Сибирский хаски

Содержание


      Введение

С самого детства я была окружена домашними животными, поэтому любовь к собакам и кошкам мне была привита с ранних лет.

Первую мою собаку звали Гранит. Это была восточно-европейская овчарка. Он был добрым старым псом. Но, несмотря на это в зимние дни он возил меня на санках. Эти прогулки являются одними из первых моих воспоминаний детства.

После смерти Гранита дедушке дали крошечного щенка – Джека. Он был нечистокровной овчаркой. Может быть, это и было причиной отсутствия у него благородности и смелости. Но его милый вид и искренняя любовь к хозяевам позволили стать членом моей семьи. Годы шли, Джек старел… Его недостатки не позволяли быть ему полноценным сторожем. И как раз в это время нам подарили ротвейлера – Рэма.

Маленький черный комочек выглядел очень безобидно. Карие глазки-пуговки, мягкие лапки-подушечки, мокрый носик – все это было так мило и забавно. Пока он не вырос. Не знаю, может, это было заложено в его крови (хотя его мать была доброй собакой), а может что-то было упущено в его воспитании, но от той детской невинности не осталось и следа. Сильный, серьезный, подозрительный – вот главные его качества. Понятно, что с такими преимуществами, Джека он, попросту, выжил. Нам пришлось попросить соседей, чтобы присмотрели за старым псом. Это позволяло нам навещать его. Но он так тосковал по дому, что в итоге отказался от еды. На эти страдания не было сил смотреть, и нам пришлось забрать его обратно. С Рэмом проблема была решена: его пришлось запирать в вольер. После смерти Джека он получил полноценную свободу. Мне кажется, время, проведенное в вольере, его только больше обозлило. В охране, понятно, ему равных не было: мощные лапы, сила, – к нашему двору боялись даже подходить. Я его, конечно, любила, как и всех своих питомцев, но эта любовь взаимной не была. Я его даже немного побаивалась. Но, как ни странно, он очень любил котов. Прожил Рэм 10 лет, держа в страхе окружающих животных, соседей и, частично, меня.

Смерть Рэма была большой утратой для моей семьи. И после этого заводить новую собаку не хотелось.

Но, учитывая нашу любовь к домашним животным, наши заботливые родственники подарили нам пекинеса Филиппа. С предыдущими собаками его вообще сравнивать нельзя. О серьезности и речи идти не может! Это просто сгусток энергии: веселый, игривый, беззаботный. Если честно, то поначалу он даже меня немного раздражал. Но потом я так к нему привыкла, что сейчас даже не представляю своей семьи без него. Многие люди очень любят щенков, но не любят взрослых собак. Так вот Филипп – это вечный щенок. Возможно, именно для такой категории людей и созданы пекинесы.

После окончания университета я обязательно заведу себе собаку, которая будет верным другом и надежным охранником. Я хочу, чтобы мой пес был таким же добрым как Гранит, преданным как Джек, сильным как Рэм и веселым как Филипп. И именно такими качествами обладает порода сибирский хаски.


      История

Сибирский хаски является одной из самой древней пород собак. Их родиной считается Чукотка и Восточная Сибирь. Историки полагают, что ездовое собаководство значительно старше оленеводства. Самая древняя находка охотничьей стоянки с остатками нарт, в которую запрягали собак, была обнаружена в конце 90-х годов прошлого века на одном из Новосибирских островов и описана археологами Санкт-Петербурга. Углеродный метод анализа находок показал возраст 7,8 – 8 тысяч лет.

Чукчи скрещивали волков с сибирскими лайками, чтобы получить быструю, сильную и выносливую породу собак. В результате была выращена идеальная собака для холода, которая прекрасно работает в упряжке в суровых условиях Чукотки.

Источник: http://images.yandex.ua/yandsearch

Но к сожалению в Советском союзе эта порода не получила своего развития, так как не была официально признана кинологическими ассоциациями и федерациями. Во времена «золотой лихорадки» несколько упряжек чукотских ездовых было вывезено с Чукотки и Колымы в Америку. В 1909 году их впервые выставили на бега. Своим небольшим размером относительно других ездовых собак они вызвали насмешки. Но когда упряжка пришла третьей и то по вине каюра, мнение о них резко изменилось.

Молодому человеку по имени Фоке Маул Ремси, шотландскому золотодобытчику и спортсмену, так понравились беговые качества этих небольших собак, что он зафрахтовал корабль и отправился в Сибирь за новой партией хаски. На следующее лето он купил примерно 20 сибирских хаски у поселенца Маркова, жившего на Анадыре. Ремси привез собак в Ном вместе с двумя каюрами-чукчами. Сибирские хаски были официально признаны американским кинологическим клубом в 1930 году, а первые породные стандарты были выпущены в 1932 году. В 1938 году в Америке был основан Клуб любителей сибирских хаски [1].


      Хаски - ездовые собаки

Ездовые собаки были незаменимыми спутниками и помощниками полярных исследователей. Известно, что без них вряд ли были возможны многие географические открытия и освоение человеком Арктики. Так, оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках: в 1909 г. Пири с их помощью достиг Северного полюса, Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном полюсе, пройдя на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды 2980 км за 99 дней. Практически ни одна полярная экспедиция не обходилась без собак.

За сутки они могут проходить рысью до 70-80 км. Очень крепкие лапы, неприхотливость, исключительная физическая выносливость - все эти достоинства упряжных собак вырабатывались на протяжении сотен лет интенсивного отбора при значительных физических нагрузках, в длительных поездках по глубокому снегу и торосистому льду [2].

Источник: http://images.yandex.ua/yandsearch

Помимо длинной и грубой шерсти, которая защищает кожу от воды, снега и солнца, у хаски имеется мягкий мех – подшерсток, который достался им от их предков – волков. Узкий разрез глаз спасает от солнечных бликов и ветра. Хаски – единственные собаки, у которых уши изнутри покрыты шерстью. Это помогает удерживать тепло. Благодаря слегка вытянутой форме лап и сомкнутым пальцам лед их не повреждает. Хаски могут выдерживать экстремальные морозы. Но, несмотря на это закон на Аляске запрещает выезжать на собачьей упряжке при температуре ниже -40 С. На таком морозе у собак замерзают легкие, и это может привести к их гибели.

Чтобы псы были всегда в отличной форме, им надо много бегать. Хаски запрягают в нарты, так называемые, ездовые сани. Шлейка шьется из синтетических материалов, кожаная может испортить шерсть и натереть кровавые мозоли во время бега.

Источник: http://images.yandex.ua/yandsearch

Заменить собачьи упряжки на зимней охоте не может никакая техника. Только собаки могут спасти охотника: они найдут самую безопасную дорогу к поселку, минуя снежные надувы и проламывающийся лед. Тут многое, если не все, зависит от вожака упряжки.

Выбор вожака - дело сложное, и у каждого народа есть свои способы. На юге Чукотки вожака определяют, когда щенки еще слепые. Их сажают в глубокий таз, куда брошена шкура. По ней щенки выбираются на край таза и начинают ходить по нему. Один за другим они сваливаются, но бывает, что остаются один-два, которые долго могут уверенно ходить по краю. Вот из них-то и следует брать вожака. Такие собаки, став взрослыми, хорошо чувствуют пространство и даже в темноте не поведут нарты по снежному надуву, под которым пустота [1].

Эти породы совмещают в себе, казалось бы, несовместимые качества. Для успешной работы в упряжке им нужно забыть свои охотничьи инстинкты, но в то же время они должны суметь защитить хозяина от хищников, помочь ему в охоте на нерпу. Характер у ездовых собак спокойный, уравновешенный, к человеку они не агрессивны. Они обладают наименьшим количеством нефункциональных признаков одомашнивания, оптимально приспособлены к внешним условиям и кормам, отличаются крепкой конституцией и устойчивостью к местным болезням [2].


      Балто и Того – отважные легендарные герои

В середине января 1925 года в маленьком аляскинском городке Ном удаленном от всего прочего мира начала разгораться эпидемия дифтерии. Срок годности на имеющуюся вакцину от 1918 года истек, а заявка на новую партию поступила в Анкоридж уже к закрытию навигационного сезона, когда последний корабль на Ном ушел из замерзающих вод. В госпитале Анкориджа сыворотки было в достатке, но до Нома было около 955 миль (1528 км). Первая партия вакцины в 300 000 единиц была доставлена из Анкориджа в Ненану поездом, а дальше иного пути кроме как на собаках не было. Была снаряжена экспедиция-эстафета состоящая из 20 погонщиков и около 150 собак чтобы пронести вакцину от Ненаны до Ном на расстояние в 674 мили (1,085 км). Наиболее ярко освещен в прессе заключительный этап доставки вакцины. Норвежец Гуннар Каасен с его упряжкой из сибирских лаек во главе с неопытным, но выносливым вожаком Балто принял 2 февраля 1925 года эстафетный ящичек с пробирками увязанный в оленьи шкуры от предыдущей упряжки. Буран в этот день разбушевался не на шутку, Каасен был ослеплен снегом и ветром, который время от время переворачивал сани и сбивал с дороги. И тогда погонщик доверился вожаку Балто. В пурге они разминулись с упряжкой ждущей их в тундре для подмены и продолжали изнурительный поход на Ном. Каасен и его упряжка с Балто преодолели последние 53 мили пробега при морозе -600F (-510C) и порывами ветра до 70 миль в час, принеся драгоценную вакцину спасшую многие детские жизни [3].

Балто и Каасен. Источник: http://images.yandex.ua/yandsearch

Целых два памятника сооружено хмурому северному псу Балто. Один памятник поставлен Балто жителями города Нома, а второй установлен в Центральном парке Нью-Йорка в конце 1925 года. На скале - бронзовая собака в упряжке [2].

Памятник Балто в Нью-Йорке. Источник: http://images.yandex.ua/yandsearch

Один из наиболее драмматичных моментов ярко иллюстрировавших способности Того и Сеппалы проявились во время пересечения Залива Нортона. Команда была попала в западню после того как лед вокруг них обломился и они на несколько часов оказались на льдине кружащей в открывшейся воде. Когда лед в конце концов прибило к обширной льдине Сеппала и Того прыгнули через воду между льдинами на расстояние 5 фут (1,5 метра) с постромками чтобы притянуть льдину с остальными собаками ближе. Постромка соскользнула в воду, тогда Того прыгнул в студенное месиво и тянул постромку в воде к погонщику до тех пор, пока льдины не подошли достаточно близко чтобы остальные собаки из упряжки смогли перейти на более стабильный лед. Всего упряжка прошла 418 км, не дотянув до Нома 125 км у Того отнялись лапы. Он умер в 1929 году, но его гены до сих просматриваются во многих линиях аляскинских лаек.

Сеппала был очень разочарован фактом, что Балто, являющимся тяжелогрузом, а не скоростной ездовой собакой стал героем этого события. Поэтому нынешние гонки Айдитарод посвящены Гонке Милосердия и истинному герою того пробега - Того.

Того и Сепалла. Источник: http://images.yandex.ua/yandsearch

Гонки современные более безопасны, благодаря усилиям десятков волонтеров помогающих в пунктах отдыха и спасательным командам всегда наготове, чтобы взлететь и поехать на поиск застрявших в пурге или сбившихся с пути погонщиков с их собаками. Но трудностей и опасностей в бескрайней тундре с арктическим климатом хватает всегда [3].

Список источников

  1. Северные ездовые собаки - лучшие друзья человека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zverenki.com/Articles.aspx/husky-malamute
  2. Северные ездовые. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.northdog.ru/
  3. Великая гонка милосердия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia-alaska.com/life/Balto.htm