Украинский
Английский
Магистр ДонНТУ Тушишвили Екатерина Спиридоновна

Тушишвили Екатерина Спиридоновна

Факультет менеджмента
Специальность «Качество, стандартизация, сертификация«

Развитие сертификации в некотрых странах постсоветского пространства

Научный руководитель: профессор, д.э.н. Момот Александр Иванович



Реферат по теме выпускной работы

Актуальность темы

В современных условиях развития торговых отношений между странами мира, стремления создать единое торговое пространство, основной проблемой является выработка единого подхода к уровню требований стандартов качества выпускаемых товаров, осуществляемых работ, оказываемых услуг.

Каждая страна, продвигая свои товары на зарубежные рынки, стремится приблизить потребительские качества выпускаемой продукции к требованиям международных стандартов, что позволит достойно конкурировать с производимыми товарами в странах-импортерах. С целью достижения надлежащего качества и безопасности товаров, повышение уровня потребительского доверия и оживления спроса на производимую продукцию, как в рамках страны производителя, так и за ее пределами, и проводится сертификация продукции, как один из элементов технического регулирования качества.

Необходимо отметить, что страны, входящие в содружество независимых государств (СНГ), имеющих общую базовую организационную структуру государственного комитета по стандартизации в условиях приобретения независимости отличаются в подходе к вопросу создания национального органа, как к его структуре, так и к поставленным перед ним задачам. Что в свою очередь затрудняет интеграцию в данном вопросе.

В каждой стране создан свой национальный орган, занимающийся вопросами стандартизации, сертификации и метрологии.

Цели и задачи исследования

Цель данной работы заключается в том, чтобы на примере нескольких постсоветских государств, проследить образование и развитие национальных органов по сертификации, проанализировать пути развития конкретной сферы их деятельности – сертификации, и определить на каком иерархическом уровне развития они находятся по отношению друг к другу в вопросах сертификации, а также дать некоторые рекомендации по дальнейшему развитию этого направления в менее развитых странах.

Объектом исследования выбраны несколько национальных органов постсоветских государств по вопросам стандартизации, сертификации и метрологии:

Основная часть магистерской работы

После распада Советского Союза, в Российской Федерации до 30 сентября 1992 года функционировал Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации, который Указом Президента №1148 был реорганизован в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, и осуществлял государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации. В 1996 году Указом Президента был переименован в государственный комитет Российской Федераций по стандартизации, метрологии и сертификации. В 1998 году данный комитет был упразднен, а его функции были переданы Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. В этом же году государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации был заново организован с передачей ему функций Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. С этого момента комитет являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. В 2004 году на базе государственного комитета была создана сначала Федеральная служба, а в последствии Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации.

Агентство состоит из семи управлений, которые подчинены непосредственно руководителю агентства (см. рисунок №1).


Рисунок №1 – Структура Федерального агентства по техническому регулированию и метрологим Российской Федерации .

В соответствии со структурой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации вопросами сертификации занимается Управление технического регулирования и стандартизации, в компетенцию которого входит:

Задачи управления связанные с сертификацией, такие как:

решаются управлением на основе:

- анализа предложений и обращений производителей и их ассоциаций, обществ потребителей, саморегулируемых организаций,

- публикаций средств массовой информации, международных и национальных организаций по стандартизации, отдельных предприятий и зарубежных фирм в области стандартизации и оценки соответствия продукции, относящихся к тематике управления;

- привлечения институтов и других подведомственных организаций Агентства, заинтересованных организаций и лиц;

- современных методов управления [1].

Также сотрудники данного управления участвуют в межотраслевых совещаниях, конференциях, семинарах, круглых столах, подготовке материалов для средств массовой информации по всем вопросам, которые входят в компетенцию Управления.

Управление выполняет, возложенные на него определенные функции по контролю и регулированию сертификации, такие как:

В Украине, на сегодняшний день, национальным органом в сфере метрологии, стандартизации и сертификации, является Государственная служба технического регулирования Украины ( далее Госстандарт).

Основными задачами Госстандарта Украины являются обеспечение реализации государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, осуществление управления, в этой сфере, а также межотраслевой координации и функциональной регуляции вопросов защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации [6].

Госстандарт состоит из девяти подразделений, которые, в свою очередь, по своим функциональным обязанностям подразделены на отделы и сектора (см. рисунок №2)


Рисунок 2 – Структура Государственной службы технического регулирования Украины.

В соответствии со структурой Государственной службы технического регулирования Украины вопросами сертификации занимается Управление технического регулирования, а именно отдел сертификации и оценки соответствия, который входит в его состав.

Необходимо отметить, что проведение оценки соответствия продукции является одним из основных направлений государственного технического регулирования Украины, так как она направлена на достижение целей по обеспечению безопасности жизни человека и животного, сохранению имущества и окружающей природной среды. Соответственно, выполняемые функции отдела направлены на достижение этих целей.

Отдел сертификации и оценки соответствия выполняет, возложены на него функции по контролю и регулированию сертификации:

Государственная служба технического регулирования Украины в пределах своей компетенции несет ответственность за соблюдение правил и порядка сертификации продукции [3].

В 2005 году был ликвидирован Департамент Грузии по стандартизации, сертификации и метрологии. На его основе были созданы два юридических лица публичного права: “Единый национальный центр аккредитации” и “Национальное агентство по стандартизации, технических регламентов и метрологии ”.

После проведенной реорганизации государственных органов, в сфере проведения сертификации, стандартизации и метрологии, Грузия смогла реформировать и систему технического регулирования. Первым шагом было внедрение добровольной стандартизации, процедур подтверждения соответствия и внедрение обязательного технического регулирования. Следствием этих действий было то, что значительно возрос контроль в первую очередь за качеством пищевых продуктов и питьевой воды.

Структура национального агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии включает в себя несколько структурных единиц (см. рисунок №3).


Рисунок 3 – Структура Национального агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии.

В функции Национального агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии, как отдельного взятого юридического лица входят:

Несовершенная система технического регулирования и стандартизации в Грузии, нанесла большие потери на грузинской экономике. Непрозрачная система определения соответствия качества продукции, прямо повлияла на легкость фальсификации грузинских товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Выводы данного исследования и перспективы.

Рассмотрев вопрос развития системы сертификации трех стран постсоветского пространства – России, Украины и Грузии, структуру государственных органов, в функции которых входит регулирование вопросов сертификации, стандартизации и метрологии, следует отметить, что в Российской Федерации на государственном уровне уделяется большое значение вопросу защиты и безопасности жизни своих граждан, предотвращению причинения вреда имуществу потребителей, повышению уровня жизни населения, а также охране окружающей среды.

Вместе с тем, благодаря четкой системе сертификации ГОСТ Р - создается определенный имидж российской продукции на внутреннем и внешнем рынке, защищая российские товары от фальсификации.

В свою очередь Национальному агентству Грузии по стандартизации, технических регламентов и метрологии необходимо проделать большую работу, для того, чтобы выйти на необходимый уровень качества товаров. Так как до сих пор существовавшая система технического регулирования нанесла большой урон национальной экономике. Непрозрачная система определения соответствия качества продукции, на прямую повлияла на легкость фальсификации грузинских товаров на внутреннем и внешнем рынке.

В первую очередь Агентство должно начать диалог с бизнес сектором. Информация о необходимости сертифицировать продукцию, (работы и услуги) должна исходить от Национального агентства, например, в ходе проведения семинаров с частными предпринимателями, разъясняя о важности сертификации их продукции, какую экономическую пользу впоследствии принесет им эта процедура. На примере Российской Федерации оказывать методическую помощь предприятиям и организациям в подготовке органов по сертификации продукции, сертификации производств и систем качества, а также в подготовке специалистов - экспертов.

К сожалению, на сегодняшний день, все эти задачи Национальным агентством Грузии по стандартизации, технических регламентов и метрологии переложены на общественные организации, финансируемые из вне. Большинство из которых функционируют несколько лет и ликвидируясь, проделанные данной организацией работы не передаются и не имеют логического продолжения. Именно по этому данной деятельностью должно заниматься Национальное агентство Грузии по стандартизации, технических регламентов и метрологии, от начала и до конца.

Список литературы:

1. Приказ министерство промышленности и энергетики Российской федерации от 3 июня 2005 г. № 761 – «Об утверждении Положения об Управлении технического регулирования и стандартизации.»

2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gost.ru/wps/portal/....../history

3. ДЕКРЕТ Кабинета министров Украины «О стандартизации и сертификации» от 10 мая 1993 года N 46-93

4. ДСТУ 3411:2004 «Требования к органам сертификации продукции и порядок их назначения и предоставление полномочий на деятельность в системе»

5. Государственная служба технического регулирования Украины [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dssu.gov.ua/control/uk/publish/

6. Википедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ГОСТ

7. Закон Грузии «О стандартизации» от 25 июня 1999 года №2197

8. Положение об «Управлении технического регулирования и стандартизации Российской Федераций», утвержденное приказом Федерального агенства от 17 июня 2004 №294