Чайка Антон Геннадьевич
Институт горного дела и геологии
Кафедра геоинформатики и геодезии
Специальность «Землеустройство и кадастр»
Массовая оценка городских земель в Украине
Научный руководитель: к.т.н., доцент Гермонова Екатерина Александровна
Несколько слов о прекрасной кривой музыке...
Введение
Содержанием искусства, как и всякой деятельности человеческого сознания, является жизнь, окружающая нас действительность, прежде всего человек, его мысли и чувства.
Отличие искусства от других видов творческой деятельности состоит в том, что оно осваивает действительность через создание художественных образов: искусство как бы заново воссоздает мир в форме, непосредственно воздействующей на чувства и мысли людей. Художник, однако, не копирует жизнь, не фотографирует случайно выхваченные из окружающей действительности предметы, явления, события, но отбирает наиболее общее, типичное, характерное, все это осмысливает, преобразует, а затем воплощает в конкретном произведении — картине, стихотворении, музыке. Произведения всякого талантливого художника обязательно несут печать его личности, ибо внешний объективный материал перерабатывается его сознанием вполне индивидуально. Однако даже самое оригинальное творчество является одновременно и продуктом общественного сознания, связано с определенной социальной психологией, с конкретной страной, с тем или иным историческим моментом. [1]
Что же представляет собой музыка? В чем могущество ее воздействия на слушателя? И тем более непонятны, на первый взгляд, бессвязные два эпитета: «прекрасной» и «кривой». И что вообще за несуразное слово такое «кривой» по отношению к Музыке? Вначале хотелось вместо этого слова написать «странной». Но затем все-таки понял, что такой вариант не будет в полной мере отражать всю сущность и, если хотите, абсурдность ситуации....Впрочем, надеюсь, несколькими абзацами ниже все станет понятно, что к чему. В данном разделе я попытаюсь убедить читателя в том, что такой термин как «кривая музыка» действительно имеет право на свое существование и покажу это на конкретных примерах.
О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций, музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (медитативная практика отключения рационального мышления посредством определённых напевов, танцы в дискотеке, пение больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата). Нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине. [2]
Музыка, как и наука, имеет свою структуру, свойства, законы, логику построения и изложения.
Если говорить о моем творческом опыте, то я занимаюсь музыкой на протяжении десяти лет, играю на гитаре в группе, относительно недавно начал осваивать клавишные. Музыка является моим любимым занятием: мне нравится её слушать, исполнять, сочинять, экспериментировать с различными ее формами. Одной из таких форм является музыкальный размер.
Мелодия, как правило, имеет размер (хотя, бывают и исключения). Конечно, представляется весьма сложным занятием объяснить обычному человеку, что это значит с помощью музыкальной теории. Однако, в этом и нет особого смысла, ибо данный раздел не имеет своей целью ликбез в области базовых понятий музыки, а объясняет мое увлечение и взаимодействие с конкретной музыкальной формой.
1.Простые музыкальные размеры
Размер это, грубо говоря, до какого счёта вы считали бы про себя, если бы танцевали эту мелодию. В марше мы считаем «раз-два, раз-два» , поэтому марш имеет размер две четверти, или, в краткой записи, 2/4 [3].
Все музыкальные размеры делятся на две категории: простые и сложные. Простые размеры бывают двухдольными и трехдольными. Таковыми являются размеры 2/2, 2/4, 2/8, 2/16, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16 [1].
В вальсе мы считаем «раз-два-три, раз-два-три», соответственно вальс имеет размер три четверти, или, в краткой записи, 3/4.
При этом, необходимо отметить, что эта запись не значит «три разделить на четыре». Также надо пояснить, что «четверть» это такая условная длительность наших «раз», «два» и «три». Бывают ещё «восьмые» и «шестнадцатые», они короче четверти в два и четыре раза соответственно [3].
В 2/4 и 3/4 играются практически все мелодии, которые мы слышим и знаем, остальные размеры звучат для нас непривычно. Музыка вследствие применения нестандартных размеров способна менять свои свойства, она становится более странной, загадочной, многогранной, сложной. Поэтому, играть музыку нестандартного размера порой бывает интереснее и веселее.
2.Сложные и смешанные размеры
Слияние двух или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. Сложные размеры бывают четырех-, шести-, девяти-, двенадцатидольными и т.д.
Разновидностью сложного размера является смешанный размер, состоящий из нескольких простых неравных размеров. Это несимметричные размеры — пяти-, семи-, восьми-, одиннадцатидольные. Но о каждом из них по порядку.
Пятидольный размер, имеющий запись 5/4. В этот размер входят два простых размера. В математическом виде это можно записать следующим образом:
5/4=2/4+3/4, 5/4=3/4+2/4, 5/8=2/8+3/8, 5/4=3/8+2/8.
Т.е, если мы в вальсе считаем «раз-два-три, раз-два-три...», то в случае с 5/4 получается такая группировка: «раз-два-три-раз-два, раз-два-три-раз-два» или же «раз-два-раз-два-три, раз-два-раз-два-три» в зависимости от акцентов, расставленных в конкретно взятой мелодии.
Пожалуй, самая известная песня такого смешанного размера — Take Five. Её играют в 5/4, и эта дополнительная четверть придает отдельный шарм, а также ни на секунду не дает «расслабиться музыкантам».
В целом, такой размер наиболее характерен для джазовой музыки.
Что касается современной музыки, то здесь необходимо отметить знаменитый саундтрек Ханcа Циммера к фильму «Миссия невыполнима» (вступление).
Семидольный размер 7/4. Его можно разложить на простые размеры таким образом: 7/4=2/4+2/4+3/4, 7/8=3/8+2/8+2/8, 7/8=2/8+3/8+2/8. Такой размер находится уже на пределе восприятия неподготовленного слушателя, он воспринимается на слух, как очень экзотический и необычный. Потребуется немалая одаренность, талант внушения и личное обаяние, чтобы придать музыке в таких метрических условиях настоящую естественность и запоминаемость [5].
Тем не менее, группе Pink Floyd в своей известной песне Money это сделать удалось.
Однако, уже в следующем примере можно заметить, что проследить грань между тактами в данном размере весьма и весьма тяжело. Это популярная оркестровая тема американского композитора Лероя Андерсона «Sleigh Ride».
Нетрудно проследить следующую тенденцию: чем больше число долей в музыкальном размере, тем больше различных вариантов ритмических акцентов данного размера.
3.Переменные размеры. Периодическое и непериодическое чередование.
Размер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным. Смена размера может быть строго периодической [1]. В классической музыке нередко можно найти подобное чередование. Например, в знаменитых «Картинках с выставки» М.П.Мусоргского в теме «прогулка» (фр. Promenade) используется чередование размеров 5/4 и 6/4.
Чаще встречается непериодическое чередование размеров. Композиторы используют такой прием во избежание строгой метричности музыки, стремясь придать ей характер свободного мелодического развертывания, либо, наоборот, с целью обострения ритмической динамики [1]. Такой прием характерен для музыки Д.Шостаковича. Например, проследить чередование размеров в начале его знаменитой седьмой симфонии невероятно тяжело:
Среди современных исполнителей большое значение эмоциональной насыщенности музыки при помощи непериодического чередования необычных музыкальных размеров придает американская группа Dream Theater.
4.Нестандартные размеры в фолк-музыке
Также нестандартные размеры составляют основу традиционной балканской музыки. Для нашего слушателя такая музыка будет казаться, как минимум, ритмически странной. Для балканских народов танцы под размеры в 13, 15, 21 и 25 четвертей являются обычным делом. Например, танец Sedi Donka во всей красе своих 25/16 [3].
5.Полиритмия
Использование двух или более ритмов, объединенных одним ритмическим рисунком, называется полиритмией [4]. Говоря более простым языком, это такой музыкальный прием, при котором каждый из музыкантов «ведет свою игру». Зачастую этот прием делает музыку особенно беспокойной, психологически тяжелой, экспериментальной и в меру хаотичной.
В этом смысле хорошим примером является песня группы TequilaJAZZZ — Такая же, как и я.
Здесь к основному ритму подключаются всё новые рисунки, из-за которых песня как будто «меняет направление». Кажется, что ты слушатель уже поймал и осмыслил ритм, как вдруг добавляется новый инструмент и охота начинается заново [4].
Этот прием также очень любит использовать в своих композициях британская прогрессивная рок-группа King Crimson.
Перечень ссылок
«Курс теории музыки» под редакцией А.Л.Островского, издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1978 — 152 с.
Википедия, свободная энциклопедия [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/МузыкаLivejournal, живой журнал [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://lukyanov.livejournal.com/63407.htmlLivejournal, живой журнал [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://lukyanov.livejournal.com/65167.htmlФолк — музыка [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://maltonius.narod.ru/persons15.htmlВикипедия, свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа:
Список музыкальных композиций с нестандартным размером;Википедия, свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальный_размер