Магистр ДонНТУ Петрова Екатерина Эдуардовна






ПЕТРОВА
Екатерина Эдуардовна

Факультет компьютерных информационных
технологий и автоматики

Кафедра электронной техники

Специальность «Электронные системы»

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРНОЙ
СХЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
ПАРАМЕТРОВ АКТИВНОГО ИЛА НА ОЧИСТНЫХ
СООРУЖЕНИЯХ

Научный руководитель:
доц., к.т.н. Тарасюк Виктория Павловна



О РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА


Рисование — такая же суровая, и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать…
П.П. Чистяков

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
О. Уайльд. Портрет Дориана Грея

Исследователь русской культуры XVIII века А. П. Валийцкая пишет: «Живописный портрет — исторический документ особого рода, в котором жизнь общества отразилась единственной человеческой судьбой. Старинные портреты живут в музейных залах собственной жизнью: давно ушедшие люди глядят через столетия то грустно, то вопросительно, радуясь или сомневаясь, то ожидая ответа, то как будто зная его. […] Они, кажется, ждут лишь внимательного взгляда, лишь желания понять. И щедро платят за наш интерес, повествуя о том состоянии напряжённой работы мысли и взыскательного нравственного чувства, которыми жило, по словам А. Н. Радищева, «безумное и мудрое столетие» [1].

Сходство в портрете — результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды [5]. Именно потому так знамениты портреты стариков, например, рембрандтовские — несмотря на то, что юность и красота моделей уже прошла, портретист наслаждается, передавая их богатый внутренний мир и внутреннюю красоту. Когда говорится, что портрет похож на портретируемого, имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. Именно к такому сходству стремится художник [6].

Однако часто вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью портретом часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения [5].

Для меня рисование — важная часть жизни. Попытки рисования я предприняла еще в раннем детстве и с тех пор не представляю свою жизнь без рисунка. Портрет — один из самых интересных художественных жанров, но одновременно и самых сложных. К тому же рисовать человека всегда интересно благодаря его богатой мимике.

«Рисунок — уникальное явление в человеческой культуре. По быстроте и предельной доступности передачи нужной информации рисунок можно отнести к своеобразному международному языку общения, понятному человеку«, — пишет Н.Г. Ли [2]. Предмет можно нарисовать столь реалистично, что изображение будет напоминать четкую фотографию, или же он может быть выполнен в импрессионистской манере. Каким бы ни был стиль иполнения, рисунок представляет собо целое, состоящеее из частей [3]. При этом не стоит пренебрегать опытом художников при изучении науки рисования. И руководствоваться следует методикой, освещенной в их книгах. Здесь я кратко расскажу основы рисования головы, взятые из книг кандидата педагогических наук, профессора кафедры рисунка, живописи и скульптуры Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Николая Геннадьевича Ли, художников-графиков Карла Глассфорда и Уильяма Ф. Пауэла, покажу примеры портретов, выполненных художниками в разной технике, а также примеры своих собственных работ.

Понятие о форме и объеме конструкции

Сопоставление объемных форм: головы человека с геометрическим объектомСопоставление объемных
форм: головы человека с геометрическим объектом

Для грамотного изображения предметов необходимо иметь ясное представление об их форме, объеме и конструкции. В физической природе невозможно представить какое-либо тело, имеющее абстрактную форму, например пустоту.

Форма — внешнее очертание предмета, у которого есть некая масса, определяемая тремя показателями, характеризующими объем.

Линейно-конструктивный рисунок головы натурщицы Линейно-конструктивный рисунок головы натурщицы

Объем — это величина, или масса предмета, измеряемая в кубических единицах и имеющая высоту, ширину и глубину.

Эти два понятия — форма и объем — неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое и раздельно в природе не существуют.

Помимо формы и объема также важно иметь представление о конструкции. Термин «конструкция» означает состав и взаимное расположение частей какого-либо построения. Конструкция предмета определяется внешними и внутренними признаками, их строением, как внутренним, так и внешним.

Одним из основных изобразительных средств любых форм, а в частности головы человека, являются точка и линия. Линиями определяются контуры предметов, образующих их форму, объектно-пространственные величины: высоту, длину, ширину, вспомогательные линии. Точками намечают узлы конструкции. В действительности на модели нет ни точек, ни линий, они условны, вспомогательны [2, 7].

Строение костей и мышц

Рисование головы человека занимает особое место в изобразительном искусстве. Для правильного изображения головы человека необходимо хорошо знать анатомические закономерности строения костей и мышц.

Линейно-конструктивный рисунок черепа, прорисовка костей черепа, мышц головы     Линейно-конструктивный рисунок черепа, прорисовка костей черепа, мышц головы     Линейно-конструктивный рисунок черепа, прорисовка костей черепа, мышц головы
Линейно-конструктивный рисунок черепа, прорисовка костей черепа, мышц головы

Работа над рисунком черепа требует чрезвычайной внимательности, определенного эмоционально-психологического настроя, объемно-пространственного мышления, соблюдения всех изобразительных, методических, логических принципов, законов перспективы и пропорции.

При рисовании черепа его размер на листе должен быть оптимальным. При этом с лицевой стороны изображение Общий характер силуэта намечают легким движением карандаша. Следует учитывать, что с лицевой стороны изображение, в зависимости от угла поворота черепа, должно оставаться чуть больше свободного места, чем со стороны затылка.

Построение формы черепа следует производить по опорным точкам на его поверхности. Ими являются характерные костные выступы и углубления, которые при внимательном рассмотрении довольно четко проявляются, например, два лобных бугра.

Закончив обобщенную конструктивную модель, можно приступать к уточнению более крупных и значимых деталей формы.

Рисование носа.

Изучение частей головы следует начинать с анализа и изображения формы носа. Несмотря на многообразие форм носов, их строение имеет единую для всех структуру: передняя поверхность (спинка носа), две боковые плоскости, основание ноздревой поверхности. Конструкция носа имеет в поперечном сечении трапецию, а целиком напоминает призму. Первый шаг — это набросок общих контуров. Затем углы скругляются в плавные дуги в соответствии с очертаниями изображаемого носа.

Этапы прорисовки носа
Этапы прорисовки носа

Схема строения носа, в зависимости от индивидуальных особенностей, видоизменяется. Во избежание всевозможных ошибок при рисовании с натуры, следует изучать модель со всех сторон. Это поможет лучшему пониманию изображаемого предмета.

Ноздри передают индивидуальность носа и человека. Рисуя тени, вначале прокладывается легкий тон, затем он усиливается на перегибах. Изнутри ноздри не должны быть заштрихованы слишком густо, иначе они будут привлекать слишком много внимания. Мужские ноздри имеют более угловатые очертания, а женские — более нежные и плавные [2, 4].

Рисование глаз
Рисование глаз

Рисование глаз

При рисовании глаза необходимо знать основные закономерности его строения. Глаз имеет шарообразную форму и находится в глазничной впадине. На передней поверхности глазного яблока находится выпуклая роговица, которая определяет характер изгиба формы верхнего века. Cледует обратить внимание на разницу раскрытия верхнего и нижнего века: верхняя половина больше нижней, это говорит о том, что верхнее веко имеет больший изгиб.

Важную роль в рисовании глаза играют надглазничные выступы с бровями, а также области надбровных дуг, надпереносья, форма носа, наружные и подглазничные формы.

При рисовании с натуры необходимо отталкиваться от научного понимания строения формы глаза, а не срисовывать механически видимые поверхности. Однако глаза — самая важная часть при передаче портретного сходства. Они играют большую роль в обозначении характера и настроения человека. Даже если остальная часть лица нарисована верно, но глаза — нет, портретного сходства не будет [2, 4].

При рисовании глаз не стоит забывать о блике на зрачке. Он также дает намек на характер.


Рисование бровей

Рисование бровей

Бровь состоит из двух структурных элементов: тела и хвостовой части. Тело брови начинается в области надпереносья и заканчивается не доходя до линии виска. Далее начинается хвостовая часть, которая располагается под большим или меньшим углом по отношению к телу и направлена вниз и в сторону. Угол сгиба чаще всего колеблется в диапазоне от 165o до 135o. Брови играют особую роль при передаче выражения лица. Они могут быть густыми или тонкими, изогнутыми или прямыми [2, 4].

Рисование губ

Рисование губ

Губы — выразительнейшая деталь лица, но при всем разнообразии губы также имеют общую для всех структуру.

Изображая форму губ, намечают их местоположение с учетом пропорциональных и перспективных сокращений, затем намечают линию рта, осевую линию. Чтобы не ошибиться при построении губ, необходимо внимательно проследить за их рельефом. Уточнив толщину губ, проводят дугообразную кромку верхней формы губы, а затем нижней, ориентируясь на осевую линию и расположение нижней губы относительно верхней.

Рисуя мужские губы следует обращать внимание на то, чтобы их тон был не слишком темным. Иначе будет казаться, что они накрашены. Кроме того мужские губы обычно не такие полные, как женские [2, 4].

Рисование уха

Структурная основа ушной раковины состоит из сложных изогнутых форм. Внутри раковины находится хрящевая основа, исключение составляет ее нижняя часть — долька уха.

Края ушной раковины имеют утолщение — завиток.

Рисование уха     Рисование уха     Рисование уха

Рисунок следует начинать с изображения общей формы, изображения осевой линии, которая помогает правильно установить расположение уха. Внешние очертания поверхности ушной раковины напоминают эллипсовидную плоскость, В зависимости от степени отстояния уха, эллипсовидная плоскость ушной раковины будет находиться под разным углом по отношению к рисующему.

Наметив правильно эллипсовидную плоскость, изображают изгибы ушной раковины, мочку, одновременно следя за пропорциональным соотношением частей по уха по отношению друг к другу.

Для того чтобы все части уха привести к единому целому, необходимо ослабить или пригасить чрезмерно затемненные участи и резко выявленные края форм, а недостаточно выявленные участи и края — усилить. Теневые участки не должны выходить из общей тональности. Части уха, находящиеся на переднем плане, должны быть более четко проработаны, чем формы, находящиеся на дальнем плане. Цельность рисунка обеспечивается усилением главной формы (уха), а окружающие ее формы детали (локоны) не должны отвлекать внимания от главной [2].

Фон в изображении головы.

Атрибуты, фон и костюм помогают отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник использует определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяет предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её статус. Колонна и драпировка — традиционные атрибуты парадного портрета. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя.

Рисовать голову можно как с фоном, так и без. При отсутствии фона свободное поле бумаги рассматривается как условное пространство. Однако в таком случае, рисунок должен быть выполнен таким образом, чтобы белизна бумаги не нарушала общую гармонию. На портретах с нейтральным серым или чёрным фоном всё внимание зрителя сосредоточено исключительно на лице изображённого.

Работа над фоном с самого начала ведется параллельно с выявлением формы головы [2, 3, 6].

Примеры портретов в различных техниках

На примере портрета ниже демонстрируются возможности разных изобразительных средств.

Демонстрация возможности разных изобразительных средствДемонстрация возможности разных изобразительных средств

Характер каждого конкретного человека передается графическими средствами, при этом художник делает определенный выбор: что в портрете оставить, от чего отказаться [3]. Представленные ниже портреты выполнены в разной технике, однако все они весьма выразительны и характерны.

А. Постнов. Полнотональный академический рисунок головы натурщика. 1948 «Портрет художника К.А. Савицкого». Выполнен с работы И.Н. Крамского Я. Цико. Портрет мужчины. Сухая кисть
А. Постнов. Полнотональный академический рисунок головы натурщика. 1948 «Портрет художника
К.А. Савицкого».
Выполнен с работы
И.Н. Крамского
Я. Цико. Портрет мужчины. Сухая кисть


Carl Glassford. Портрет художника Уильяма Александера. Тушь З.Е. Серебрякова. Портрет Е.Н. Гейденрейх в красном, 1923. Акварель Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины ІІ, 1794. Масло
Carl Glassford. «Портрет художника Уильяма Александера». Тушь З.Е. Серебрякова «Портрет Е.Н. Гейденрейх в красном», 1923. Акварель Д.Г. Левицкий. «Портрет
Екатерины ІІ», 1794. Масло

Примеры моих работ

Рисование портрета увлекательно еще тем, что в процесса создания изображения детально изучается внешность рисуемого человека, становятся заметны детали, которые мы не замечаем при общении, ведь они обыденны. Вдруг открывается поразительное сходство двух людей, например, по размеру или форме глаз, по взгляду или мимическим складкам. На фотографиях ниже примеры выполненных мной удачных, на мой взгляд, портретов. А также фотографии меня в процессе работы.

«Портрет неизвестной» выполнен по картине Жана Батиста Перроно, однако цели создать копию заведомо не было. Мной была всего лишь предпринята первая попытка нарисовать живописный портрет, и, кажется, довольно удачная.

Петрова Е.Э. «Портрет JenniferAniston», 2011. Выполнен с фото.     Петрова Е.Э.

Я за работой
«Портрет JenniferAniston», 2011.
Выполнен с фото.
Размер 297x420 мм

Петрова Е.Э. «Портрет неизвестной», 2010. По картине Жана Батиста Перроно     Петрова Е.Э.

Мой первый портрет маслом
«Портрет неизвестной», 2010. По картине Жана Батиста Перроно

Рисование — сложная наука, требующая постоянной практики, на которую порой не хватает времени. Но останавливаться на достигнутом я не собираюсь, а планирую совершенстоваться и дальше. А что особенно приятно, сколько людей, столько уникальных лиц! Здесь Вы можете ознакомиться с другими моими работами.

В завершении моего индивидуального раздела хотелось бы процитировать художника Карла Глассфорда: «Искусство, творчество — тот вид деятельности, в котором все, что предстоит узнать, всегда ценнее уже известного. В истинном искусстве не существует званий и степеней, значение имеют только расстояния, пройденные по пути к совершенству. [...] Между прочим, знаете, какой вопрос чаще всего задают художнику? «Сколько времени вы потратили на эту работу?». Иногда я называю свой возраст, иногда рисую квадрат стороной в дюйм, делю его на четыре части для обозначения времени. Теперь же я могу ответить так: «Это заняло столько времени, сколько заняло». Каким бы ни был вопрос, отвечайте с улыбкой».

Использованная литература

  1. Фенина С.В. Беседы о русских художниках: книга для чтения со словарем на английском языке и с комментариями. — М.: Русский язык, 1990. — 213 с.: ил.
  2. Ли Н.Г. Голова человека: основы учебного академического рисунка. — М.: Эксмо, 2010. — 264 с.: ил.
  3. Глассфорд Карл. Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет / К.Глассфорд; пер. с англ. О.Герасиной. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 63 [1] c.: ил. — (библиотека художника).
  4. Пауэлл У.Ф. Рисуему голову и фигуру / Уильям Ф.Пауэлл; пер. с англ. Е.Ильиной. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 29, [3] с.: ил. — (Уроки рисунка и живописи).
  5. Зингер Л.С. Портрет / Большая советская энциклопедия.
  6. Портрет / Материалы свободной энциклопедии «Википедия».
  7. Сайт «Уют». Форма, объем, конструкция.
  8. Сайт художника Ярослава Цико
  9. Сайт «График». Графика, история искусства, уроки рисунка, статьи об искусстве с иллюстрациями.