Реферат по теме выпускной
работы
Управление коммерциализацией результатов инновационной деятельности
Актуальность темы. В условиях рыночной экономики, основанной на принципах конкуренции, инновации являются ключевым фактором развития предприятий. По различным оценкам, в промышленно развитых странах от 75 до 85% промышленного производства обеспечивается за счет активной инновационной деятельности. Оживление производства в странах, переживающих экономические кризисы так же происходит через активизацию инновационных процессов. Таким образом, если субъекты хозяйствования не будут использовать и внедрять новшества, то они имеют очень высокие шансы прекратить свою деятельность.
Современными задачами инновационной деятельности и, соответственно, бизнеса, ее осуществляющего, является сокращение срока формирования общественной потребности в новых видах товаров и услуг, внимательное и заинтересованное отношение к процессу коммерциализации новаций. Именно последний создает предпосылки достижения результатов инновационной деятельности – удовлетворение потребности членов общества и получение дохода[13].
Процесс коммерциализации является целенаправленным, но условия его протекания и конечный результат зависят от эффективности управления им. Отсутствие управления может привести к тому, что передача технологий, обмен знаниями будут происходить на некоммерческой основе или не будут осуществлены вообще. Это значительно замедлит процесс перехода национальной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста. Таким образом, формирование механизма управления коммерциализацией результатов инновационной деятельности представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение.
Изучение проблемы коммерциализации новаций было и остается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков. Исследованию общих вопросов создания и продвижения инноваций, включая этап коммерциализации, посвящены работы В. Аньшина, Э. Брюса, Т. Давила, П. Друкера, А. Егорова, П. Завлина, О.Зверева, Н. Ивановой, С. Ильенковой, В. Кабакова, А. Казанцева, Р. Купера, Ч. Литберта, Н. Мончева, Ю. Морозова, Э. Мэнсфилда, Ф. Никсона, К. Оппенлендера, И. Перлаки, Е.Поповой, К. Пузыни, И. Омельченко, Э. Роджерса, Р. Росвелла, А. Румянцева, Б. Санто, А.Сельскова, Р. Такера, Б. Твиста, А. Тебекина, Э. Уткина, Р. Фостера, В. Хартмана, А. Цветкова, Р. Фатхутдинова, К. Фримена, Г. Хемэла, Р. Шелтона, Й. Шумпетера, Ю. Яковца и др.
Исследованию отдельных аспектов проблемы коммерциализации инноваций, включая модели, механизмы и факторы эффективности ее осуществления посвящены труды С. Бразинскаса, П. Бейки, Л. Васильева, В. Воронцова, Г. Гумерова, И. Дежина, Д. Кингхэма, В. Мухина, А. Трифилова, Б. Ризатдинова, П. Сушкова, О. Тарасова, В. Титова, Н. Фонштейна, К. Хомкина, X. Шоха, А. Яновского и др.
Проблемам инновационной деятельности на малых предприятиях посвящены труды Алдошина В.М., Даффи П., Колганова С.К., Нойбауэра Х., Шатракова А. Ю. и др.
Несмотря на большой объем научных работ, и публикаций по избранной проблематике в ее рамках остается целый ряд задач, исследованных в недостаточной степени. Среди них исследование управления коммерциализацией новаций. Актуальность избранной темы и степень ее научной разработки предопределили цели, задачи, объект, предмет.
Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка теоретически обоснованных положений и практических рекомендаций по управлению коммерциализацией результатов инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
? уточнить сущность коммерциализации новаций, управления коммерциализацией;
? выявить и проанализировать сдерживающие и стимулирующие факторы коммерциализации новаций;
? выявить основные варианты коммерциализации новаций на разных фазах инновационной деятельности;
? дать рекомендации по совершенствованию процесса управления коммерциализацией.
Объект исследования — процесс управления коммерциализацией инноваций.
Предмет исследования — формы, принципы, методы управления коммерциализацией результатов инновационной деятельности.
Методы исследования: системный анализ, комплексный анализ, метод сравнений, структурирование, классифицирование.
Основное содержание работы.
Во введении обозначена актуальность, поставлена цель работы, исходя из цели выделены задачи.
В первом разделе «Теоретические аспекты управления коммерциализацией результатов инновационной деятельности» рассмотрены понятия коммерциализации, инноваций, инновационной деятельности.
Коммерциализация представляется в виде процесса и совокупности действий, направленных на трансформацию научных достижений, в ходе инновационной деятельности в реально новые товары и услуги в рыночном пространстве, объединяющем материальное производство и социальную сферу (Рис. 1).
Процесный подход к коммерциализации предполагает совокупные и четко последовательные действия, которые направлены на определенный результат – выведение на рынок новых видов товаров и услуг с обязательным условием роста доходов. Представление коммерциализации в виде процесса предполагает не только трансформацию результатов инновационной деятельности в соответствующие товары и услуги, но и своевременность этих действий, т.е. перспективность их востребованности обществом. Одновременно возникает встречное движение технологического обоснования и согласование его внедрения с рыночными условиями хозяйствования.
рис. 1. Процессное содержание коммерциализации инноваций[13](анимация: объем137КБ; размер 948х456; количество кадров 5
Результативность коммерциализации, кроме традиционных направлений, связанных с увеличением объема выпуска новой продукции, повышения ее качественных параметров, стабилизации и снижения цены, также формирует возможность возврата инвестиций в научные исследования и продолжения их дальнейшего финансирования.Коммерциализацию можно представлять как катализатор, порождающий новые сектора в реальном производстве и социальной сфере, мотиватор всесторонней модернизации действующих экономических субъектов[13].
Так же в первом разделе проведено исследование сдерживающих и стимулирующих факторов коммерциализации новаций. В свою очередь каждая из групп делится на внутренние и внешние. К стимулирующим внутренним можно отнести: комплексность ресурсного обеспечения процесса коммерциализации инновационных разработок ( финансового, кадрового, организационного, материально-технического и технологического); совершенствование процессов юридического сопровождения процесса трансфера инновационной продукции, включая обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.
Внешние сдерживающие факторы: существующий уровень технологической отсталости страны; низкий уровень инвестиционной привлекательности; неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка технологий[12].
Таким образом, сущности коммерциализации новаций, анализ ее принципов является основой для развития методических подходов к управлению ею.
Во втором разделе «Развитие методических подходов к управлению коммерциализацией результатов инновационной деятельности» раскрыты и проанализированы существующие формы и методы управления. Изучен опыт зарубежных стран в этой области.
Представлены различные формы интеграции науки и производства: контрактные соглашения о проведении исследований в определенной области; субсидирование исследований; консультирование и обмен кадрами; технопарки; регионы науки и технологии; технологическая кооперация; крупномасштабные и научно-технические проекты.
В данном разделе так же рассмотрена структуры управления коммерциализацией результатов инновационной деятельности. Выделены следующие этапы: система производства нововведений, системы экспертно-правового оформления результатов инновационной деятельности, системы коммерциализации новинок (документации, лицензии и т. п.) и нововведений (готовой продукции, услуг, работ).
Третий раздел «Рекомендации по совершенствованию управления коммерциализацией инновационной деятельности университета» предусматривается предоставление рекомендаций по формированию механизма управления коммерциализацией новаций в соответствии с существующими условиями, а так же действующим законодательством Украины.
Примечание
При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Текст работы и материалы по теме работы могут быть получены у автора или его научного руководителя в январе 2012г.
Литература
1. Морозов Федор Александрович. Методы формирования моделей и механизма коммерциализации технологических инноваций в промышленности : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Морозов Федор Александрович; [Место защиты: ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"].- Санкт-Петербург, 2008.- 145 с.
2. Кравченко С.І. Основи менеджменту інновацій (опорний конспект лекцій). ? Навчальн.література. ? Донецьк. НІІ «Вища школа єкономіки » ДонНТУ. ? 2007. ? 107с.
3. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика»; Институт экономики РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО «Издательство экономика», 1999. С.246
4. Электронный ресурс http://www.centrlaw.ru/publikacii/commerz/index.html Проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности (А.М.Клейман)
5. Электронный ресурс http://www.confcontact.com/Okt/13_Zahar.htm Перспек - тивы и проблемы инновационной деятельности в Украине И. В.Захарова
6. Электронный ресурс http://dmitra.com/ru/business/management-principles-fayol/ Принципы управления по А. Файолю
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.:ЗАО "Бизнес-школа"Интел-Синтез", 1998.-609 с.
8. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001 – 304 с.
9. Электронный ресурс http://ukrstat.gov.ua Держкомстат України, Джерела фінансування інноваційної діяльності, Інноваційна активність.
10. Перспективи застосування трастових механізмів функціонування технопарків України/ В.В. Тарасова //Культура народов Причерноморья: научный журнал/ Крымский научный центр Национальной академии наук Украины (Симферополь), Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь), Межвузовский центр "Крым" (Сим-ферополь). – Симферополь: Межвузовский центр "Крым". – ISSN 1562-0808. – 2006. – N86.
11. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие/ под ред. К.А. Хомкина.- М.: Издательство «Дело » АНХ, 2009.- 320с.
12. Электронный ресурс www.gasis.ru . Автореферат диссертации. Сурат Л.И. Механиз коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях.
13. Коммерциализация результатов инновационной деятельности в социальной сфере. http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1085%3A-2-2011-&catid=25%3Athe-project&Itemid=1
|