обучения и развития персонала в России, Великобритании и США приведены в табл. 1, отражающий широту применения различных методов. Цифры в данной таблице приведены по Великобритании, поскольку в этой стране наиболее развита практика проведения различных исследований и доступен максимум информации [8]. Таблица 1 - Методы развития персонала
Рассмотрим более подробно некоторые методы: 1. Secondment – это разновидность ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы, на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Это процесс может быть внутренним, когда сотрудники «командируются» внутри организации, и внешним, когда сотрудники отправляются на работу в другую компанию, причем, как правило, в другую отрасль [8]. Метод активно используется в Великобритании. В России этот метод не используется совсем, его популяризация пока ограничивается редкими обсуждениями в узких кругах [9]. 2. Наставничество. Этот метод достаточно широко используют в России. Вообще, это самый распространенный метод, хотя далеко не самый простой метод обучения и развития персонала. В России примеров последовательного и эффективного внедрения системы наставничества довольно много. Сходство можно проследить в компаниях КАМАЗ-металлургия, Куйбышевский НПЗ, Северсталь, в торговых сетях, а также в секторах недвижимости и фармацевтики этот метод применяется только в Москве, а в регионах – крайне редко [9]. В США существует разновидность наставничества – Buddying (англ. buddy – друг, приятель). Buddying – это прежде всего поддержка, помощь, в какой-то мере руководства и защита одного человека другим для того, чтобы были достигнуты его результаты и цель. Этот метод основан на предоставлении друг другу объективной и честной обратной связи, поддержке в выполнении целей и задач (как личных, так и корпоративных) и в освоении новых навыков [8]. 3. Shadowing один из самых просто реализуемых и не затратных методов обучения и развития персонала. Этот метод предполагает, что к сотруднику прикрепляют «тень» (англ. shadow – тень). Это может быть выпускник вуза, мечтающий работать в этой компании, или человек, проработавший в компании какое-то время и хочет поменять отдел или занять интересную ему должность. Работодатель делает его «тенью» на несколько дней, чтобы посмотреть, сохранится ли мотивация этого человека или нет. Как показывают исследования, проведенные в США, после shadowing 50% людей отказываются от своей мечты. Компании очень широко используют этот метод, чтобы сократить расходы [9]. 4. E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) – система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение с помощью информационных, электронных технологий. В Великобритании этот метод используют 54% компаний. 71% британских специалистов считают, что его использование возрастет. В чистом виде e-learning признан неэффективным и давно уже на Западе не используется. HR западных компаний применяют так называемый blended learning – смешанное обучение. Такой метод, по прогнозам британских специалистов, предпочитают 67% сотрудников компаний [10]. Развитие персонала в США, характеризуется тем, что каждая компания имеет свою систему переподготовки кадров. Новые работники обязаны проходить ее ежегодно и поэтому процесс обучения происходит постоянно. Эта черта американского стиля управления выражается в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развития ее обучающих технологий. В нее входит четыре вида организаций – школы управления (школы бизнеса), факультеты и отделения в высших учебных заведениях, профессиональные общества, консультационные фирмы. Школы управления (школы бизнеса) занимаются вопросами подготовки и повышения квалификации специалистов и менеджеров по многим направлениям. В настоящее время насчитывается более 300 школ бизнеса, школ администрации и экономики, школ промышленного управления, в которых проводится двух- и четырехлетняя форма обучения, является докторантура и краткосрочные курсы усовершенствования. Сейчас существует несколько сотен факультетов и отделений делового администрирования и коммерции, десятки отделений по управлению предприятием при технических факультетах, выпускающих дипломированных специалистов по развитию производства и труда [11, с.80]. Развитие персонала в России является комплекс мероприятий, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации [12]. Большинство российских промышленных предприятий в 2004 г. предоставляли обучение какой-либо из групп работников. Больше всего – почти 74% предприятий обучают инженерно-технический персонал. Почти 70% предприятий обучают менеджеров и квалифицированных рабочих. Что касается сотрудничества предприятий в сфере обучения персонала, в некоторых российских регионах существуют так называемые Ассоциации развития персонала. Однако лишь 7,6% предприятий входящих в «региональную Ассоциацию развития персонала или иное добровольное объединение работодателей, которое имеет целью создание системы обучения работников и руководителей». В основном в подобных объединениях участвуют крупнейшие предприятия - среди предприятий с числом занятых более 2000 эта доля составляет 21%. Таким образом, сотрудничество между предприятиями в сфере обучения персонала не очень развито. Вероятно, оно осуществляется в рамках региональных объединений предпринимателей и работодателей, таких как союзы промышленников и предпринимателей и торгово-промышленные палаты [13]. ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие персонала является важным фактором успешной деятельности предприятия. Предметом развития персонала является не только организация обучения и повышения квалификации, но и целенаправленное планирование движения сотрудников. Задачей организации является определение количественных и качественных потребностей в развитии персонала и обеспечения соответствующих возможностей обучения. Учиться и повышать уровень квалификации можно либо на работе, либо на семинарах, тренингах и курсах за пределами организации. В любом случае программа должна быть согласована с участниками обучения и учитывать их личные характеристики и возможности. Развитие персонала относится к одним из основных показателей прогрессивности общества и является решающим рычагом научно-технического процесса. Поэтому в государствах с развитой рыночной экономикой все больше компаний берут инициативу по осуществлению непрерывного развития персонала своих предприятий. Планирование и организация развития персонала становятся важными функциями управления персоналом. Наследование Украины этого опыта является обязательным условием обеспечения устойчивого экономического роста. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕЧАНИЕПри написании данного реферата квалификационная работа магистра еще не завершена. Дата окончательного завершения работы: декабрь 2011 г. Полный текст работы и материалы по теме работы могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.
ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ |