ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Стельмах Сергей Сергеевич

Стельмах Сергей Сергеевич

Факультет горно-геологический

Кафедра маркшейдерского дела

Специальность «Маркшейдерское дело»

Исследование напряженно-деформированного состояния массива горных пород вокруг выработки, которая имеет сложную форму подготовительного забоя

Научный руководитель: д.т.н., профессор Назимко Виктор Викторович



| Резюме | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске |

Основы создания композиций в FL Studio

Данная тема была выбрана в качестве индивидуального раздела ввиду моего увлечения музыкой. С детства я искал себя - учился рисовать, танцевать, пытался ходить на на греко-римскую борьбу, немного осваивал мастерство игры на струнных, ударных и клавишных инструментах. Это все занимало достаточное количество времени и не было особо значимых результатов. Под руку попалась программа Frutti Loops. Я понял что если уж и пытаться писать собственную музыку, так буду писать с помощью этой программы. Обучение нехитрым приемам создания собственных композиций не заняло много времени, несмотря на то что интерфейс был на английском языке. Экспериментальная музыка стала моим хобби - в свободное время стараюсь продолжать имеющиеся наброски или делать новые.

Фрагменты моих треков.


Размер - 1,0 мб. 128 кбит/с


Размер - 705 кб. 128 кбит/с

Итак, как же сочинять музыку при помощи обычного домашнего компьютера?

Этим вопросом заинтересованы многие пользователи ПК. В этом разделе Вы узнаете, как сочинять музыку при помощи простой, но в то же время очень функциональной программы FruityLoops [1].

Эти уроки были написаны для версии FruityLoops 3.55. Она довольно старая, но несмотря на это, уроки остаются актуальными и до сих пор, ведь основы создания композиций во FruityLoops не изменились.

Знакомство с интерфейсом. Создание партии ударных.

Сначала мы должны немного разобраться с интерфейсом самой программы. В верхней части экрана Вы видите примерно такую картину:

Слева расположены два регулятора (громкость и Pitch).

Три кнопки, которые чуть правее регуляторов громкости и Pitch (там изображены треугольник, квадрат и круг) – это Play, Stop и Recording (запись).

Цифра "140" обозначает темп (скорость) композиции (чем больше значение, тем быстрее играет трек). Панель, на которой расположены цифры от 1 до 9 – это паттерны (с ними мы разберёмся чуть позже). Остальные кнопки нас пока не интересуют.

Немного разобравшись с интерфейсом программы FruityLoops, можно приступать к самым элементарным вещам.

Обратим внимание на маленькое окошечко слева (Browser), там много всяких названий. Это папки с различными инструментами (начиная от ударников и заканчивая синтезаторами). Нажми на слово Packs (здесь в основном расположены все ударники), там откроется ещё 4 папки, нажми Vintage, вот теперь уже ты видишь инструменты. Понажимай левой кнопкой на все названия и услышишь различные звуки.

Найди инструмент OHihat 10-00. Нажми левой кнопкой на него и, не отпуская, перетащи чуть правее (видишь маленькое окошечко, где есть 4 инструмента). Когда курсор будет над этим окошком, можно отпустить кнопку мышки и инструмент появится.

Есть второй способ "перетаскивания" инструментов: надо нажать правой кнопкой на инструменте в окошке Browser (в нашем случае OHihat 10-00) и выбрать из меню пункт Open in new channel. Итак, мы перенесли инструмент в основное окно.

Теперь найди инструмент Handclap10 (он находится в этой же папке) и перетащи его в основное окно, как делал это в первый раз.

Теперь уже есть всё основное, чтобы написать партию ударных инструментов.

Расставь квадратики, так как указано на рисунке и получишь самую простую партию ударных. Чтобы поставить квадратик, надо нажать левой кнопкой мыши в том месте, где хочешь, чтобы звучал этот звук.

Чтобы услышать то, что ты нарисовал, надо нажать кнопку Play (кстати, во FruityLoops в паттерне всё играется циклически, т.е. не останавливаясь). Теперь можно поэкспериментировать и создать что-нибудь новое.

Создание баса и мелодии. Эффекты, фильтры и Piano Roll.

Итак, у нас уже есть партия ударных и теперь нам нужны для неё басы.

В браузере (Browser) откроем папку Instruments, а там папку Andrew и выберем самый простенький бас Saw Test. Расставь квадратики в этом инструменте точно так же, как в инструменте OHihat 10-00. Теперь у нас уже есть начало песни. Но басы с ударниками – это не так сложно, поэтому перейдём к более сложным вещам.

Сейчас мы начнём делать мелодию, но с начала нам надо найти подходящий инструмент. Сразу скажу: из готовых инструментов очень мало тех, которые хорошо звучат, и именно поэтому мы будем изменять готовый инструмент разными фильтрами.

Для начала откроем новый файл, где нет Вашей партии ударных. В браузере найдём папку Channel presets (это в самом верху), там откроем папку 3x Osc и выберем инструмент TranceLead.

Сразу скажу, что мелодию удобней писать в Piano roll (для того, чтобы его открыть, нажми правой кнопкой на инструменте в основном окне и выбери строку Piano roll). Чтобы сделать это окно на весь экран, нажми два раза на слове Piano roll (это в самом веху этого окна). Теперь можно уже рассказывать об этом редакторе.

Редактор Piano Roll состоит из трёх основных частей:

Клавиши (они находятся слева, если на них нажимать, то ты услышишь звук);

Основное окно расстановки квадратиков (именно там мы будем писать саму мелодию);

Окно фильтров (громкость, cut, resonance, pitch, баланс).

Расскажу немного об основном окне, где мы будем расставлять ноты. Ноты (квадратики) ставятся с помощью левой кнопкой мыши, а удаляются правой. Чтобы сделать ноту короче или длиннее, надо навести курсор к правому краю квадратика, пока не появится значок стрелки в правую и левую стороны, затем надо нажать левую кнопку мыши и тянуть в какую-нибудь сторону. Но как Вы видите, ноты нельзя сделать очень короткими, для этого существует кнопка Snap, она находится в верхней части экрана. По умолчанию, там стоит Auto. Поменяй это значение на какое-нибудь другое и потыкай ноты, поизменяй их длину. Ну а с остальными функциями этого окна, Вы должны разобраться сами.

Теперь обратим внимание на окно фильтров в редакторе Piano Roll.

По умолчанию здесь стоит редактор громкости. Нарисую одну ноту, и внизу появится вертикальная линия, чем она выше, тем громче играет нота. Линию эту можно изменять левой кнопкой мыши. Чуть ниже клавиш есть надпись Velocity (громкость), если нажать на неё левой кнопкой, то там появится меню, где можно выбрать различные параметры, изменять которые можно так же, как и громкость. Вы сами поэкспериментируете с этими параметрами, а пока мы выберем слово Filt.cut. Нарисуй всё, что видишь на рисунке:


Теперь послушай, звучит не очень хорошо, правда? Вот для этого и нужны разные плагины, фильтры. Окно редактора Piano Roll можно закрыть.

Во FruityLoops есть 16 каналов, на каждый из которых можно добавлять разные эффекты. Я советую синтезаторы посылать на 16-й канал. Для этого нажми левой кнопкой на инструменте TranceLead в основном окне и в маленьком окошке справа вверху поменяй цифру 1 на 16. Теперь нажми на кнопку FX (в самом верху, справа):

Здесь тоже выбери 16-й FX-канал. Чтобы загрузить эффект, надо нажать левой кнопкой на стрелочку, показывающую вниз и из меню выбрать раздел Select. Теперь ты видишь перед собой разные эффекты, нажми левой кнопкой по какому-нибудь названию и увидишь новое окно настроек этого эффекта. Ты можешь экспериментировать с разными эффектами и настроить их так, как тебе больше нравится.

Примерно так и идёт настройка звучания синтезатора. Вдобавок хочу лишь посоветовать Вам книгу Пола Уайта (Paul White) "Творческая звукозапись", там подробно написано об эффектах.

Знакомство с паттернами и Playlist. Сведение трека.

Теперь мы уже многому научились: как выбирать инструменты, добавлять эффекты, уже сделали партию ударников и мелодию. Но как же сделать полноценную композицию. В этом уроке речь пойдёт о паттернах и плей-листе.

Начнем с паттернов. Паттерн – это основное окно, где мы рисуем мелодии, ударники и т.д. Но ты, наверное, заметил, что в этом окне мало места, чтобы нарисовать все нужные квадратики и в одном этом окне никак не создать полноценную композицию. Для этого и существуют паттерны, их в программе целых 999! Переключать паттерны можно, нажав левую кнопку мыши на цифре (это вверху).

Теперь мы знаем, что такое паттерны. Я дам несколько советов, которые сам использую. Я на каждом отдельном паттерне делаю разные партии разных инструментов.

Например, на первом паттерне пишу мелодию, на втором басы, на третьем ударники и т.д. Ну а когда, Вы всё сделали, остается только всё это свести в одну композицию. Для этого здесь нам и понадобится Playlist.

Слева в этом окне указаны паттерны (они подписаны, но чтобы было удобнее, можно их переименовать, нажав правую кнопку над названием паттерна). Для того, чтобы играл Ваш паттерн надо поставить квадратик напротив его левой кнопкой (правой кнопкой удалять). Если у Вас есть партия ударных и басы, то Вы можете сделать так, чтобы они играли вместе, для этого надо поставить квадратик напротив паттерна с ударниками и напротив паттерна с басами. Но прежде чем нажать на кнопку Play надо переключить режим:

Видишь, горит лампочка напротив слова Pat (Pattern), то есть сейчас ты прослушиваешь один паттерн, а если переключить на Song, то будет играть то, что нарисовано в плей-листе.

Примерно так и происходит сведение трека. Но ещё надо учесть, что если паттерн (например, как у нас мелодия) имеет длину более одного паттерна (мелодия у нас имеет длину 4), то в плей-листе надо ставить квадратик через каждые четыре.

Техника написания песен

В этом руководстве [2] будут показаны основы написания композиции, без использования музыкальной грамоты, хотя и подразумевает знание вами каких-то её основ. Но в целом оно посвящено именно общим способам построения композиции.

Ритм. Ритм – это скелет, на котором держится вся ваша композиция. Аккордовая структура – это фундамент. Без интересной и хорошей ритм-секции, ваша песня будет звучать как будто ей чего-то не хватает. Плохой ритм влечет за собой плохую композицию.

Солирующие (ведущие, лидирующие) инструменты. Как правило, ритм-секция имеет свойство повторяться, а в некоторых жанрах, она особенно монотонна. Без лидирующих инструментов в вашей композиции не будет создаваться эффекта «движения» и она быстро наскучит. Лидер-инструменты обычно имеют самую высокую частоту среди инструментов, либо же они самые громкие. Как правило, таковыми являются вокал или соло-гитара. Просто уберите мысленно их из песен, которые вы слышите по радио, и вы увидите, что они станут звучать намного менее интересно. Если ритм-секция – это фундамент, то ведущие инструменты либо возвысят вашу композицию, либо разобьют её (в зависимости от умелого использования).

Басс. Если басс выполняет свою функцию (За исключением басовых соло), то он будет поддерживать ритм, в то время как лидирующие инструменты, будут выстраивать интересные ходы и гармонии. Здесь похоже на чизбургер: ритм выступает в роли булочки, которая удерживает все «вкусные» компоненты песни, которые создают её индивидуальный вкус (Здесь «низкий» басс, как бы выступает противоположностью «высоким» лидирующим инструментам).

Перкуссия. Тут надо заметить, что она выполняет роль исключительно приправы, иными словами, её присутствие совершенно не обязательно. При её использовании нужно скорее учитывать особенности жанра (поэтому прежде чем писать песню в новом для вас жанре, потрудитесь хотя бы почитать википедию).

«Призрачные инструменты». Это те инструменты, которые слушатель открывает для себя при многократном прослушивании композиции. Такие мелодические партии и рифы, которые вы никогда не заметите при первом прослушивании. Но они заставляют слушать песню снова и снова, и благодаря ним песня не будет надоедать при повторном прослушивании.

Итак, мы рассмотрели 5 основных составляющих композиции. С чего же начать? Это сложный вопрос. Иногда все начинается с «цепляющей» аккордовой прогрессии. Иногда, с фанкового грува или басса. Путей очень много, но начинаться песня всегда должна с интро.

Интро.

Вот несколько идей чтобы начать песню.

Синхронность – когда первые 4 из вышерассмотренных пунктов начинают играть вместе, придает композиции силу. Такое вступление обычно играет до 60 секунды.

Сначала мелодия – вокал или основная «тема» вступают без поддержки других инструментов, они чувствуются «обнаженными», но предстают в том ракурсе, в котором они никогда не предстанут в сопровождении аранжировки. Многие медленные композиции начинаются таким образом.

Сначала ритм\басс\перкуссия – тут ничего объяснять не требуется, все строится по тем же принципам.
Построение – вы начинаете с любого из основных инструментов, а затем добавляете остальные (происходит значительно быстрее, чем в предыдущих случаях).

«Отклонение от курса» - основывается на принципе отличия по стилистике вступления от основной части композиции. Этому, как правило, служат особые «художественные» причины.

«Легкие вступления» - меньший темп, меньшая артикуляция при игре аккордами, использование акустических инструментов. По мере развития добавляются более тяжелые инструменты.

«Тяжелые вступления» - взрыв абсолютной силы! И когда покажется, что терпеть уже невозможно, можно резко оборвать его, и пустить более легкие инструменты. Используется в тяжелых композициях, и так же может повторяться несколько раз за песню (например, в кульминациях).

Основная часть композиции.

Все мы знаем, что такое куплет и припев, а так же основные схемы построения (припев, куплет, припев и тд). Вы можете следовать им, или отходить от них, мы же рассмотрим некоторые новые элементы схем.

Морфинг – отличный способ ввести новые инструменты в композицию: одну и ту же партию играют 2 инструмента, один звучит, а громкость второго «выставлена на ноль». Нужно медленно уменьшать громкость одного, и увеличивать её у другого, чтобы один инструмент как бы «перетекал» в другой.

Переплетение – два инструмента играют две разные партии, построенные таким образом, что ведущим оказывается, поочередно то один, то другой инструмент.

Пауза – резко оборвите музыку, для создания некоего напряжения. Главное, не «перетянуть» чтобы не разрушить эффект. Но при умелом использовании это очень мощный инструмент.

«Изобретение» - один инструмент играет партию определенное количество времени, затем новый инструмент начинает играть ту же партию, то же количество времени, в то время как первый продолжает развивать начатую им тему.

Наложение текстур – от двух до пяти различных синтезаторов играют одновременно одну и ту же партию. Это создаст мощный объемный звук (естественно нужно умело подобрать инструменты).
Вращение панорамы – может применяться с предыдущим способом. Смысл тут в панорамировании одного инструмента вправо, другого – влево. В результате создается эффект вращения.

Отступление – сделайте вариацию, и когда настанет ощущение странного напряжения в силу несовпадения по тематике с песней, верните все назад.

Делайте сложные аранжировки путем добавления «призрачных» партий вокала и инструментов.

Поднятие/спуск – создавайте партии ваших инструментов все выше и выше (ниже и ниже), это, как правило, служит «мостом» к кульминации, так же зачастую используются в припевах (подчеркивается их «центральное» место в композиции).

Х-движение – напоминает морфинг: в то время как один инструмент становится все выше и выше по звучанию, второй соответственно «опускается», тем самым мы можем добавить новую соло-партию.

Общие рекомендации.

Будьте эффективны. Просто скажите, что вы хотите, без лишних отступлений от темы. Будьте хорошим оратором, помните, что основная мудрость заключается в «мощных» комбинациях слов, неотразимых диалогах. У вас должен сформироваться четкий мотивационный стержень, который будет «уводить» публику за вами, используя, внутренний мир каждого в слушателя в отдельности. Композиции зачастую бывают, похожи, но надо помнить, что эффективно – не обязательно значит просто. Нужно вложить только те элементы, которые отвечают вашим идеям. Но не нужно пытаться разместить все ваши идеи в рамках одной композиции. Позвольте слушателю наслаждаться только самыми значимыми из них.

Создайте движение. Движение – это то, благодаря чему слушатель будет включать вашу композицию снова и снова. Если брать транс, то движение там придавать будут более медленные части, получается своеобразная игра на контрасте. Так же это может быть как повторение одного и того же предложения.

Аналогии с кино. Музыка и кино имеют много общего: сложная иерархия жанров, схожие способы и цели передачи чувств и настроения и много схожих технологических особенностей. Так что можно пробовать воплощать в музыке художественные приемы известных режиссеров (это известное упражнение для музыкантов – пробовать передавать визуальные образы через музыку).

Статья по технике написания песен подошла к концу. Конечно же, это бескрайний океан, на тему которого можно написать миллионы страниц. Но цель этой статьи дать стартовые знания, чтобы вы могли свободно путешествовать по нему, и открывать новые неизведанные его участки. Удачного сочинения!


  1. Всё о Fruity Loops - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mixgalaxy.ru/fruityloops/fruityloops_2.shtml
  2. FL Studio - Fruity Loops - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fl-studio.ru/publ/5-1-0-231

| Резюме | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске |