Библиотека
МОРАЛЬ И ПРАВО В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Саламаха А.С., ст. гр. НАП-07, Романова Е.Н., доцент
Донецький національний технічний університет, м. Донецьк, Україна
«Некоторые люди рождаются с
таким великим талантом в           
отношении бесстыдного и           
нахального поведения, что у них
нет выбора – они становятся       
политиками»                                   
Гвайн Даэр
   Мораль, право и политика — это три главные составляющие этической сферы. С этой точки зрения, всякое общественное явление, способное внести изменения в формы и сущность общественных отношений, непременно представляет собой явление либо морального, либо правового, либо политического порядка. Чаще всего происходит сочетание перечисленного, но только в разных пропорциях. Другими словами, мораль, право и политика образуют одновременно и те три основные формы, в которых выражается всякий социальный прогресс, и ту тройку основных сил, которые он использует для достижения своих целей.
   Зачастую наиболее пристальное внимание исследователей обращено на мораль и право. А между тем, недооценка социального значения политики составляет такой пробел в современной общественной науке и современном общественном сознании, из-за которого в совершенно искаженном свете выступает не только сама политика, но вся мораль, и всё право. Напротив, достаточно поставить политику в один этический ряд с моралью и правом и придать ей одинаковое с ними по важности значение, как сразу многое в социальной жизни людей становится несравнимо яснее.
   Но существуют и огромные различия между этими феноменами. Дело морали – удовлетворять потребности социальной жизни в нормах абсолютных или кажущихся абсолютными. Но можно посмотреть на мораль и с другой точки зрения: этот способ манипуляции общественным сознанием даёт человеку на каком-то этапе его жизни определённые качества, без которых он не сможет идти дальше. Можно согласиться с таким мнением, что людей используют как «батареек» (когда задаётся мотивация в виде стимулов и наказаний для структурирования и использования энергии социума), как необходимый опыт, из которого потом можно что-либо извлечь. Ведь человек не может осознать то, что он не прожил, не почувствовал на своей «шкуре» - нельзя понять то, что ты не пробовал. А с другой стороны, подобные механизмы являются стимулами к развитию человечества: если бы все люди жили счастливо, красиво, без проблем – какова вероятность, что они пойдут, и сами будут работать над внутренней трансформацией? Скорее всего, эта вероятность невелика.
   Если попытаться определить мораль как область такого справедливого или должного, которое воспринимается как вечное, вневременное или абсолютное, то тогда право есть справедливое и должное на известный период времени и в известных конкретных условиях. Политика же – это этически совершенно необходимая область справедливого и должного в момент и для момента. Все различно в морали, в праве и в политике: их цели, функции, характер их норм, их санкция, психологические источники, и, в особенности, их отношение к историческому разуму.
   Обращает на себя внимание такой факт: даже для того, чтобы стать простым сапожником или плотником, нужно пройти довольно долгую и систематическую выучку, нужно немалое количество точных знаний. Но чтобы стать политиком, ничего подобного не требуется! В политике каждый пользуется своими собственными приёмами работы и мышления. Лишь очень немногие оказываются в состоянии подчинить в своих мыслях явление второстепенные явлениям действительной важности. Обычно из всего происходящего выдёргивается наудачу несколько отдельных моментов и на них сосредоточивается всё внимание.
   На наш взгляд, искомый высший принцип политической науки заключается в уже ранее высказанной мысли, что политика наряду с моралью и правом выполняет специфическую социальную функцию и обладает своей особой социальной природой. Причём, политика какой-нибудь миниатюрной сельской общины ничем не отличается от политики величайшей из мировых держав. «Политическая психология» отдельной личности прекрасно выражает порой политическую психологи целого народа; и обратно.
   В заключение хотелось бы сказать, что идеалом, к которому следует стремиться, являются программы общественного развития, отражающие требования одновременно и морали, и права, и политики в их гармоническом согласовании и соединении.
Литература
   1. Ключников Ю.В. Мораль, право, политика как этическая сфера. // Полис. — 1992. — №1. — С.208-216.
   2. Либертэ С. Политика и мораль в современном мире. // http://members.tripod.com/.
Биография     Реферат     Библиотека     Резюме     Инд.раздел      Отчет о поиске
© ДонНТУ, Саламаха Алиса Сергеевна , 2012