Назад в библиотеку

Взаимосвязь духовного и психосоматического здоровья в исламе

Автор: Матычак О.В..
Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: Матеріали XXXI Міжнародної науково-практичної конференції "Перспективи вирішення біоетичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії". – Донецьк : ІПШІ "Наука і освіта", 2012. – 284 с., с 181-183.

Аннотация

Матычак О.В. Взаимосвязь духовного и психосоматического здоровья в исламе. В данной работе рассматривается понимание чистоты в исламе на основании мировоззрения мусульманского мудреца Ибн Сины, создавшего канон врачебной науки, который оказал влияние на формирование и развитие современной медицины

Для современного общества являются весьма актуальными биоэтические проблемы, с которыми оно сталкивается в век информационных технологий.
 Ислам относится к тем религиозным традициям, которые уделяют особое внимание взаимосвязи духовного и психосоматического здоровья как фактора решения проблем биоэтики. 
На основании мусульманского мировоззрения великий Ибн Сина (Авиценна) создаёт свой знаменитый канон врачебной науки, который оказал влияние на формирование и развитие современной медицины.
Ибн  Сине удаётся создать уникальный кодекс гигиенических требований, которые в своей основе являются рациональными и целесообразными. Базируется этот кодекс на традиционном отношении ислама к чистоте, которая понимается как важный элемент веры. Тирмизи зафиксировал следующий хадис пророка Мухаммада: "Чистота - это половина веры".
Гигиенические требования «Канона» выдержали серьёзнейшую проверку временем и на протяжении столетий служили основой охраны здоровья многих поколений. Поэтому правомерно поставить вопрос о связи представлений Ибн Сины с современными положениями профилактической медицины. Прежде всего Ибн Сина уделял большое значение воде, «всесоздающей, растворяющей, скрепляющей и разрушающей». Особое значение, с его точки зрения имеют минеральные воды. Он учил, что если минеральные воды содержат соли, золото и серебро, то они благотворно действуют на организм человека. Одновременно вода может служить и причиной заболеваний: «поистине от разнообразной воды путешественник может заболеть разными болезнями чаще, чем от разнообразной пищи. Поэтому необходимо … заняться мерами исправления воды. К числу таких мер относится хорошее фильтрование, основанное на пропускании через пористую глиняную посуду, и кипячение». Вода также есть фактором укрепления здоровья. Ибн Сина писал: «Купание в холодной воде благоприятствует тому, у кого режим во всех отношения является совершенным». [1, с.172-173]
Шейх Найсабури в своём произведении под названием «Аль-Латаиф» уделив внимание чистоте различных частей тела, затрагивает также вопросы чистоты сердца: «Чистота сердца – это, когда оно отвернулось от всего кроме Аллаха. Чистота тайны – это соприкосновение. Чистота души – это надежда и довольство. Чистота духа – это наличие чувства стыда и степенность. Чистота желудка – это употребление разрешенного (халяль) и отказ от запретного (харам) и сомнительного. Чистота тела – это отказ от запретных половых связей и очищение от грязи. Чистота рук – это отказ от запретного (харам), сомнительного и работа. Чистота языка – это поминание Аллаха (зикр) и просьба о прощении грехов».
    Согласно учению ислама причиной неверия является загрязнение сердца. Тирмизи передаёт следующий хадис: «У посланника Аллаха спросили:
- Что более всего приводит людей в рай?
- Уважение к Аллаху (богобоязненность) и добрая нравственность.
   А когда у него спросили:
- А что более всего будет приводить людей в ад?
- Рот и половые органы. – ответил он» (Тирмизи «Бирр», 62. Ибн Маджа «Зухд», 29).
Ислам видит опасность загрязнённости на всех уровнях человеческого бытия начиная с внутреннего, межличностного до окружающей среды. Но самым главным является отход человека от духовных принципов. Поэтому так остро стоит вопрос о внутренней чистоте, наличии ценностей, принципов, что является основой формирования как внутреннего так и внешнего пространства здоровья.
В Коране сказано: «Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере], поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву. Но нет же! Вы предпочитаете жизнь здешнюю, хотя будущая жизнь – лучше и вечна» (аль-Инсан/27).
Основа нравственности ислама заключается в преданной любви человека к Господу и искренности, а единственным признаком этой любви и искренности является подлинное духовное служение. Именно оно и есть, согласно исламу, инструментом телесной и духовной чистоты, а значит целостности и здоровья человека, а так же фундаментом решения биоэтических проблем современности.

Список использованной литературы

1. Творча спадщина Ібн Сіни та сучасність // Кол. монографія за ред. М.В. Попова, М.С. Ватанха. К. : Видавничий дім „Асканія” 2009 р., 376 с.