Для современного общества являются весьма актуальными биоэтические
проблемы, с которыми оно сталкивается в век информационных технологий.
Ислам относится к тем религиозным традициям, которые уделяют
особое внимание взаимосвязи духовного и психосоматического здоровья как
фактора решения проблем биоэтики.
На основании мусульманского мировоззрения великий Ибн Сина (Авиценна)
создаёт свой знаменитый канон врачебной науки, который оказал влияние
на формирование и развитие современной медицины.
Ибн Сине удаётся создать уникальный кодекс гигиенических
требований, которые в своей основе являются рациональными и
целесообразными. Базируется этот кодекс на традиционном отношении
ислама к чистоте, которая понимается как важный элемент веры. Тирмизи
зафиксировал следующий хадис пророка Мухаммада: "Чистота - это половина
веры".
Гигиенические требования «Канона» выдержали серьёзнейшую
проверку временем и на протяжении столетий служили основой охраны
здоровья многих поколений. Поэтому правомерно поставить вопрос о связи
представлений Ибн Сины с современными положениями профилактической
медицины. Прежде всего Ибн Сина уделял большое значение воде,
«всесоздающей, растворяющей, скрепляющей и разрушающей».
Особое значение, с его точки зрения имеют минеральные воды. Он учил,
что если минеральные воды содержат соли, золото и серебро, то они
благотворно действуют на организм человека. Одновременно вода может
служить и причиной заболеваний: «поистине от разнообразной воды
путешественник может заболеть разными болезнями чаще, чем от
разнообразной пищи. Поэтому необходимо … заняться мерами
исправления воды. К числу таких мер относится хорошее фильтрование,
основанное на пропускании через пористую глиняную посуду, и
кипячение». Вода также есть фактором укрепления здоровья. Ибн
Сина писал: «Купание в холодной воде благоприятствует тому, у
кого режим во всех отношения является совершенным». [1, с.172-173]
Шейх Найсабури в своём произведении под названием
«Аль-Латаиф» уделив внимание чистоте различных частей тела,
затрагивает также вопросы чистоты сердца: «Чистота сердца –
это, когда оно отвернулось от всего кроме Аллаха. Чистота тайны –
это соприкосновение. Чистота души – это надежда и довольство.
Чистота духа – это наличие чувства стыда и степенность. Чистота
желудка – это употребление разрешенного (халяль) и отказ от
запретного (харам) и сомнительного. Чистота тела – это отказ от
запретных половых связей и очищение от грязи. Чистота рук – это
отказ от запретного (харам), сомнительного и работа. Чистота языка
– это поминание Аллаха (зикр) и просьба о прощении грехов».
Согласно учению ислама причиной неверия является
загрязнение сердца. Тирмизи передаёт следующий хадис: «У
посланника Аллаха спросили:
- Что более всего приводит людей в рай?
- Уважение к Аллаху (богобоязненность) и добрая нравственность.
А когда у него спросили:
- А что более всего будет приводить людей в ад?
- Рот и половые органы. – ответил он» (Тирмизи
«Бирр», 62. Ибн Маджа «Зухд», 29).
Ислам видит опасность загрязнённости на всех уровнях человеческого
бытия начиная с внутреннего, межличностного до окружающей среды. Но
самым главным является отход человека от духовных принципов. Поэтому
так остро стоит вопрос о внутренней чистоте, наличии ценностей,
принципов, что является основой формирования как внутреннего так и
внешнего пространства здоровья.
В Коране сказано: «Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере],
поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву. Но нет же! Вы
предпочитаете жизнь здешнюю, хотя будущая жизнь – лучше и
вечна» (аль-Инсан/27).
Основа нравственности ислама заключается в преданной любви человека к
Господу и искренности, а единственным признаком этой любви и
искренности является подлинное духовное служение. Именно оно и есть,
согласно исламу, инструментом телесной и духовной чистоты, а значит
целостности и здоровья человека, а так же фундаментом решения
биоэтических проблем современности.
1. Творча спадщина Ібн Сіни та сучасність // Кол. монографія за ред.
М.В. Попова, М.С. Ватанха. К. : Видавничий дім „Асканія”
2009 р., 376 с.