ПЛАВАНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Более
12 лет своей жизни я
занималась плаванием. Для меня посещение бассейна было самым любимым и
увлекательным занятием. Еще в детские годы хотелось достичь
определенных высот
в этом виде спорта и стать тренером.
Но
так сложилось, что из-за
травмы, я не могла принимать участия в профессиональных соревнованиях.
Хотя
продолжала ходить в бассейн в профилактических целях (по совету врача)
и,
отчасти для удовольствия.
Однако
детская мечта стать
тренером не угасла бесследно.
Совсем
недавно я стала мамой. И
именно для моей маленькой дочери я стала первым тренером.
Еще
во время беременности много
слышала о том, что детей нужно учить плавать чуть ли не с самого
рождения.
Поискав побольше информации об этом и основательно подготовившись, я
приступила
к практике…
Немного
истории…
Первые
попытки научить младенца
плавать предпринял в 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва"
И.Б.Чарковский. Он применил для недоношенного ребенка весом I кг 600 г
своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм,
плаванию.
Первая
школа плавания и закаливания младенцев
в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими
тренерами
супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей
дочери.
Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии,
Чехословакии.
В
1979 г. в специально созданном на базе
педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте
детского
плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами,
преподавателями
плавания под руководством профессора К. Ветке. В 1971 г. Хайнц
Бауермайстер,
непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил
результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета
Международной
Федерации плавания (ФША).
Большой
вклад в пропаганду и агитацию плавания
и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного
медицинского
комитета ФИНА Фирсов З. П., опубликовавший серию статей и
организовавший
несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в
области
физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Аршавский
И. А.
В
СССР плавание в организованных
центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977
гг. [1, 4]
.
В чем польза…
Опыт
показывает, что раннее
обучение плаванию способствует гармоничному развитию малыша,
положительно
влияет на все системы его организма.
Это
прекрасное средство
профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания, его можно
использовать буквально с первых дней жизни ребенка, в то время, когда
общий
массаж и гимнастика еще не применяются. Грудные дети, с которыми
занимаются
плаванием, реже болеют респираторными заболеваниями, становятся
спокойнее,
лучше спят.
Поскольку
внутриутробное развитие плода
протекает
в водной среде, врожденные плавательные рефлексы не исчезают у ребенка
в первые
месяцы жизни. В это время его легко научить плавать. А если занятия
продолжить
в течение двух лет, то можно быть уверенным, что этот навык сохранится
у вашего
сына или дочери на всю жизнь.
Однако
существуют и
противопоказания: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни,
отклонения в развитии, исключающие возможность занятий [2, 4]
.
От
теории к практике…
Методика
обучения плаванию
грудничков основана на том, что грудные дети обладают рефлекторной
способностью
задерживать дыхание. Способствует более легкому их обучению и тот факт,
что
удельный вес грудничка намного ниже удельного веса не только взрослого
человека, но и ребенка более старшего возраста [3, 4]
.
Первые
сеансы обучения грудного
ребенка необходимо провести под наблюдением и при помощи специалиста по
лечебной физкультуре из детской поликлиники. Ведь по неумению и
неосторожности
родителей младенец может окунуться с головой на вдохе и захлебнуться.
Тут требуется
предельное внимание и собранность!
Занятия
можно проводить в обычной
домашней ванне (для новорожденного это целый бассейнJ).
Независимо
от того, с какого
возраста вы начинаете заниматься с ребенком, температура воды при
первых
занятиях должна быть не ниже 36,50C,
а время пребывания в воде не более 10-15
мин. Если занятия из-за болезни ребенка или по каким-то другим причинам
были на
некоторое время прерваны, то после перерыва их также надо начинать с
исходной
температуры воды и начальной продолжительности.
Обучение
плаванию грудничков
можно проводить 3-4 раза в неделю, лучше всего за два кормления
до ночного
сна. Возбудимым детям рекомендуется плавать днем.
Поскольку
головка у новорожденного слишком
тяжелая по отношению к другим частям тела, то ее нужно обязательно
поддерживать. Во время первых занятий медленно погружайте ребенка в
воду в
положении на спине, начиная с ножек. После этого начинайте продвигать
его в
воде в разные стороны, стараясь, чтобы он рефлекторно отталкивался
ногами от краев
ванны. При плавании на груди поддерживайте подбородок малыша, следите,
чтобы
вода не попала ему в рот.
Когда
ребенок начнет делать гребковые
движения, то его можно поддерживать уже одной рукой, а затем и вовсе
отказаться
от ручной поддержки.
С
месячного возраста, если все
идет хорошо, начинайте тренировки задержки дыхания. Поддерживая руками
головку
ребенка, погружайте ее в воду (до уровня носа) на 4-10 с. [2, 4]
.
Рис.1. Техника поддержки ребенка при обучении плаванию
Наши достижения…
Еще
раз перечитав всю литературу
по
теме, просмотрев множество
видео в
интернете и посоветовавшись со своим бывшим тренером по плаванию, в
конце
концов, я решилась на такой эксперимент.
Поскольку
я сама знаю много
особенностей и приемов для правильного обучения плаванию (как в теории,
так и
на практике) приглашать консультанта из поликлиники мы не стали (да и
нет в
наших районных больницах таковых, но это выяснилось как всегда в
последний
момент).
Первое
занятие мы провели на 15
день жизни. В качестве бассейна выбрали обычную детскую ванночку,
заполненную
чуть больше чем наполовину.
Дочка
поначалу с опаской
отнеслась к такой затее, но уже через пару минут заулыбалась, начала
осматриваться и пробовать перебирать ножками.
Такие
«тренировки» мы проводили через
день. И уже спустя месяц Сашенька уверенно держала головку над водой.
Совершала
неуверенные гребковые движения, как бы плыла на спине. В положении
«на животе»
не опускала личико в воду.
Шло
время, дочка быстро подрастала,
и ее ванночка стала для нее маленькой. Вначале
я с опаской отпускала ее в обычную ванную, но совсем скоро она
освоилась и там
и теперь стала плавать по-настоящему.
Сейчас
нам 6 месяцев. Сашенька
совершенно не боится воды и глубины, смело плавает сама.
В дальнейшем мы планируем продолжать занятия плаванием, а с года начать ходить в обычный бассейн в спортивном комплексе.
Библиографический список
1.
Теоретические
аспекты плавания грудных детей
[Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://www.deti-pogodki.ru
2. Занятие
плаванием с грудными детьми [Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://www.sportfamily.ru
3.
Обучение
плаванию грудных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://swimland.ru/
4.
Мать
и
дитя. Энциклопедия для пап и мам. Ростов н/Д: ИД
«Владивосток», 2007. – 408с.,
с илл. (Составл. В. Н. Челноковой)
Рекомендуемые
ссылки
3.
Занятие
плаванием с грудничком