Аннотация
Матычак
О.В. Проблема соотношения веры и знания в средневековой арабо-исламской
мысли. Анализ решения арабскими
философами средневековья проблемы
взаимоотношения науки и религии, знания и веры даёт возможность выявить
исторические особенности содержания научно-философского знания,
противостоящего религиозной вере.
Посягательство человека на знание самого себя и своего окружения,
ближайшего и самого отдалённого, обнаруживает с одной стороны, его
безмерные возможности, а с другой – родовую ограниченность
реального знания. Человек пытается разрешить драму своих
взаимоотношений с макрокосмосом мироздания, космосом социума и
микрокосмосом внутреннего мира, создавая мирообъясняющие системы,
стремясь понять каждый из этих миров, поскольку понимание их является
условием его существования и эволюции. Среди них двумя полярными
объяснениями явились религиозное и научное, опирающиеся на
фундаментальные для каждого из них проявления человеческого духа:
религия – на веру, а наука – на знание.
Исторически возникшая полярность религии и науки резко обозначается
в наши дни, когда бурные социальные события сталкивают вместе самые
разные формы общественного сознания и самые разные уровни их развития.
Сплетенность философских и религиозных концепций с практикой социальной
и политической жизни ярко представлена в странах Арабского Востока, где
современность соседствует с традициями и где заново ставятся вопросы о
том, что такое современность, какова её связь с прошлым и каково её
будущее.
Философские доктрины предлагают множество вариантов решения
социально-экономических задач. В редком из вариантов не присутствует
такой компонент как религия вообще или ислам в частности – как
главенствующее вероучение арабских народов. Одним из важнейших аспектов
современной жизни является роль религии в осуществлении
социально-экономических и культурных программ, в частности её роль в
научно-техническом прогрессе. Наука характеризуется двумя тенденциями.
Первая из ни – сохранение и умножение достижений науки в тех
обществах, где она завоевала одно из центральных мест, и внедрение её в
качестве существеннейшего компонента культуры, экономической жизни в
тех обществах, которые не так давно вступили на путь самостоятельного
развития. Вторая тенденция связана с проблемами обнаружения
ограниченности известных природных ресурсов, разрушительности
бездумного и безудержного натиска на природу, т.е. с проблемами
экологии. Последнее обстоятельство требует ограничения притязаний
науки, подведения её под контроль нравственности, морали и в ведение в
неё этических критериев.
Существует оценка научных структур, отражающая тенденцию последнего
времени к «экологическому» взгляду на науку, который ставит
под сомнение нужность следования в её развитии по пути
«европейской» науки, пути на котором оказалось так много
опасностей и который может стать губительным для человечества.
Признание необходимости развития и соответственно внедрения науки
означают необходимость создания условий для этого, в том числе
духовно-культурных ориентаций. Знание как система включено в широкий
историко-культурный контекст, анализ исторических форм его структуры
предполагает выявление форм и степени зависимости его от этого
контекста. Продолжение такого анализа предполагает раскрытие и
другой стороны социально культурных связей знания, включение его
как составного элемента в культурный контекст и, следовательно,
взаимодействие с другими его элементами, в частности с религией. [4, с.5]
Принимая во внимание то обстоятельство, что в настоящее время для
полной секуляризации общественной жизни многих, в том числе
арабских, стран ещё нет объективных условий, что религия имеет ведущее
влияние на жизнь общества, исследователи-востоковеды анализируют вопрос
о возможности обращения к религии как средству мобилизации масс на
осуществление планов общественного развития. Огромный практический и
теоретический интерес с этой точки зрения представляет рассмотрение
вопроса об отношении религиозного и научного сознания. Современность и
история раскрывают многоплановость этой связи и помогают точнее
обозначить в ней место и роль религии.
Как показывает история развития стран Ближнего и Среднего Востока,
процесс становления науки, создающей самостоятельную, иную, чем
религиозная, картину мироздания, проходил в сложных, противоречивых
формах. Научное сознание в течение долгого периода избегало открытого
разрыва с религией. Таким было, к примеру, перипатетическое направление
в средневековой арабо-мусульманской мысли, которое стало теоретическим
обоснованием научной деятельности многих учёных. Выдвигая достаточно
настойчивую идею вечности мира, материи как изначальной субстанции,
философы в тоже время не отказывались от изложения своих
концепций в религиозной терминологии, от попыток вписать предложенное
ими представление о мире в систему, построенную на кораническом
вероучении, и тем самым раздвинуть рамки традиционной
теологии. [3]
Религия как всеобъемлющая или достаточно всеобъемлющая на
определённом этапе истории форма сознания, культуры являет собой
сложный организм, включающий разные тенденции, направления. Если
посмотреть на соотношение науки и религии под углом зрения их основного
содержания, то может обнаружится, что их связь не совсем однозначна.
История науки и религии показывает, что предмет их интересов, их
содержание не являются постоянными, они изменяются, расширяются или,
наоборот, ограничиваются.
Анализ решения арабскими философами средневековья проблемы
взаимоотношения науки и религии, знания и веры даёт возможность выявить
исторические особенности содержания научно-философского знания,
противостоящего религиозной вере. Обособляясь от веры, оно вырабатывает
понимание специфики своего предмета, способов его исследования и
организации знания. Анализ процесса размежевания религии и науки
(философии), выявление специфики содержания понятия веры и понятия
знания позволяет более точно определить сферу действия религии и сферу
действия знания. А это в свою очередь, даёт возможность более точно
понять содержание современной идейной полемики между прогрессивными
арабскими философами и защитниками традиционного взгляда на роль
религии.
Возникновение ислама, создание новой религии уже само по себе было
введением нового типа знания, новой рациональности, которая
противостояла прежнему типу знания, в большей мере включенному в магию
языческих верований. Ислам принёс новый тип знания – знания
политического, экономического, правового, выраженного на языке религии
и сочетающего установку на разумность, рациональность с авторитетным
требованием подчинения носителю более высокого знания, с верой в
верховное провидение.
Исследователь истории арабской философии Фарид Джабр утверждает, что
арабоязычный мыслитель «возникает как бытие почти исключительно
религиозное». И здесь речь идёт не столько о возможной
религиозности убеждений мыслителя, сколько о том, что он, как
мыслитель, как философ, появляется в среде, где определяющим идейным
воззрением была утвердившая себя религия ислама. Само возникновение
философии как рационалистического направления мысли связывается многими
исследователями с идейными движениями в богословии, в фикхе (с
постановкой вопросов об ответственности человека за свои поступки,
свободе его воли, предопределении и детерминированности происходящего и
т.д.)
Уже внутри складывающегося религиозного учения ислама столкнулись
два подхода к пониманию места и роли человека в мире. Первый подход
– позиция сторонников утверждения веры с помощью примитивных
способов, выражавшихся в настаивании на неприкосновенности буквального
смыслотолковании Корана, сунны и хадисов, в отказе от объяснения
противоречий, содержащихся в Писании, от попыток построения цельной
стройной системы вероучения, т.е. позиция тех улемов (богословов),
которые противились изменениям, происходящим в умме, общине мусульман,
разросшейся за два века как государственное образование до размеров
империи и перешедшей от приобщения к себе сторонников путём завоеваний
к обычным формам социальной жизни, включающими расширение экономической
деятельности и рост культуры. Вера и её теоретические и
практические производные составляли последний критерий богоугодного
поведения, а откровение – не только необходимый, но и достаточный
базис всякой человеческой деятельности. Откровение, принесённое людям
посланником Аллаха, объявило последнюю и окончательную истину –
она полностью исчерпана, никакого другого откровения быть не может.
Этой позиции деистского традиционализма противостояла другая –
позиция той части богословов, которые хотя и содействовали укреплению
религии, но одновременно сообразовывались с усложнением
государственно-религиозных функций, стремились вовлечь в сферу своего
влияния и использовать на своей стороне, или по крайней мере не иметь в
виде откровенного врага интеллектуально наиболее развитую часть
общества. Поскольку в это время речь уже «не могла идти о
насильственном навязывании необходимого единства, – пишет
исследователь мутазилизма А. аль-Арави, – оставался только один
путь: слить воедино три наиболее богатые культуры – греческую,
персидскую и арабскую – на основе абстрактного разума или
общепризнанного мерила».
Стимулируемые спорами богословов и решающие проблемы нравственности,
поведения человека, его познавательных возможностей и его свободы
мутазилиты, «зачинатели рационалистической школы в истории
исламской мысли» [1, с.9],
составляли оппозицию традиционному суннизму.
Содержание сокрытых взглядов могло выражать разное: расхождение не
только с официальной, но и с другими религиозными позициями (как это
можно предполагать у Абу-Бакра ар-Рази, аль-Фараби, Ибн-Сины и
Ибн-Рушда) или же позицию религиозную, но резко отличную от
господствующей (аль-Газали).
Философы оказались на стыке двух культур: принадлежа в исходном
пункте культуре мусульманской, они стали в тоже время адептами новой
мысли, мысли, пришедшей от античности и ознаменованной в лице
Аристотеля интересом к естествознанию и логике, т.е. знанию в новом
понимании, знанию не богословскому, а научно-практическому и
социально-политическому. Перевод греческих философов дал мусульманской
культуре «новое дыхание, измерение… в меньшей степени
исключительно религиозное, наоборот, скорее рациональное благодаря
диалектике Платона и Аристотеля. Была широко открыта дверь платоновской
диалектике и аристотелевской логике, которые поколебали догматизм
шариата». Понятно, что такая позиция встречала резкое неприятие
её со стороны традиционалистов [2, с.50].
Одним из моментов, определивших самостоятельный статус философии,
выделивших её из теологии было установившееся с созданием империи
халифата, а затем её распадом фактическое отделение административной,
светской власти от власти халифа. Наместники, управлявшие
многочисленными областями халифата, высвобождались из-под надзора
халифа и обретали практическую независимость. Стремясь сохранить и
укрепить её, они старались отстранить и местное духовенство от прямого
вмешательства в дела управления. Насколько им это удавалось, какие
формы принимали взаимоотношения религии и государственной власти,
зависело от конкретных ситуаций, но единой светско-религиозной
власти первых халифов уже не существовало. Наместник позволял себе
роскошь привлечь ко двору учёных, поэтов, философов. Они конкурировали
во влиянии на него с богословами. Связанный с усилением светской власти
и способствовавший ему подъём городской жизни, подъём ремесленного
сословия, составлявшего социальную базу оппозиционных настроений и
движений и требовавшего развития прикладных знаний и их теоретического
осмысления, также был стимулом и опорой идеологии, оппозиционной
суннитскому богословию, – стимулом и опорой философии.
Наука средневековья вообще была во многом наукой споров, словесной
наукой. Наиболее распространённой позицией философов по отношению к
религии была точка зрения, согласно которой ислам допускал
существование областей знания, дозволенных для исследования. Таковыми
были математика, астрономия, медицина, логика, мораль и в определённых
пределах физика и метафизика. Из всех мирских наук того периода
наиболее враждебной религии была философия – метафизика. Она, по
предмету была ей ближе всего и в тоже время имела прямо противоположные
цели. Остальные же науки находились в сфере практической деятельности
людей, с которой теология мало соприкасалась.
Вопросы, вокруг которых шла полемика, – это вопросы
метафизические, не выходящие, как правило, в область конкретных,
реальных исследований. Обоснование и анализ проблем требовали строгого
логического формулирования и изложения. Логика, логическая
классификация степеней научной достоверности, исходных посылок
рассуждения, начал исследования помогали выкристаллизовать научно
ценные, существенные знания, вокруг которых складываются остальные
элементы науки.
Арабо-исламские философы, следуя традиции Аристотеля и сообразуя её
с развитием наук своего времени, классифицировали всевозможные посылки
по степени их достоверности, а способы выведения из них утверждений
– по степени надёжности получения истины. В этой классификации
самое высокое место занимала философия, поскольку она пользуется в
качестве исходных самыми достоверными посылками, проверенными с помощью
приёмов аподейктики на согласование со всеми остальными аподиктически
строгими и верными суждениями. Остального рода занятия составляют,
согласно философам, область мнений – недостоверных суждений,
используемых «диалектами», «софистами» и
«риторами». В этой области черпают свои аргументы и образы
теология, религия, поэзия.
Допуская некоторую познавательную значимость
«диалектических» суждений, философы отказывали им в
подлинной научной ценности. Эти суждения, считали они, могут давать
только вероятностную истину, быть лишь стимулом к исследованию, но
никак не фундаментом науки, не её багажом.
Этот аспект учения философов, составляя их силу в борьбе с массой
невежественных представлений, выражал в то время и определённую
слабость научной методологии той эпохи, слабость античной парадигмы, в
пределах которой двигалась пока ещё научно-философская мысль.
Список использованной
литературы
1. Зайне, Хусни.
Аль-Акль инда аль-му’тазила. Тасаввур аль-акль инда аль-Кади Абд
аль-Джаббар. Бейрут, 1978.
2. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в
средневековом исламе. М., 1978.
3. Соколов В.В. Средневековая философия, М., 1979.
4. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской
философии. – М.: «НАУКА», 1983. – 168 с.