Игра в бильярд является одним из древних развлечений человечества, наряду с шахматами. Бильярдом увлекаются все выдающиеся люди современности, склонные к риску и азарту.
Бильярд является одним из наиболее динамично развивающихся и зрелищных видов спорта, в котором профессионал, прекрасно владеющий кием, выполняющий точные и красивые удары, вызывает всеобщее восхищение. Наблюдая за его игрой, публика получает огромное удовольствие. В практическом смысле бильярд – универсальный способ многостороннего развития личности, он доступен и полезен людям любого возраста [1].
Говоря о происхождении бильярдной игры, невозможно точно установить время ее появления. Известно лишь, что зародился бильярд на Древнем Востоке, а современный его облик оформился в Европе. В Европе о бильярде стало известно где-то в XII– XIII веке. Однако, настоящие развитие эта игра стала получать с XV века.
Первый бильярдный стол, известный благодаря сохранившимся письменным документам, был изготовлен мастером Анри де Винемом в 1469 году для короля Франции Людовика XI. Он имел много технических несовершенств. Так, борта не были упруги и шары, ударяясь о них, не отражались, грубыми киями – дубинками невозможно было придать шару боковое вращение, доска, по которой катались шары, была не очень ровной и твердой, игра выглядела весьма примитивной. В дальнейшем, начиная с конца XVI столетия, происходит усовершенствование бильярда, бильярдные столы становятся практически стандартными, как по размерам, так и по конструкции.
Постепенно бильярд становился все более доступным и популярным, однако не существовало определенных правил присущих данной игре. Первая известная попытка стандартизировать правила игры в бильярд была предпринята в XVII веке, в книге Коттона «Полный справочник игрока». Уже тогда действовало обязательное правило одного удара по шару [1].
В России бильярд появился в начале ХVIII столетия, при Петре I . Будучи в Голландии и познакомившись с этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, и игра эта стала любимым его развлечением. По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время бильярд быстро обосновался в дворянских поместьях, дворцах и различных клубах. Еще большую популярность бильярд обрел при императрице Анне Иоанновне, которая играла на нем почти ежедневно. С начала XIX в. бильярдная игра в России нашла своих почитателей в гостиницах, трактирах, и прочих заведениях. Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.
В конце XIX – начале XX в бильярдная игра постепенно, но верно принимает спортивный характер, что подтверждают всевозможные международные соревнования по бильярду. Так, в начале 1906г. в Париже разыгрывался чемпионат мира с главным призом в 40 тысяч франков. О масштабах распространения бильярда в Европе, особенно во Франции, можно судить по тому, что к 1910 г. только в одном Париже насчитывалось более 20 тысяч бильярдных столов. А в России перед первой мировой войной был организован Петербургский кружок любителей бильярдной игры, который ежегодно устраивал различные турниры [2].
В первые годы Советской власти бильярд, по существу, был забыт. Но уже через 10– 12 лет интерес к нему возродился. В 1930 г. в типографии треста «Белоцерковская госпечать» появилась брошюра М.Васильева «Бильярд», изданная тиражом всего 5 тысяч экземпляров. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создается бильярдная секция. Начало массовым турнирам в СССР было положено в 1935 г., когда в Москве в клубе Ф.Э.Дзержинского было разыграно городское первенство среди бильярдных секций.
Незадолго до Великой Отечественной войны лучшим игрокам страны Н.Березину, Н.Кобзеву и А.Миляеву было присвоено звание «Мастера спорта СССР по бильярду». В 1947 г. издательство «Физкультура и спорт» выпустило книгу В.И.Гофмейстера «Бильярдный спорт», в которой приведены правила тридцати бильярдных игр, сведения по технике игры, особенности проведения соревнований и турниров. Однако в послевоенное время бильярдная игра как спорт официально почти не культивировалась.
В конце 1989 года была создана Всесоюзная федерация бильярдного спорта. Преобразованная затем во Всероссийскую, а позднее переименованная в Национальную федерацию бильярдного спорта, которая в январе 1997 года была принята в члены Олимпийского комитета России [3].
Очень долго на протяжении истории игры в бильярд использовались бильярдные шары, изготовленные из слоновой кости. Однако, не все бивни слонов использовались для производства шаров. Идеальные шары делались из бивней самок слонов, а бивни самцов – шли для производства бильярдных шаров уже второго сорта. Этот интересный факт известнее не многим, и у него есть объяснение.
Дело в том, что главное достоинство бильярдного шара – это правильное вращение. В бивнях, как и в зубах, есть каналы, в которых располагаются капилляры и нервы.В бивнях слоних этот канал проходит ровно посередине, а у слонов – сворачивает к концу кости. Таким образом, бильярдный шар, изготовленный из бивня самца слонов – хуже сбалансирован.
При этом, больше ценились, как материал для бильярдных шаров, бивни индийских слоних, потому что они больше, чем у африканских. Из одного бивня слона получалось 4-5 шаров. Поэтому, для изготовления набора шаров для игры требовались бивни 2 слонов. Конечно, это и не гуманно, и накладно, и материал слишком дефицитный. И уже в середине девятнадцатого века, игроки и производители аксессуаров для бильярдов всерьез озаботились проблемой материала для бильярдных шаров. Натуральные, природные материалы – такие как, бивни моржей, зубы бегемотов, кашалотов, диких кабанов, не оправдали надежд. Шары получались второсортные [4].
Во второй половине девятнадцатого века, американская фирма «Филан энд Коллендер» предложила награду в 10 000 долларов, тому кто изобретет синтетический материал для изготовления хороших бильярдных шаров. Награда так и не была вручена, хотя вполне достойные претенденты на нее были. Одним из них, стал изобретатель из Иллинойса – Исаия Хайатс. К тому времени, когда он узнал о такой щедрой награде, у него уже было более 200 запатентованных изобретений. Наиболее известное из них – заточка для ножей. Озадачившись проблемой создания подходящего для изготовления бильярдных шаров материала, он придумал делать шары из коллодия – нитрата целлюлозы. После долгих опытов он убедился, что это не очень прочный материал, и добавил в него камфору. В итоге, получились довольно прочные бильярдные шары. Которые еще при этом было легко покрасить и сделать похожими на шары из слоновой кости. Однако, награду изобретатель так и не получил – компании «Филан энд Коллендер» эти бильярдные шары не понравились.
Тем не менее – они неплохо продавались, пока не пошел слух о том, что они взрываются. Это был только слух, эти бильярдные шары всего лишь трескались при ударах. Но, слух этот было не остановить [4].
В 1907 году был изобретен еще одни материал для изготовления бильярдных шаров – бэйкелит.
Он был лучше предыдущего, так был легок, не горюч и дешев. Затем, шары изготавливали из пластика. Пластик заливали в металлические формы и сжимали материал под большим давлением. И в конце тридцатых годов прошлого века для изготовления бильярдных шаров была использована фенолформальдегидная смола. Ее заливают в стеклянную форму и дают застыть. Эта наиболее дешевая технология.
Сегодня почти 80% бильярдных шаров, которыми играют в во всем мире, изготавливает бельгийская фирма Saluc. Это предприятие с огромной историей было образовано в 1923 году, а с 50-х годов специализируется на аксессуарах для бильярда.
Вид спорта под названием «Трюковой бильярд» или как его называют в Европе «Артистический бильярд» зародился более двух сотен лет тому назад. Трюки на бильярде начали зарождаться в связи с выполнением достаточно сложным подкруток и джампов в играх, некоторые из которых стали просто легендами и не всем, даже самым профессиональным игрокам удается их выполнить.
Одним из приемов артистического бильярда является джамп не через один, а сразу через несколько шаров. Для его выполнения необходимо купить специальный бильярдный кий, специально предназначенный для выполнения джампа, такой кий имеет жесткий каркас и твердую наклейку шафта, что позволяет максимально точно подбросить биток в точку удара по прицельному шару.
Для трюкового бильярда обычно используется стол меньшего размера, чем турнирный, с сукном в котором преобладает шерсть – ее использование существенно снижает трение шара о сукно, чем достигается более красивое вращение и более мягкое приземление шара на поверхность стола при выполнении перескока [5].
Так же часто используемым приемом в артистическом бильярде является оттяжка. Применяется она при выполнении трюка с закатыванием в лузу шаров расположенных под рукоятью кия, либо для забивания «свояка» в лузу противоположную предыдущей. Так же существует достаточно сложный трюк, в котором биток, после закатывания целевого шара, сначала проваливается вместе с ним в лузу и внезапно выкарабкивается оттуда благодаря правильно выполненному и достаточно сильному обратному вращению. Если Вас интересует данный трюк, то есть смысл начать искать нужный бильярдный стол. Выгодная продажа бильярдных столов в таком случае основной Вашей целью.
Трюку «Обкатка», как и джамповым ударам, соответствует нахождение на столе препятствий перед целевым шаром. В отличие от джампа для обката применяются тяжелые кии с мягкими наклейками, таким инструментом, возможно дать большее вращение битку, а благодаря большому, относительно других, весу кия достигается большая сила инерционного удара.
Трикшот – удар в трюковом бильярде сопряженный с забиванием нескольких шаров одним ударом. В данном ударе заметно сходство с дуплетом, но дуплет выполняется, чаще всего, благодаря везению, трикшот же – благодаря точности расчета силы удара, угла его выполнения и веса шаров. При верной расстановке шаров для выполнения трикшота требуется очень сильный и точный удар, чаще всего выполняемый по прямой линии и несущий в себе удар весом около двух тонн. Для выполнения трикшота стоит купить бильярдные шары как можно меньшего веса [5].
Для выполнения удара «Абриколь» обычно используется не более двух бортов и всего два шара, но «Абриколь» в понимании «бильярдных трюкачей» это, как минимум, все четыре борта и пять луз из шести. Для выполнения такого удара необходим большой бильярдный стол с достаточно крепкими бортами, ведь сила удара очень высока и не просто будет выполнить данный удар с мягкими бортами, ведь чем мягче борт тем больше энергии движения шара он гасит.
Исторические предки бильярда – всевозможные игры в шары. Уже в древности, они настолько радовали людей, что нашли свое отражение в искусстве. Ярким примером является фреска, сохранившаяся и в наши дни, на которой изображен фараон Тутмос III , играющий в игру, похожую на бильярд. В истории искусства есть немало других примеров, когда бильярд, сначала наземный, а затем и настольный, изображался средневековыми ремесленниками на гобеленах, фресках, в росписях дворцов.
Настоящий расцвет изображения бильярда в произведениях искусства произошел в XVII– XVIII веках, в творениях западноевропейских творцов. Самыми выдающимися в этом направлении стали скульпторы, художники из Англии, Франции и Германии. С середины восемнадцатого века до начала девятнадцатого художественные произведения с бильярдной тематикой обретают новые черты. Это уже не только красочные изображения бильярдной игры, как символа богатства или средства развлечения, это отображение бильярда, как батальной и философской игры, в которой принимают участие массы людей, и мужчин и женщин. Ярким представителем нового направления в изображении бильярда стала картина «Бильярд», которую создал Л.Л. Буланьи в 1807 году. Как только эту картину увидели ее современники, они не скупились говорить о ней в превосходных эпитетах. Это произведение искусства называли наиболее ярким и реалистичным изображением бильярда в эпоху Наполеона. Сегодня, по-прежнему, эта картина, не оставляет равнодушными поклонников игры в бильярд. Классический шедевр изобразительного искусства, прославляющий бильярд во Франции, стал неким международным символом этой игры. Вышедшая в 1994 году в США «Бильярдная энциклопедия», изобилует репродукциями художников, изображавших бильярд. Пожалуй, эта книга представила самый полный сборник изображений бильярда в искусстве, от Средневековья, до наших дней.
В нашей стране можно увидеть произведения искусства западноевропейских творцов на тему бильярда. Правда, их не так много. В Государственном историческом музее, хранится несессер в виде бильярдного стола. Хранится он в коллекции особого фонда музея. Несессер, или золотой ларец, был создан французскими ювелирами, работающими с драгоценными металлами, в 1819 году. Его размер – 9х21, 6х12,8 см. Изготовлен несессер из золота, серебра, меди, стекла, перламутра, бархата. Его изящество, яркость и красота наилучшим образом характеризуют то, с каким уважением относились к бильярду во Франции девятнадцатого века [4].
В Государственном музее изобразительных искусств, в собрании зарубежного искусства для всеобщего обозрения, выставлена картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе в Арле». Написана она была в 1888 году, и бильярдный стол с тремя шарами на нем, расположен как бы на втором плане полотна. Однако, он заметен, написан яркими красками, из чего можно сделать вывод о том, что бильярд и в конце девятнадцатого века был любимой игрой французов. Бильярд нашел свое отражение и в творчестве Жана Беро, картина которого так и называется «Игра в бильярд».
Изображение бильярда в произведениях искусства дает представление не только о том, как он развивался и как завоевывал все больше почитателей, но и о том, что бильярдная игра может служить вдохновением для людей искусства.
Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил известный физик Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Математическая теория явлений бильярдной игры» 1835-го года. Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа. Однако особого интереса у современников (по мнению некого Лемана) книга не вызвала, ни для математиков, ни для бильярдистов.
Прошло более полутораста лет и математический бильярд развился в свою теорию, породив несколько побочных. «Теория биллиардов» сегодня неотъемлемая часть эргодической теории и теории динамических систем, имеет важнейшее применение в физике. Математиком Гальпериным создан способ определения числа с помощью биллиарда. Намного ближе общеобразованному читателю результаты исследований математиков Штейнхауза, Альхазена и Гарднера [5].
АБРИКОЛЬ – удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар.
БИЛЛИЯ – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
БИТОК – шар, которым ударяют по другим шарам. Синоним – «свой».
БОКОВИК – удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен ЛЕВЫЙ БОКОВИК и БОРТОВИК (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
БРИЛЛИАНТ – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
ВИНТ – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
В ЛОБ – удар битком в центр прицельного шара.
ВРАЗРЕЗ – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
ДОМ – место для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
ДУГОВИК – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
ДУПЛЕТ – удар, при котором прицельный шар ударился о борт и отразился от него [6].
ЗАЙЦЫ – два стушеванных шара.
ЗАКАЗНОЙ ШАР – шар, который игрок называет перед ударом.
ИГРАТЬ «С РУК» – играть с любого места «дома» в установленных Правилами случаях.
КАРАМБОЛЬ – два последовательных соударения шаров.
КАТРБАН – отражение шара от четырех бортов.
КИКС – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара.
КЛАДКА (делание шаров) – падение в лузу прицельного шара.
КЛАПШТОС – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
КОНТРПАРТИЯ – решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая или контра.
КОНТРТУШ – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
КРУАЗЕ – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также МАЗИК – предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.
МАССЕ – один из особых ударов.
МАШИНКА – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах. Это приспособление помогает, например, играть шары, которые не достать обычным способом. Машинку иногда называют «тещей».
МЕРТВЫЙ ШАР – когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он ВИСИТ НАД ЛУЗОЙ.
НАЖИМ –один из запрещенных ударов.
НАКАТ – удар, при котором битку придается вращение вперед для движения вслед за прицельным шаром.
ОТТЯЖКА – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
ПИСТОЛЕТОМ – один из способов игры одной рукой.
ПОДСТАВКА – положение шаров, когда сыграть результативно не составляет труда.
ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР – любой шар, кроме битка. Сокращенно – «прицельный». Встречаются названия: «чужой», играемый шар.
ПРЯМОЙ ШАР – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, лежат на одной прямой линии.
РАЗБИВКА – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин «разбой».
РАСХОД – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партнеров [6].
РЕЗКА – удар битком очень тонко в край прицельного шара. Отсюда выражения: «перерезать» – когда играемый шар взят под более острым углом к принимающей лузе и «недорезать» – когда шар взят под более тупым углом.
РОКАМБОЛЬ – рикошет по нескольким бортам.
С КИЯ (закончить партию или положить несколько шаров) – когда играющий заканчивает партию или сыгрывает несколько шаров одной серией ударов.
СМАЗАТЬ ШАР – не положить сравнительно легкий шар.
С РУК – игра битком из «дома».
СТОЙКА БИЛЬЯРДИСТА – позиция игрока у стола (положение ног, корпуса, головы, рук, кия).
СЫГРАТЬ ВОЗДУХОМ – очень тонко задеть битком прицельный шар.
«ТРИ БОРТА» – один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде; разыгрывается на чемпионате мира.
ТРИПЛЕТ – отражение шара от двух бортов.
ТРУАБАН – отражение шара от трех бортов.
ТУЗ – шар, обозначенный цифрой «I» (значит 11 очков при игре в «Пирамиду»).
ТУРНЯК – толстый конец кия.
ФОЛ – любое нарушение Правил в бильярдном спорте.
ЭФФЕ – удар кием, придающий боковое вращение шару [6].
В настоящее время бильярд приобрел статус культовой игры и завоевал популярность в мире, став одним из атрибутов стиля и имиджа успешного молодого человека. Бильярд – уже не просто развлечение, это спортивные состязания, чемпионаты мира, бильярдные трюки и фокусы.
В чем же секрет популярности бильярда? Игра – это неотъемлемая часть человеческой природы. А притягательность бильярда кроется в его интеллектуальности, в необходимости обдумывания вариантов ударов, просчитывания комбинации в каждой игры, поскольку расположение шаров на бильярдном сукне практически не повторяется [7].