Увлечение фотографией
Глубина резко изображаемого пространства
В фотографии глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это одна из характеристик объектива.
ГРИП – это расстояние между передней и задней границами резко изображённого пространства, измеренное вдоль оптической оси, в пределах которого объекты съёмки на снимке отображаются безусловно резко [1].
Рисунок 1 – Глубина резко изображаемого пространства
В большинстве ситуаций параметр ГРИП имеет следующие особенности:
- ГРИП большая на маленьких фокусных расстояниях, малая на больших фокусных расстояниях.
- ГРИП большая на при закрытой диафрагме (при больших численных значениях), малая при открытой диафрагме.
- ГРИП больше при съемке удаленных объектов, чем при съемке близко расположенных объектов. (принимает опасные значения в макро фотографии).
- Передняя ГРИП (относительно резкий промежуток расстояний перед объектом в фокусе) меньше задней глубины резкости (за объектом) [2].
Зависимость ГРИП от диафрагмы.
Рисунок 2 – Зависимость ГРИП от диафрагмы.
Соответственно из этих особенностей вытекает следующее:
Если Вы хотите добиться максимальной глубины резкости используете небольшие фокусные расстояния (например, 35 или 50мм) прикрывайте до разумных пределов диафрагму, снимайте с относительно большого расстояния (например, 5 или 10 метров ).
Пример большой ГРИП (пример был сделан автором с помощью фотоаппарата Canon EOS 1100D и обьектива Canon EF-S 55–250 f/4–5,6 IS II, параметры съемки f/22 1/25s ISO 1600)
Рисунок 3 – Пример большой ГРИП
Если Вы хотите добиться малой глубины резкости – используете длиннофокусную оптику, максимально откройте диафрагму, снимайте с небольшого расстояния. (например, 1–1,5 метра).
Пример малой ГРИП (пример был сделан автором с помощью фотоаппарата Canon EOS 1100D и обьектива Canon EF-S 55–250 f/4–5,6 IS II, параметры съемки f/4 1/25s ISO 1600)
Рисунок 4 – Пример малой ГРИП
При репортажной съёмке, то есть съёмке событий и открыточных видов города (городской пейзаж), обычно добиваются максимальной ГРИП, чтобы на снимке средние и крупные объекты съёмки получались чёткими. При съёмке портретов, в художественной фотографии, и в пейзажной фотографии, наоборот, иногда стараются уменьшить ГРИП, чтобы выделить человека или объект из фона, так называемый эффект боке – размытие фона [2].
Литература
- Глубина резко изображаемого пространства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Глубина_резко_изображаемого_пространства.
- Теория и практика фотографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.photoline.ru/indexteor.htm.