Мое знакомство с искусством
Мои родители сделали мне царский подарок, в честь моего поступления в ДонНТУ – на целый месяц меня отпустили в Москву. Я там уже бывал дважды проживая у своей старшей сестры Наташи. Сестра Наташа водила меня по дорстопримечателным местам российской столицы, покупая билеты и невнимательно слушая рассказы гида. Она мне объясняла свое поведение тем, что это уже она слушала несколько раз и все знает. Пытаясь вслушаться в рассказ очередного гида, я понимал, что гиду тоже не интересно говорить это в тысячный раз. Я отвлекался, слушал рассеянно, и как результат – мало чего понимал и запоминал.
На этот раз у Наташи просто не было времени водить меня по культурным центрам Москвы и она попросила пожилую тетушку, Ольгу Ивановну, «просвещать» меня.
На этот раз у Наташи просто не было времени водить меня по культурным центрам Москвы и она попросила пожилую тетушку, Ольгу Ивановну, «просвещать» меня.
Ольга Ивановна приехала к нам на второе утро моего приезда и повезла меня в Московский Манеж. «Там две замечательные экспозиции», – заметила она. Но видя мой равнодушный взгляд, кажется что-то поняла…
Возле Манежа стояла немногочисленная очередь, состоящая в основном из приезжих. «Иди и смотри. А главное – не торопись», – сказала мне Ольга Ивановна и где-то затерялась.
Первая выставка состояла из работ скульптора Эрьзи (Степан Дмитриевич Нефедов). Мальчик из глухого мордовского села, награжденный Богом огромным талантом, стал великим скульптором. Это я прочитал в начале выставки и со скучающим видом двинулся вперед. Выставку начала голова Моисея. О нем я немного знал. Но то, что я увидел, открыло для меня другого Моисея. Мудрые усталые глаза, глубокие морщины на лице и благородство человека, прожившего жизнь не зря. Мне показалось, что где-то я уже видел этого старика, возможно, даже сегодня, одного из сидящих под утренним солнцем на скамейке сквера.
Чуть левее – голова Александра Невского, великого воина, боровшегося со шведами, мудрого политика. Эта скульптура сделана, как многие другие, из крепчайшего дерева квебраха. А вот и автопортрет скульптора. Выдающиеся скулы, слегка выпяченная челюсть. И полные тоски глаза. Скульптуру можно бы назвать «тоска по Родине», так как в это время Эрьзя жил в Южной Америке, вспоминая березовые рощи, тихие речки, зеленые луга и бескрайние хлебные поля России.
Не все из этой экспозиции запомнилось мне. Стройные фигурки юных красавиц и мифические герои не «зацепились» в памяти. Возможно я даже не заметил самых выдающихся произведений скульптора, но меня поразило то, что скульптуры, в основном, сделаны из дерева, некоторые из них не совпадают с официальными трактовками, а являются плодом понимания того или иного мифа самим автором. Незабитость знаниями, книжками, эстетическими спорами – все это дало феномен Эрьзи. Он как бы слился с природой, является ее составляющей. В этом его гениальность.
Я подумал, что к Эрьзе я еще вернусь, когда стану старше и, возможно, умнее. А пока перешел в следующий зал.
Картины Ильи Глазунова, после сдержанных тонов скульптур Эрьзи, были ярки и праздничны. Золотой, синий, белый и красный цвета. И только начав вглядываться в лица героев картин, я увидел, что печалью глаза героев можно бы заполнить целое море.
Выставка была огромной. Никто меня не торопил, не объяснял смысл картин, и я внимательно вглядывался в них.
Больше всего меня поразили лица на картинах. Тонкие черты, огромные глаза. В них разум, благородство и печаль. Да, печаль, даже на самых спокойных и успешных лицах. Или мне так тогда казалось. В основном я останавливался возле портретов, не вникая в сюжеты остальных картин. Для этого нужны знания, а я их в то время не имел.
В основном это были портреты русских людей Х-ХХ в.в. И вот среди этих картин я обратил внимание на портрет молодой женщины. Неземной красоты лицо! Тонкие линии носа, губ, подбородка, огромные нежные глаза, пышные темные волосы. Но даже совершенное лицо не скрывало глубокий интеллект и благородство этой молодой женщины. Голубая, цвета небесной лазури одежда обрисовала ее совершенную фигуру. А в руках у нее был белый цветок, похожий на тюльпан. Я не знаю, с какой целью нарисовал художник его в руках героини, но понимал, что он необходим так, как и все остальное.
Больше ни на что не хотелось смотреть, хотя я в глубине души понимал, что здесь еще много достойно внимания. Но мне хотелось сохранить то впечатление, которое осталось после знакомства с портретом. Я даже тогда не посмотрел чей это портрет. И случайно, спустя 3-и года, узнал из «Интернета», что это портрет молодой Индиры Ганди.
У выхода из Манежа меня догнала Ольга Ивановна, хотела что-то спросить, но, внимательно присмотревшись в мое лицо, ничего не сказала.
Следующее наше знакомство состоялось с памятником А.С. Пушкину скульптора А.М. Онекушина. Мы про этот памятник даже изложение в школе писали. Или про другой?
Было утро. Москвичи торопились по Пушкинской площади, по своим делам. Деловито доклевывали свой завтрак городские птицы. Возле памятника не было никого. Только парочка фотографировалась на его фоне. Я подошел поближе к памятнику, прочитал фамилию автора и поднял голову вверх.
Скульптор представил А.С. Пушкина, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Поет изображен в спокойной позе, как бы совсем не замечающим городской суеты и шума. Он как бы оставался в раздумье над своими будущими строками. Свободны его движения: одна рука заложена за жилет, а другая за спину. Его строгое, задумчивое, даже грустное лицо, легкий наклон головы, сосредоточенный взгляд – все создает глубоко правдивый жизненный образ поэта.
Выразительно вылеплена голова. благодаря ее легкому наклону, великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.
Высота памятника вместе с фигурой составила около 11 метров. Но с разных точек обозревания памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигурой. Очень красив из гранита пьедестал, изящные ступени, 18 низких тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника.
На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из стихотворения поэта «Памятник»:
Я смотрю на фотографии того утра и вспоминаю свои мысли у памятника великого поэта.
Вот подошли положили на величественный постамент скромные цветы, собранные в подмосковном лесу. Стайка белоголовых ребятишек, привезенных откуда-то из российской глубинки учителем, и одинокие фигурки людей, подобные мне и Ольге Ивановне. Думаю, что в то утро я понял многое о Пушкине, о его роли в русской истории. Недаром кто-то из великих сказал: «Пушкин – это наше все». «Народная тропа» к Великому Поэту никогда не зарастет.
А вот и неожиданная встреча. Дом Виктора Михайловича Васнецова. «Это – область детства. Скучно, наверное будет», – подумал я. И ошибся.
Дом Васнецова словно из сказки перенесся в современную Москву, на одну из улиц столицы. И домом-то его трудно назвать. Так и хочется назвать: терем. Не из камня сложен, срублен из дерева. Внутри нет ни мягких кресел, ни кушеток. Вдоль стен стоят простые дубовые скамьи, посредине крепко сложенный стол, простой без скатерти, и кое-где были расставлены коренастые табуретки. Наверху – мастерская художника. У входа сторожит тишину нарисованный углем на стене «Ангел молчания». Здесь царство сказки, хранилище картин: «Ковер-самолет», «Сивка-бурка», «Аленушка», «Богатыри», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Спящая красавица».
Виктор Васнецов с детства увлекался народными сказками героическими былинами. Он говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не умеет ценить своей истории».
Вот она, знакомая с детства и «Аленушка». На берегу лесного ручья сидит Аленушка и тоскует о своем братце. Некому ей рассказать о своей печали, не у кого просить помощи. Осенняя природа молчаливо сочувствует горю девушки. Ничто не нарушает тишину старого леса. Старая сказка предстала передо мной немного в другом свете, словно я ее никогда внимательно не читал. Может, слышал в раннем детстве, да не все понял…
А вот три славных богатыря едут по степи. Что-то привлекло их внимание и заставило насторожиться. Зорко они вглядываются в даль, охраняя Родину. Никто из врагов не пройдет на родную землю. По сравнению со своими современными симпатичными мультяшными прообразами, столь популярными у современной молодежи, они выглядят, как ни странно, благороднее, серьезнее, сильнее. Вот думаю: всегда будут востребованы герои, защитники родной земли, даже извлеченные из толщины веков. И это хорошо, – потому что это – наши корни. А без корней никто не живет.
Вот тебе и сказки! А мысли-то совсем взрослые возникают, когда глядишь на эти картины. А де Сент-Экзюпери, когда-то сказал: «Все мы родом из детства».
Мы ехали по Кутузовскому проспекту. И вдруг за поворотом неожиданно появилась широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка.
До этого я как-то считал что мосты, арки, колоны это не произведения искусства. Но я глубоко ошибался. Огромное количество триумфальных арок вошло в список выдающихся произведений искусства. Вот и эта торжественно-величавая арка была сооружена по проекту известного русского архитектора Иосифа Бове в 1827-1834 годах, в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. И вот стою возле нее. На фоне огромных архитектурных деталей все остальное терялось, становилось незаметным. Создавая проект Триумфальной арки, Бове мечтал установить ее у Поклонной горы (на старой Смоленской дороге, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город). Тогда император еще не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома. Но «отцы города» решили установить арку не там, где планировалось, а у Тверской заставы, и здесь она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению. И вот в 1968 году Триумфальную арку перенесли на Кутузовский проспект, на словно созданную для нее площадь Победы, где уже была построена панорама «Бородинская битва». На ее вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасад ворот арки облицован белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые российские губернии, население которых воевало с Наполеоном. Монумент украшают бронзовые скульптурные изображения. Между ними размещены фигуры мужественных воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие храбрость, твердость, славу.
Я прикоснулся к воротам и словно почувствовал легкую поступь конницы, мерный шаг матушки-пехоты, тяжелый скрип телег, везущих артиллерию. Я увидел лиц людей, готовых умереть за Родину. Триумфальная арка величественная и прекрасная – малая награда всему народу, победившему никогда и никем досель не побежденного врага.
На этом мое знакомство с искусством, представленным так щедро Москвой, в то лето приостановилось. Ольга Ивановна куда-то уехала, Наташа была вечно занята, ее муж гордо заявлял, что никогда на выставках, музеях и театрах не был и не пойдет. А телевизор на что? Смотреть есть что и поинтересней. Я же принципиально больше не посещал места, где можно соприкоснуться с искусством. Не хотел расплескать и затерять то, новое, что появилось между мной и произведениями искусства.
Скажу только, что каждый раз, приезжая в незнакомый город, я интересуюсь: а где здесь картинная галерея, театр, музей. И если есть возможность, иду туда, ибо мир искусства бесконечен и прекрасен.